В 2015 году исполняется 25 лет со дня основания музыкальной школы при Кировском областном колледже музыкального искусства И.В.Казенина. Музыкальная школа дает нам прочные знания в мире музыки, позволяет детям окунуться в его разнообразие. Само музыкальное образование, которое дает наша музыкальная школа, является уникальным. Об этом, о нашем учебном заведении, о детях, обучающихся здесь, сможет рассказать нам Татьяна Викторовна Яковлева, которая является в одном лице с директором, завучем и преподавателем музыкальной школы.
— Когда была основана музыкальная школа при колледже?
— Дата открытия музыкальной школы при колледже – 20 мая 1990 года. Это был приказ Департамента культуры, с которого и началась работа нашей школы.
— Кто был инициатором ее создания?
-Инициаторов было несколько: директор колледжа – В.Г.Боев, директор УМЦ – Т.А. Манылова и наш преподаватель — Л.В. Дворцова.
— Сколько отделений существовало на тот момент?
— Вначале открылись фортепианное, оркестрово-струнное отделения, а чуть позже – духовое.
— Сколько отделений работает в школе сейчас?
— В настоящий момент у нас работает шесть отделений: фортепианное, которое является самым многочисленным, оркестрово-струнное, отделение духовых и ударных инструментов, народное, в котором у нас есть и струнные инструменты (такие как балалайка, домра, гитара) и клавишные (баян, аккордеон), отделения народного и академического пения.
— Кто был первым директором музыкальной школы?
— На протяжении первых пятнадцати лет директором была Татьяна Сергеевна Перминова, потом ее сменила Галина Анатольевна Лыскова, которая руководила школой три года. Ее сменила на этом посту Наталья Николаевна Суслова. И вот уже четыре года я являюсь в одном лице и завучем и директором школы.
— Наша школа является структурным подразделением колледжа. Как Вы считаете, какой уровень должен быть у выпускников нашей музыкальной школы?
— Уровень должен быть, наверное, предельно высоким, потому что в общем- то целью создания школы была подготовка абитуриентов для нашего колледжа, и, естественно, планка должна быть задана серьезная. Мы стараемся придерживаться этой планки, потому что абитуриенты из нашей школы все равно отличаются и подготовкой, и внутренним содержанием от учеников других школ. И программа, и тот факт, что школа находится в стенах колледжа, накладывает свой отпечаток. Видя студентов, слыша их игру, часто бывая на концертах, где принимают участие студенты и преподаватели колледжа, дети имеют перед глазами хороший пример, который помогает им в обучении и направляет их.
— Татьяна Викторовна, скажите пожалуйста, какие плюсы и какие минусы Вы видите в необычном расположении школы в здании колледжа?
— К плюсам нужно отнести, с одной стороны, общение, какой-то исполнительский пример, с другой стороны, общаясь и обучаясь в классах преподавателей колледжа, дети создают для себя картину своей будущей профессии. А минусы заключаются в том, что наша школа не обладает собственным помещением, у нас мало учебных аудиторий, нам приходится, конечно, делиться со студентами. Нам хотелось бы иметь собственные аудитории. Кроме того, наши педагоги имеют большую нагрузку в колледже, почти все они являются совместителями, а потому у них остается не так много времени, чтобы уделять больше внимания внеурочной деятельности наших учащихся.
— Назовите, пожалуйста, ваших лучших выпускников. Продолжают ли они свое музыкальное образование?
— Из каждого выпуска школы не менее 40-50 процентов поступает ежегодно в колледж. Были годы, когда поступали все выпускники. А что касается лучших учеников, да, они продолжают свое обучение в высших и средних специальных учебных заведениях нашей страны. Жаль, конечно, что это не всегда происходит в нашем колледже, они уезжают в столицы и учатся в Санкт-Петербурге и в Москве. Могу назвать таких ребят как Русинов Кирилл, который в этом году заканчивает третий курс колледжа в Москве, Новоселов Ярослав, который сейчас учится на четвертом курсе училища им.Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Я думаю, что эти ребята продолжат свое обучение в консерваториях. Ярослав обещает приехать к нам, и после Казенинского конкурса сыграть сольный концерт. Поэтому мы его еще услышим во всех ипостасях: и как солиста, и как концертмейстера. Надеюсь, наша встреча состоится, она будет 1 апреля и будет приурочена к юбилею музыкальной школы.
— Как вы оцениваете уровень обучающихся в школе в данный момент?
— Если взять чисто статистические данные, то по проценту успеваемости цифры у нас не менее 50% в пятом классе, но зачастую эти цифры колеблются от 83% до 100%. Это очень высокий процент успеваемости. Ребята учатся хорошо и в седьмом классе,но этот процент уже гораздо ниже, я думаю, что дети устают.
— С какими трудностями Вы встречаетесь, управляя школой?
— Наверное, больше трудностей возникает не с учебной или концертной деятельностью, а, скорее, в общении с родителями. Не секрет, что сейчас многие родители отдают своих детей в музыкальную школу по двум причинам: первая — это восполнение не полученного собственного музыкального образования, вторая – для престижа. И поэтому они сами не вполне понимают, сколько времени и сил должен отдавать своим занятиям ребенок. Музыкальное образование уникально по своей природе, но не все могут себя ему посветить. И когда дети сами приходят в школу, это совсем другое дело.
— Когда планируется празднование 25-летнего юбилея школы?
— Это произойдет 18 апреля в субботу в 16:00 в нашем концертном зале, в родных стенах.
— Какие основные события пройдут в этот период?
— К этому юбилейному отчетному концерту у нас приурочен еще целый ряд мероприятий: в декабре 2014 года прошел фестиваль «Играем вместе», в марте 2015 состоится юбилейный концерт фортепианного отделения. Затем планируются отделенческие концерты на народном и духовом отделении, а также сольный концерт Ярослава Новоселова.
— Как готовятся педагоги к торжествам?
— В основном идет подготовка сольных и ансамблевых номеров, потому что в юбилейных мероприятиях будут задействованы практически все дети. В отчетном концерте школы примут участие наши бывшие выпускники, которые будут исполнять свои сольные номера.
За годы своего существования музыкальная школа выпустила уже не одно поколение талантливых музыкантов. Многие выпускники вспоминают годы учебы с большой теплотой и благодарностью. Выпускница 2012 года Маргарита Полушкина ныне является студенткой III курса отделения «Теория музыки»:
— Я очень благодарна учителям и школе за высокий уровень образования. Именно школа помогла мне найти себя в жизни, а также способствовала в выборе будущей профессии. От всей души желаю вам творческих успехов во всех начинаниях, развития и одаренных учеников.
Интервью подготовила Екатерина Кузьминых,
студентка IV курса ТО