Профессия звукорежиссера с наше время очень популярна, но не каждый знает, что она собой представляет. Мой сокурсник Артем Целоусов давно занимается звукорежиссурой и мне захотелось узнать детали, секреты этого ювелирного дела. До сих пор мне профессия звукорежиссера представлялась так: человек сидит и контролирует звук на концертах. А оказалось…
— Артем, скажи, пожалуйста, кто такой звукорежиссер?
— Многие считают, что это профессия техническая, это технический персонал, обслуживающий кого-то, в данном случае — концерт, какое-то музыкальное мероприятие.
— Расскажи о своем первом опыте звукозаписи.
— Да, я помню картинку, когда попал первый раз на студию звукозаписи. Конечно, я представлял себе, какие там программы, но совершенно не знал, что делать. Я сел за пульт. Вот спел человек, вроде бы все хорошо, но и в тоже время плохо, но как это выразить словами, я не знаю. И так прошло несколько записей. А потом наступило самое страшное: надо было сводить записанный голос с фонограммой, чтобы это хорошо звучало. Помню, мою первую запись жутко раскритиковали, потому что она была неровная по звучанию. Потом мне показали пару приемов, и я начал ими пользоваться и совершенствоваться.
— Значит, звукорежиссер должен не только сидеть и записывать человека, а еще и давать советы, как спеть лучше?
— Да,у звукорежиссера на первом месте должен стоять результат работы. На первых записях у меня в голове совершенно этого не было, я не представлял себе, каким должен быть результат. Постепенно с опытом я понял, к чему должна прийти окончательная запись, понял, что можно во время самой записи исправлять, а что во время сведения.
— Артем, а чем эта профессия тебя заинтересовала?
— На самом деле все просто. Я, как любой современный молодой человек, тесно общаюсь с компьютером. Мне, однажды, попалась в руки очень интересная программа FLStudio (FruityLoops), там есть папка с готовыми проектами. Если открыть один проект, то можно увидеть, как все делается изнутри, т.е. какие там инструменты, когда что звучит, и какая в итоге получается общая картинка. Меня это захватило, я попытался такое повторить.
— Расскажи о процессе звукозаписи, что он из себя представляет?
— Процесс звукозаписи проходит в два этапа: запись и сведение.
В начале записи проходит распевка: человек пытается петь всю песню. Я смотрю, с чем можнопоработать на записи. Иногда исполнители поют достаточно хорошо, тогда можно всё оставить как есть. Ну а если поют плохо, тогда мне на помощь приходит второй, третий дубль… Можно, в принципе, всю песню записать и по строчкам, но тогда надо следить, чтобы из частей складывалось целое, чтобы не было неестественных переходов.
В сведении цель простая – чтобы звучание голоса было внутри фонограммы, находилось с фонограммой в одном пространстве. А чтобы этого достичь, нужно с помощью различных эффектов добиться ясности, разборчивости звучания, чтобы звук не был «плоским», а имел определённый объём.
— А как долго ты работаешь с одним человеком?
— Люди бывают разные, и все зависит от них самих. Ко мне приходят и маленькие дети, и старшеклассники, и взрослые. К каждым нужен свой подход. Например, с маленькими можно несколько раз спеть песню, поэтому с ними работаю немного подольше. Со старшими можно спеть один куплет песни, какой-то эпизод и поработать над этим. В целом уходит полчаса: распеться, записать «корявые» дубли, поработать над конкретными моментами.
— Артем, поделись, с какими сложностями тебе приходится сталкиваться?
— Мммм… Это необучаемые люди. Есть такие люди, которые споют один дубль, потом им напоминаешь некоторые проблемы, и они тут же исправляются. А есть люди, которым объясняешь, но они не исправляются. У меня получается двойная работа, т.е. я сам показываю людям, как должна звучать песня в моем понимании. Самое главное, надо передать то, чего я хочу от исполнителя.
— Кто приходит к тебе записываться?
— В основном это дети. А профессиональных певцов было раз-два-три, да и то профессионалами их назвать нельзя. Мне очень нравится, когда приходят люди открытые, не стеснительные, тогда работа с ними проходит на позитиве, очень легко и приятно.
— Артем, как думаешь, что сложного в такой профессии?
— При работе самое главное — удержать внимание, а для меня — и умение сосредоточиться. Нужно всегда соблюдать баланс голоса и фонограммы, чтобы запись получалась хорошей, качественной.
— Я знаю, ты хочешь поступать в консерваторию, получить профессию звукорежиссера. При получении профессии, какие перспективы откроются перед тобой?
— Пока консерватория обещает большие перспективы, говорят, что выпускники работают в Москве и других городах, на студиях звукозаписи, на радио, телевидении. Выбор большой, куда пойти.
— На твой взгляд, что ожидает профессию звукорежиссера в будущем?
— Такая профессия во многом зависит от техники. Насколько развиваются технические средства, насколько будет развиваться и сам человек в использовании этих средств, от этого и будет зависеть рост профессии звукорежиссера.
— Спасибо, Артем, за интереснейшую беседу. Я много нового узнала о данной профессии. Желаю тебе успехов и совершенства в любимом деле.
Интервью подготовила студентка IV курса
отделения «Теория музыки»
Фуфачева Татьяна