«В тебе заложена эта способность – трогать души людей…». Творческий портрет Е. М. Ивановой-Летягиной.

Елена Мариновна Иванова-Летягина – удивительное сочетание харизмы, таланта, трудолюбия и любви в одной личности.

Елена Мариновна – ведущий преподаватель духового отделения колледжа, солистка Вятского симфонического оркестра им. В. Раевского и Вятского камерного оркестра, член Санкт-Петербургского общества концертных деятелей, лауреат множества  музыкальных конкурсов, а также любящая жена и мама. Активную концертную деятельность она совмещает с ежедневной работой над мастерством студентов и школьников своего флейтового класса.

Об этом ли мечтала наша героиня в детстве? И да, и нет: Елена Мариновна признаётся, что всегда была настроена стать преподавателем музыки, и на вопрос «Кем ты хочешь стать, Леночка?» гордо отвечала: «Директором музыкальной школы». А вот то, что она будет стоять на сцене, в центре внимания публики, да ещё и с флейтой в руках – этого маленькая девочка предвидеть никак не могла.

В детстве Лена была очень активным ребёнком, её занимало практически всё: рисование, пение, танцы, чтение, вязание и многое другое. Особая любовь у девочки была к фортепиано: в свободную минуту она садилась за инструмент заниматься, читать с листа и подбирать мелодии на слух. С флейтой знакомство произошло случайно, по телевизору выступал мужчина «с блестящей дудочкой», и будущая солистка сказала, что хочет играть также. Родители обрадовались — и инструмент компактный, и дочь пристроена. Так девочка оказалась в музыкальной школе. Начальное обучение проходило «тихо и радостно»: харизматичный преподаватель, играть получается вполне неплохо, да ещё и лучшая подружка – она тоже флейтистка — рядом. Но приоритет всё-равно оставался у фортепиано, флейта же, по словам Елены Мариновны, была «вплетена в косичку увлечений».

Постепенно дело дошло до училища. Время обучения не отличалось особой продуктивностью, юная флейтистка начала серьёзнее заниматься сама: игра на новом инструменте (появлению которого, кстати, посодействовали знакомые отца – судьи международного класса по фигурному катанию – Олимпийские чемпионы Г. Карпоносов и Н. Линичук) доставляла больше радости, а прослушивание записей именитых флейтистов стимулировало работать ещё упорнее.

Но всё-таки период осознанного обучения начался с поступления в консерваторию. В консерватории Елена Мариновна «зазвучала», и случилось это на классном вечере профессора консерватории А. В. Малкеева, когда студентка исполняла флейтовый концерт чешского композитора И. Фельда.

Елена Мариновна вспоминает: «Я полностью погрузилась вмузыку и отыграла концерт. После исполнения меня все поздравляли, но самое важное и ценное я услышала от своего профессора. Аркадий Вениаминович не смог сдержать слез: «Я вдруг отчётливо понял, что ты будешь играть. До этого дня, да, ты играла, сдавала экзамены, получала свои четвёрки-пятёрки. Но раз заплакал я – значит, в тебе заложена эта способность – трогать души людей».

Следующей ступенькой музыкального совершенствования стала аспирантура Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки в классе заслуженного артиста России Альберта Леонидовича Гофмана. Это был большой шаг в освоении инструмента, профессионального становления Елены Мариновны. Время обучения в аспирантуре было не из простых: случались и слёзы, и конфликты, и сон на столе в кабинете… Однако Елена Мариновна не сдавалась и уверенно выдержала проверку, получив в награду бесценный опыт общения с Мастером, новые знания и знакомства, импульс к дальнейшему развитию.

Преподавателем Елена Мариновна работает уже 31 год. За это время многие из её студентов уже сами стали преподавателями и солистами оркестров по всей стране. Но удивительно, возвращаясь домой, многие первым делом приходят к своему педагогу и рассказывают о своих успехах. На вопрос «В чём же секрет такой любви студентов?» Елена Мариновна улыбается и говорит: «Искренность. В словах, поступках, в отношении к своей работе».

«Для меня Елена Мариновна – не просто преподаватель по специальности, она – мой наставник. И не только в стенах 4-го кабинета, где мы занимаемся, а в целом, по жизни, – поделилась с нами студентка III курса, флейтистка Ксения Новоселова. – Елена Мариновна научила меня работать, раскрыла во мне новые качества. Благодаря ей я стала увереннее в себе, мудрее и осознаннее».

И, конечно, нельзя не упомянуть про деятельность Елены Мариновны в Вятской Филармонии. Она начинала свою оркестровую деятельность в то время, когда оркестр не имел ещё никаких званий и не пользовался такой любовью у кировской публики, какую он имеет сегодня. Маэстро Раевский сразу заприметил талантливую флейтистку и пригласил её в оркестр. Она освоила весь классический и современный репертуар не только оркестровый, но и сольный. А совместное выступление с оркестром в качестве солистки приносит особую радость и желание творить.

В стенах Вятской Филармонии сложился и непревзойдённый дуэт Елены Ивановой-Летягиной и Татьяны Рябовой. Для пианистки и органистки Татьяны Викторовны Елена Мариновна стала первым профессиональным музыкантом, с которым она начала играть по возвращению в Киров. За время творческого сотрудничества (а это, на сегодняшний день, более 10 лет)  было сыграно огромное количество программ в Концертном зале Органной и камерной музыки, а также во многих городах России и Европы. «Елена Мариновна — человек высокого профессионализма, но вместе с этим необычайно открытый, душевный, — говорит о своей коллеге Татьяна Викторовна. – Она настоящий подарок для музыкальной культуры нашего города!»

Не так давно наша героиня получила звание «Заслуженный работник культуры Кировской области». И это совершенно заслуженно! Публика ценит талант Елены Мариновны и с нетерпением ждёт её выхода на большую сцену.

                                                                                                           

Материал подготовила Елена Ваганова, студентка IV курса отделения «Теория музыки».
Класс музыкальной критики Г.Я.Тарасовой

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.