«Поэт фортепиано»

Пятого октября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося музыканта, пианиста и органиста, профессора Санкт-Петербургской консерватории Владимира Владимировича Нильсена. Памяти замечательного артиста ученик Нильсена, преподаватель колледжа музыкального искусства имени Игоря Казенина пианист Владимир Шапошников, посвятил свой сольный клавирабенд.

Владимир Владимирович Нильсен родился в 1910 году и начинал учиться в Петроградской Консерватории еще во времена, когда ректором был А.К.Глазунов; в архиве сохранились похвальные отзывы композитора об экзаменационных выступлениях Нильсена. Его учителями Николай Рихтер (фортепиано) и Исайя Браудо (орган), а несколько позже – Надежда Голубовская.   Не только для своих студентов, но и для нескольких поколений молодых пианистов В.Нильсен был неотъемлемой частью музыкального пространства. Отсутствие интереса к карьере да прохладное отношение властей не позволили ему приобрести международную известность, которой он был достоин. Переживший пять инфарктов (после первого из них он вынужден был прекратить свои выступления как концертирующий органист), человек он был, тем не менее, воплощением силы духа, источником которой была любовь к музыке. Свой последний концерт Владимир Владимирович сыграл в 85 лет, через три года его не стало…

В 1979-1993 годах Владимир Нильсен почти ежегодно выступал с концертами у нас в Кирове. А впервые он оказался здесь в 1938 году после успеха на Всесоюзном конкурсе пианистов. Игорь Викентьевич Казенин, первый директор нашего учебного заведения, писал тогда в «Кировской правде»: «Каждый Всесоюзный конкурс музыкантов открывает новых талантливых исполнителей. Так было и на конкурсе пианистов, который состоялся в Москве в декабре прошлого года. Вторая премия на этом конкурсе была присуждена талантливому ленинградскому пианисту Владимиру Нильсену, который 11 декабря этого года выступил со своим концертом в гор. Кирове».

Сюда музыкант вернулся спустя полвека уже профессором консерватории, выступив в концертном зале филармонии. И с тех пор каждый сезон звучала здесь музыка Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Чайковского в его исполнении. Владимир Владимирович любил бывать в нашем городе. Общаясь с Владимиром Юрьевичем, Нильсен вспоминал, как катался на санках с горки вниз по улице Свободы от Спасской мимо 29-й школы, которая, по его словам, «была словно пряник», и позднее говорил: «Красивый город, чем-то напоминает мне Киев, особенно набережная с ее откосами».

Традиционно В.В. Нильсена называли романтиком. Но, по словам Владимира Юрьевича, «в годы его учебы у Владимира Владимировича и позднее его игра носила трагичный характер. Сквозь эту монументальность просвечивали редкое изящество и лишь этому музыканту свойственная покоряющая человечность». Многим музыкантам – студентам и преподавателям — памятны не только чудесные концерты Владимира Владимировича, но и его открытые уроки, на которых открывался целый мир его жизненных наблюдений и волшебных музыкальных откровений.

По словам еще одного ученика Нильсена, заместителя заведующего кафедрой экспериментальной физики Санкт-Петербургского Политехнического университета профессора Н.М.Кожевникова, Владимир Владимирович считал, что «пианист должен не просто чувствовать музыку, а знать, что он делает своими руками. Подвергая железной логике аналитического разбора каждую музыкальную фразу, Владимир Владимирович никогда не говорил: «Я так чувствую». Местоимение «я» вообще редко употреблялось им в рассуждениях о музыке. Вместо этого мы постоянно слышали логические словосочетания, такие как «потому что», «это следует из…» и тому подобные. Каждый тезис он выводил из вполне определенного посыла. И хотя Владимир Владимирович часто показывал, как надо исполнять тот или иной фрагмент сочинения, его метод обучения заключался не столько в демонстрации, сколько в строгом обосновании трактовки. Естественность и смысл исполнения, говорил Владимир Владимирович, появляются только тогда, когда осознаешь логику музыкального произведения. Он недоумевал над теми педагогами, кто считает искусство трансцендентным и превращает свои занятия с учениками в этюды пантомимы, не умея не только четко и ясно сформулировать поставленную задачу, но и главное — профессионально показать на рояле, как это нужно сделать».

«Поэт фортепиано». Эти слова, сказанные в адрес великого Шопена, в пианистических кругах закрепились за Нильсеном. Владимир Шапошников, в музыкальном облике которого отчетливо просматривается романтический отблеск своего учителя, в день рождения музыканта исполнил музыку Фридерика Шопена.

Комментарии запрещены.