Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья
- Граждане с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких поступающих.
- При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
- вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
- присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
- поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
- поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
- задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Сроки получения СПО по ППССЗ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются — не более чем на 10 месяцев независимо от применяемых образовательных технологий.
Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Учреждение определяет «ограничение возможностей здоровья» и «инвалидность» на основании медицинских документов, предоставляемых студентом, или его законными представителями.
В целях доступности получения образования обучающиеся с ограниченными возможностями здоровью и инвалиды имеют право:
— обучаться по специальной адаптивной программе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
— обучаться по индивидуальному учебному плану;
— обучаться в общих группах (совместно с другими обучающимися) без или с применением специальных методов или технических средств.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению, и инвалиды по зрению (слабовидящие) имеют право на:
— составление и выдачу им адаптированного расписания занятий (укрупненный формат);
— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (укрупненный формат или аудиофайлы);
— предоставление консультаций в количестве от 20 до 36 академических часов по дисциплинам, вызывающим трудности в восприятии;
— размещение в доступных для обучающихся местах справочной информации;
— присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь (при необходимости);
Учреждение обязано учитывать рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (в случае ее предоставления в Учреждение студентом, или его законным представителем).
Меры дисциплинарного взыскания к студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, за исключением отчисления из Учреждения за академическую задолженность (с соблюдением предусмотренных норм).
Реализация программы «Доступная среда» в КОГПОБУ «Кировский колледж музыкального искусства» им И.В. Казенина
Получение среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статьей 43 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
С 2015 года в КОГПОБУ «Кировский колледж музыкального искусства им И.В. Казенина» реализуется долгосрочная государственная социальная программа «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья обучаться в нашем учебном заведении.
Творческие коллективы колледжа регулярно организуют и проводят концерты в реабилитационных центрах для инвалидов.
На все мероприятия, проводимые в колледже творческими коллективами, приглашаются ветераны и другие лица с ОВЗ.
В составе творческих коллективов колледжа при проведении концертов принимают участие обучающиеся с ОВЗ.
Удельный вес мероприятий, посещенных инвалидами, от общего количества мероприятий, проводимых учреждением, составляет не менее 60 (%).
Один из главных ориентиров программы – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных обучающихся.
С начала реализации государственной программы « Доступная среда» на педсоветах периодически рассматриваются вопросы внедрения и реализации данной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает:
— профориентационную работу с обучающимися в колледже и абитуриентами, которая включает в себя следующие аспекты:
- индивидуальные консультации с потенциальными абитуриентами с учетом их психофизических особенностей
- систематическое взаимодействие с преподавателями, обучающими инвалидов и лиц с ОВЗ в ДМШ и ДШИ по вопросам особенностей обучения данных потенциальных абитуриентов
- предоставление адаптированной информации по условиям приема и обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в ККМИ с учетом их особенностей
- регулярная концертная деятельность в организациях, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ
— сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— социокультурную реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— развитие безбарьерной среды в колледже др.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения за этот период были выполнены следующие мероприятия:
1.) В колледже разработаны нормативно-правовые акты, направленные на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе
— «Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг колледжа от 05.02.2017 г.
— план работы с обучающимися, имеющими инвалидность
— психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих статус инвалида — Правила приема в КОГПОБУ «Кировский колледж музыкального искусства им И.В. Казенина» (раздел 4 Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
2.) Входная группа в здание колледжа адаптирована под нужды инвалидов. Установлен пандус, уложена предупреждающая тактильная плитка, дверной проем соответствует СП 59.13330.2016 (Свод правил « ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»), установлена кнопка вызова персонала и тактильная пиктограмма, указывающая направление движения. В здании колледжа установлены тактильные пиктограммы, указывающие направление движения в концертный зал по лестнице.
Имеются раздвижные мобильные пандусы, лестничный подъемник.
Оборудован санузел под нужды инвалидов с кнопкой вызова персонала.
3.) В учреждении предусмотрено оказание ситуационной помощи лицам с ОВЗ сотрудниками учреждения, волонтерами из числа студентов по сопровождения и оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в преодолении барьеров при предоставлении им услуг колледжем.
4.) Колледж вошел в подпрограмму Кировской области «Доступная среда» на 2018 год.
По данной программе колледжу в 2018 г. выделены дополнительные средства в размере 680 000,00 рублей для реконструкции здания и приобретения оборудования, которые реализованы в полном объеме.
Ожидаемые результаты от программы:
— позитивный эффект для уровня качества образования, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
— обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Информация о трудоустроенных инвалидах в колледже:
Количество сотрудников-инвалидов, работающих в учреждении на 01.09.2018 г.- 4 (чел.)
Рабочие места созданы работодателем в соответствии с рекомендациями, указанными в их индивидуальных программах реабилитации и необходимые для осуществления ими их трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется с соблюдением всех льгот, предусмотренных законодательством.
Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государство принимает надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа ко всем сферам жизни. Эти меры включают в себя выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности ведения нормальной жизни инвалидами.
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения для посещения колледжа и обращения к его услугам, в колледже имеются следующие условия:
— наружный и внутренний пандусы,
-расширенные 2-х створчатые дверные проемы входной группы;
-напольные тактильные направляющие (полосы и индикаторы) для слабовидящих;
-на входе учреждения установлена кнопка вызова персонала для сопровождения;
— имеется подъемное гусеничное устройство, предназначенное для перемещения лиц с ограниченной подвижностью и инвалидов по ступеням лестницы;
-учебные кабинеты, столовая, медпункт, санузел для инвалидов расположены на 1 этаже;
В санитарно-гигиенических помещениях имеются:
— раковина с поворотным зеркалом и специальным поручнем;
— унитаз, гигиенический душ;
— откидные опорные поручни;
— водоснабжение – центральное;
-двери в санузле расширены для свободного проезда в кресло-коляске.
В колледже имеются условия, предоставляющие возможность для организации массовых мероприятий (концертов, спектаклей, конкурсов, конференций и т.п.).
Обучающиеся с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану, возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ.
В процессе учебного процесса используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, также предусмотрено ознакомление педагогических работников с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ.
В учреждении предусмотрено оказание ситуационной помощи сотрудниками учреждения (функциональные обязанности закреплены в должностных инструкциях).
— по организации сопровождения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
— оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров при предоставлении им услуг.
Таким образом, в здании учреждении обеспечены бытовые условия для организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации данного направления выбраны основные формы работы:
-учреждение ведёт работу по адаптации образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Для данной категории обучающихся адаптированы программы СПО, подобран удобный режим занятий, разработаны индивидуальные образовательные маршруты с учетом их особых образовательных потребностей.
В случае необходимости в колледже проводятся консультации инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения в колледже.
Разработан сайт имеющий версию для слабовидящих.
— предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам колледжа и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— размещение в доступных для слабовидящих местах в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий, консультаций и экзаменов;
— правовое консультирование обучающихся;
— содействие в трудоустройстве на работу.
4.9.При обучении колледж осуществляет учебно — методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей, в том числе с использованием средств Интернет-технологий.
5.Социализация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
5.1.В штате колледжа имеются должности заместителей директора (по учебной, воспитательной работе), педагога — психолога, социального педагога, заведующих отделениями, тьютера, воспитателя, осуществляющих мероприятия по социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья: диагностику, психологическое консультирование, коррекцию, адаптацию и др.