Доступная среда

Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья

  1. Граждане с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей  и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких поступающих.
  2. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
  • вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
  • присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
  • поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
  • поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
  • материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

  • задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний зачитываются ассистентом;
  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
  • поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
  • задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих:

  • обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Сроки получения СПО по ППССЗ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются — не более чем на 10 месяцев независимо от применяемых образовательных технологий.

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Учреждение определяет «ограничение возможностей здоровья» и «инвалидность» на основании медицинских документов, предоставляемых студентом, или его законными представителями.

В целях доступности получения образования обучающиеся с ограниченными возможностями здоровью и инвалиды имеют право:
— обучаться по специальной адаптивной программе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
— обучаться по индивидуальному учебному плану;
— обучаться в общих группах (совместно с другими обучающимися) без или с применением специальных методов или технических средств.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению, и инвалиды по зрению (слабовидящие) имеют право на:
— составление и выдачу им адаптированного расписания занятий (укрупненный формат);
— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (укрупненный формат или аудиофайлы);
— предоставление консультаций в количестве от 20 до 36 академических часов по дисциплинам, вызывающим трудности в восприятии;
— размещение в доступных для обучающихся местах справочной информации;
— присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь (при необходимости);

Учреждение обязано учитывать рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (в случае ее предоставления в Учреждение студентом, или его законным представителем).

Меры дисциплинарного взыскания к студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, за исключением отчисления из Учреждения за академическую задолженность (с соблюдением предусмотренных норм).

Реализация программы «Доступная среда» в КОГПОБУ «Кировский колледж музыкального искусства» им И.В. Казенина

Получение среднего профессионального образования обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.                        

Статьей 43 Конституции РФ закреплено, что каждый человек имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

С 2015 года в КОГПОБУ «Кировский колледж музыкального искусства им И.В. Казенина» реализуется долгосрочная   государственная социальная программа «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья обучаться в нашем учебном заведении.                         

Творческие коллективы колледжа  регулярно организуют и проводят концерты  в реабилитационных центрах для инвалидов.

На все мероприятия,  проводимые в колледже  творческими коллективами,  приглашаются  ветераны и другие лица с ОВЗ.

В составе  творческих коллективов  колледжа  при проведении   концертов принимают участие  обучающиеся  с ОВЗ. 

Удельный вес мероприятий, посещенных инвалидами, от общего количества   мероприятий, проводимых учреждением, составляет не менее   60 (%).

Один из главных ориентиров программы – обучающиеся  с  ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных обучающихся.

 С начала  реализации государственной программы « Доступная среда»   на  педсоветах периодически рассматриваются вопросы  внедрения и реализации данной программы  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает:

— профориентационную работу с обучающимися в  колледже и  абитуриентами, которая включает в себя следующие аспекты:

  • индивидуальные консультации с потенциальными абитуриентами с учетом их психофизических особенностей
  • систематическое взаимодействие с преподавателями, обучающими инвалидов и лиц с ОВЗ в ДМШ и ДШИ по вопросам особенностей обучения данных потенциальных абитуриентов
  • предоставление адаптированной  информации по условиям приема и обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в ККМИ с учетом их особенностей
  • регулярная концертная деятельность в организациях, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ

— сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— социокультурную реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

— развитие безбарьерной среды в колледже др.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения за этот период были выполнены следующие мероприятия:

  1.) В колледже разработаны нормативно-правовые акты,  направленные на адаптацию  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе

— «Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг  колледжа от 05.02.2017 г. 

— план работы с обучающимися, имеющими инвалидность

— психолого-педагогическое  сопровождение  обучающихся,  имеющих статус инвалида     — Правила приема  в КОГПОБУ «Кировский колледж музыкального искусства им И.В. Казенина»  (раздел 4 Особенности  проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).

2.) Входная группа в здание колледжа адаптирована под нужды инвалидов. Установлен пандус, уложена предупреждающая тактильная плитка, дверной проем соответствует СП 59.13330.2016 (Свод правил « ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»), установлена кнопка вызова персонала и тактильная пиктограмма, указывающая направление движения. В здании колледжа установлены тактильные пиктограммы, указывающие направление движения в концертный зал по лестнице.

Имеются раздвижные мобильные пандусы, лестничный подъемник.

Оборудован санузел под нужды инвалидов с кнопкой вызова персонала.

3.) В учреждении предусмотрено оказание ситуационной помощи лицам с ОВЗ  сотрудниками учреждения, волонтерами из числа студентов по  сопровождения  и оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ   в преодолении барьеров при предоставлении им услуг колледжем.

4.) Колледж  вошел в подпрограмму Кировской области  «Доступная среда» на 2018 год.

По данной программе  колледжу в 2018 г. выделены   дополнительные  средства в размере 680 000,00 рублей для реконструкции здания и приобретения оборудования, которые реализованы в полном объеме.

 Ожидаемые результаты от программы:

— позитивный эффект для уровня качества образования, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

— обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Информация  о трудоустроенных инвалидах в колледже:

Количество сотрудников-инвалидов, работающих в учреждении на 01.09.2018 г.-  4 (чел.)

Рабочие места  созданы работодателем  в соответствии с рекомендациями, указанными  в их индивидуальных  программах  реабилитации  и необходимые для осуществления  ими их трудовой деятельности.  Трудовая деятельность осуществляется   с соблюдением всех льгот,  предусмотренных законодательством.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государство принимает надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа ко всем сферам жизни. Эти меры включают в себя выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности ведения нормальной жизни инвалидами.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения для посещения колледжа и обращения к его  услугам, в колледже имеются следующие условия:

— наружный и внутренний пандусы,

-расширенные 2-х створчатые дверные проемы входной группы;

-напольные тактильные направляющие (полосы и индикаторы) для слабовидящих;

-на входе учреждения установлена кнопка вызова персонала для сопровождения;

— имеется подъемное гусеничное устройство, предназначенное для перемещения лиц с ограниченной подвижностью и инвалидов по ступеням лестницы;

-учебные кабинеты, столовая, медпункт, санузел для инвалидов расположены на 1 этаже;

В санитарно-гигиенических помещениях имеются:

— раковина с поворотным зеркалом и специальным поручнем;

— унитаз, гигиенический душ;

— откидные опорные поручни;

— водоснабжение – центральное;

   -двери в санузле расширены для свободного проезда в кресло-коляске.

В колледже имеются условия, предоставляющие возможность для организации массовых мероприятий (концертов, спектаклей, конкурсов, конференций и т.п.).

Обучающиеся с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану, возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ.

В процессе учебного процесса используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации, с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, также предусмотрено ознакомление педагогических работников с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ.

В учреждении предусмотрено оказание ситуационной помощи сотрудниками учреждения (функциональные обязанности закреплены в должностных инструкциях).

 — по организации сопровождения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 — оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров при предоставлении им услуг.

Таким образом, в здании учреждении обеспечены бытовые условия для организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации данного направления выбраны основные формы работы:

-учреждение ведёт работу по адаптации образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Для данной категории обучающихся адаптированы программы СПО, подобран удобный режим занятий, разработаны индивидуальные образовательные маршруты с учетом их особых образовательных потребностей.

В случае необходимости в колледже проводятся консультации инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения в колледже.

Разработан сайт  имеющий версию для слабовидящих.

 — предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

— размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам колледжа и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

— размещение в доступных для слабовидящих местах в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий, консультаций и экзаменов;

— правовое консультирование обучающихся;

— содействие в трудоустройстве на работу.

4.9.При обучении колледж осуществляет учебно­ — методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей, в том числе  с использованием средств Интернет-технологий.

5.Социализация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

5.1.В штате колледжа имеются должности заместителей директора (по учебной, воспитательной работе), педагога — психолога, социального педагога, заведующих отделениями, тьютера, воспитателя, осуществляющих мероприятия по социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья: диагностику, психологическое консультирование, коррекцию, адаптацию и др.

Комментарии запрещены.