В соответствии с изменениями, внесенными 31 июля 2020г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», значительно усилена воспитательная составляющая в образовании, рабочие программы воспитания стали составной частью образовательных программ, определены обязательные требования к организации воспитания обучающихся.
Цель воспитательного процесса в колледже: формирование конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия и способной обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом.
Цели и задачи воспитательной работы реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности с учётом направлений воспитания:
✔ гражданское воспитание;
✔ патриотическое воспитание;
✔ духовно-нравственное воспитание;
✔ эстетическое воспитание;
✔ физическое воспитание;
✔ формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия;
✔ профессионально-трудовое воспитание
В соответствии с этим воспитательная система в колледже определяется педагогическим коллективом как сложное социопсихологическое образование, направленное на формирование у будущих специалистов как личностных, так и профессиональных качеств, толерантных отношений в студенческой и педагогической среде, нравственное и эстетическое развитие. Эту работу конкретизируют и структурируют рабочие программы воспитания (по 6 специальностям) и календарный план воспитательной работы на учебный год.
Административная структура, осуществляющая воспитательную деятельность, включает: заведующего отделом воспитательной и социальной работы, педагог-психолог, методическое объединение классных руководителей, двух педагогов-организаторов (дневной и вечерней смен), а также воспитателя общежития.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 25 августа 2021г. N Пр-1808ГС должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022г. N 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
С 1 сентября 2023 года с целью реализации принятого решения в коллеже появился советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Основными направлениями деятельности советника являются:
-вовлечение студентов в разнообразные социокультурные практики с учетом особенностей выбора будущей профессиональной деятельности, и в детских и молодежных общественных организаций;
-поддержка общественной, научной, творческой и предпринимательской активности студентов;
-содействие реализации системы наставничества в профессиональной образовательной организации, в том числе в качестве участников-наставников РДДМ «Движение первых». С сентября 2023 года в колледже состоялось торжественное открытие первичного отдела РДДМ «Движение первых».
Воспитательная работа осуществляется через тесное взаимодействие всех составляющих этой структуры, а также при непосредственном участии преподавателей, председателей предметно-цикловых комиссий, МО классных руководителей. Наиболее пристальное внимание уделяется в колледже работе классных руководителей, ключевому звену, которое непосредственно осуществляет целенаправленную воспитательную деятельность. Рациональное планирование УВР в группах позволяет систематизировать эту деятельность по основным направлениям: профессиональное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ЗОЖ. В обязанности классных руководителей входит ведение журналов, в которых отражены календарные планы работы группы и их реализация. Не реже двух раз в месяц проводятся классные часы, во время которых проходят не только воспитательные беседы, но и тематические мероприятия, праздники, встречи со специалистами, семинары, тренинги.
Совещания МО классных руководителей проводятся ежемесячно по утвержденному на год плану. Организуются семинары классных руководителей, где изучаются нормативно-правовые документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, осуществляется знакомство с современными педагогическими технологиями.
Одной из форм работы МО классных руководителей является выступление с сообщениями по наиболее актуальным вопросам воспитательного процесса. Опыт наиболее успешных классных руководителей представляется на межрегиональных конференциях.
В колледже и в общежитии имеются условия для организации внеучебной работы со студентами: концертный зал, спортивный и тренажерный залы, библиотека, читальный зал, комната отдыха в общежитии для кружковой работы.
Финансирование воспитательной деятельности осуществляется за счет внебюджетных средств, выделяемых на организацию оздоровительной и культурно-массовой работы, и средств отраслевого профсоюза
Возможности учебного процесса активно используются в колледже в целях воспитания. В содержании учебных планов и программ отражены нравственные и психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов. Для этого реализуются возможности не только федерального, но и национально-регионального компонента.
Важной составляющей в воспитательном процессе в колледже стала реализация цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» реализуются кураторами групп в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном)». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России.
При реализации модуля используются методические материалы портала https://razgovor.edsoo.ru/
В аспекте ВР представлена в колледже и структура подготовки специалистов. В ней определены воспитательные задачи для каждого курса, продуманы факультативные курсы на классных часах: «Художественная культура Вятского края», внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами педагогического труда, мастер-классы известных музыкантов.
Мониторинг уровня воспитанности студентов осуществляется с помощью системы анкетирования. Проведение коллоквиумов для студентов каждого курса, итоговые собеседования позволяют судить о результативности всей воспитательной работы в колледже по уровню кругозора и сформированности мировоззрения студента в целом.
Оценка состояния ВР проводится в колледже на всех уровнях и осуществляется в разных формах. Это тематические педсоветы, где заслушиваются выступления зам. директора по УВР, председателей ПЦК о состоянии ВР на отделениях, отчеты классных руководителей с анализом уровня воспитанности студентов в группах. Регулярно проходят малые педсоветы в общежитии. Ежегодно предоставляются отчеты воспитателя общежития, председателя профкома студентов, преподавателя физкультуры. Это позволяет вести мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса, своевременно выявлять и более эффективно разрешать проблемы. Анализ, обобщения, выводы и предложения представляются в ежегодном отчете заведующего отделом воспитательной и социальной работы.
Важную роль играет работа с родителями: родительские собрания, индивидуальная работа (беседы по телефону, встречи, письма, посещение семей студентов). В целях развития и укрепления взаимодействия между участниками образовательного процесса: студентами, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками колледжа по различным вопросам обучения и воспитания, организации труда и отдыха — в образовательной организации функционирует Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Эффективно ведут индивидуальную работу с родителями воспитатели общежития, которые неоднократно представляли свой опыт работы на областных семинарах и в рамках КПК.