Каждый учебный год в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки проходит Всероссийская олимпиада по нескольким специальностям. На эту олимпиаду съезжаются самые талантливые студенты из разных городов нашей страны. В этом году конкурс открыли теоретики всей России. Не стал исключением и наш колледж: для участия в олимпиаде отправились мои однокурсники Анна Первакова и Артем Целоусов. Удача, как оказалось, им улыбнулась: Аня стала победителем Всероссийской олимпиады, а Артем получил диплом в номинации. О том, как Анна добилась успеха, вы узнаете из нашей беседы.
— Аня, расскажи, что такое олимпиада по теории музыки?
— Это такое испытание, на котором преподаватели, профессора Нижегородской государственной консерватории им. Глинки проверяют знания в сочетании с творческими навыками. Такая олимпиада уже не первый раз проводится в Нижнем Новгороде, туда приезжают не только теоретики, в этом году были ребята со струнного отделения и даже народники. Это очень необычно и интересно.
— А каково это – быть победителем олимпиады и уже почти являться студенткой консерватории?
— Это неожиданно. Я даже не поняла, что произошло. Я думала, что неплохо было бы занять 3 место, просто диплом, а тут неожиданно подвернулся такой сюрприз.
— Я знаю, ты ездила на олимпиаду уже в третий раз. Скажи, пожалуйста, как ты считаешь, чем предыдущие олимпиады отличаются от нынешней и какие у тебя ощущения от них?
— Что было раньше…. По жанру это были такие же самые задания, два устных – это импровизация и устное выступление, два письменных – музыковедческое эссе и практическое задание по гармонии. В этом году были самые легкие задания, на мой взгляд, намного проще, чем на предыдущих конкурсах. Психологически легче было, может быть, потому, что мы уже учимся на четвертом курсе. А самая сложная олимпиада для меня была в том году, задания там были очень неожиданные, связанные с современной музыкой.
— А насколько творческими были задания?
— В каждом жанре можно было проявить свое творчество. Все зависело от того, кому какое задание ближе, там он и проявлял свое творчество в большей степени. Кто-то проявил себя в импровизации, кто-то – в письменных сочинениях. Я думаю, комиссия очень правильно поступила, сделав несколько жанров для проявления творческого потенциала студентов.
— А каков был уровень подготовки соперников? Чувствовалась ли конкуренция?
— Конкуренция чувствуется на любой олимпиаде. В этом году были не такие сильные соперники. У кого-то были такие моменты, что ты понимаешь, вот этот человек, возможно, получит первое место, но все-таки это было какими-то вспышками. Не было таких участников, которые выступали блистательно в каждом задании. Все было очень неровно. Я могу судить только по устным заданиям, поскольку письменных я не видела.
— Кто из участников тебе показался самым сильным конкурентом, кто больше запомнился?
— Я даже не знаю, сложно об этом сказать… Например, в импровизации мне запомнилась девушка, которая очень достойно показала себя. Я помню, что она и в том году была на олимпиаде. Ее тоже звали Аня, как и меня (смеется).
— Я тоже была на такой олимпиаде, но в прошлом году, и мне запомнился молодой человек по фамилии Зингер. А ты помнишь его?
— Да, он запомнился мне, потому что проявил себя везде: отвечал необычно, нестандартно, в нем сочетались знания и творчество. Таких, как он, в этом году не было.
— Я знаю, на жеребьевке последнего устного задания ты вытянула первый номер. Такой выбор как-то повлиял на тебя?
— Конечно! Это было вообще неожиданно. С одной стороны это было хорошо, я ответила и успокоилась. Ну а так я очень волновалась. Помню, я села, и первая мысль была: « Ничего другого придумать не могли?» (смеется). Ну, я это пережила, потому что для меня это было самым сложным заданием.
— Как думаешь, все ли сделали организаторы, чтобы участники проявили свой творческий потенциал?
— Люди, которые составляли задания, прекрасно знали, как студентам лучше проявить себя с хорошей стороны. С первого задания надо было поразмышлять, высказать свое мнение. Вообще, вся олимпиада направлена на то, чтобы выявить, как человек умеет мыслить. Мыслить нужно везде: и в импровизации, как развивается мелодическая мысль, и в письменных заданиях. И студенты растут в этом плане. Например, в том году профессора нам говорили, что для нас барьер – это импровизация и мы его преодолели, но есть еще аналитические навыки, которые нужно совершенствовать.
— Случались ли курьезные моменты?
— Для меня, в первую очередь, курьезный момент наступил при жеребьевке с первым номером. Еще одну фразу запомнила, как кто-то из профессоров сказал: «Ну что, пойдем жеребиться!» (смеется)
— Чувствовалась ли поддержка со стороны профессоров?
— Что касается профессоров, они все были снисходительными и доброжелательными. Очень запомнился В. Н. Сыров, он всегда смотрит на студентов с улыбкой, это привлекает.
— В консерватории много студентов из нашего колледжа. Как чувствовалась от них поддержка?
— В последний день на заключительном этапе они «проснулись», узнали, что на олимпиаде есть и кировские студенты, все стали желать удачи. Поддержка все равно была. Нашим талисманом, конечно, была Аня Чукавина, которая постоянно находилась с нами, поддерживала. Очень запомнилось, как студенты консерватории из Арзамаса поддерживали своих конкурсантов, дружелюбные, сплоченные. Я думаю, это им очень помогло.
— Что ты почувствовала, когда узнала результаты олимпиады?
— Когда назвали меня победителем, я минуту сидела, ничего не понимала, в поезде ехала и до конца не осознавала, что стала победителем. Меня и директор колледжа поздравил, и мой преподаватель по музыкальной литературе М. А. Валовая. Но я все равно ничего не понимала. Ни о чем не могла думать, мне очень хотелось домой, покушать и поспать, в общем, отдохнуть (улыбается).
— Поделись секретом подготовки к олимпиаде. Возможно, другие студенты воспользуются твоим советом.
— Ну как к этому можно подготовиться?! Я не готовилась. Самая главная подготовка для мозга, чтобы он лучше работал – это отдых. И шоколадку еще скушать перед каждым заданием, чтобы мозг работал на все 100%! (смеется)
— Аня, ты большая умница, еще раз тебя поздравляю с победой и желаю не останавливаться на достигнутом, работать над собой и идти к вершинам знаний! Спасибо за такую теплую беседу.
Остается еще добавить, что диплом лауреата Всероссийской теоретической олимпиады дает возможность Ане Перваковой стать студенткой Нижегородской государственной консерватории им. Глинки без вступительных экзаменов.
Интервью подготовила Татьяна Фуфачева,
студентка IV курса ТО