Вятский оркестр русских народных инструментов имени Ф.И. Шаляпина, исполнительский уровень которого постоянно поддерживается профессиональным мастерством и по-настоящему подвижнической деятельностью его художественного руководителя и главного дирижера, Заслуженного артиста РФ Александра Чубарова, выступил в воскресный вечер 17 октября 2010 года в концертном зале Кировской областной филармонии с музыкой кировских композиторов. Концерт был, собственно, инициирован самим Александром Николаевичем, он не только подал идею проведения концерта, но и предложил композиторам исполнительские силы оркестра и его солистов.
Музыканты оркестра посвятили свое выступление десятилетнему образованию кировского отделения Союза композиторов РФ.
Ко времени создания творческой организации в нашем городе, некоторые музыканты уже проявили свои композиторские дарования. Их творческие работы, а также новые имена привели в апреле 2000года к созданию композиторского союза. Союз создавался при активном содействии и непосредственном личном усилии нашего земляка, Почетного гражданина нашего города, Народного артиста Российской Федерации, Председателя правления СК РФ Владислава Игоревича Казенина. Напомним, что кировский областной колледж музыкального искусства носит имя его отца, Игоря Викентьевича Казенина, первого директора этого учебного заведения. Владислав Игоревич, при всей своей фантастической занятости, неизменно возвращается в родной город, чтобы в официальной или дружеской обстановке встретиться с музыкантами, принять участие в их творческих мероприятиях, поделиться своими сочинениями; он готов к личному диалогу и общественному обсуждению, и в любой затруднительной ситуации – таковые случались — всегда найдет обоснованное, взвешенное решение.
Сегодня в творческой композиторской организации четыре композитора: Андрей Карпиков – он возглавляет кировское отделение со дня его основания, Галина Карпикова, Илья Городничев, Станислав Хусаинов и два музыковеда – кандидат искусствоведения, доцент, декан факультета философии и культурологии ВятГГУ Наталья Поспелова и Заслуженный работник культуры России, преподаватель КОКМИ им. И.В.Казенина, Галина Тарасова.
Организаторы концерта представили панорамный обзор авторской музыки: были собраны произведения, написанные в разные годы существования Союза, и, вместе с ретроспективой известной музыки (она была в большинстве), звучали и премьерные сочинения.
Концерт открылся «Вятским собором» А.Карпикова, сочинением почти афористичным, вполне соответствующим заставке музыкального вечера.
Композитор Илья Городничев представил сочинения разных жанров и исполнительских составов. Так, гражданский настрой «Моей России» (солист – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солист Нижегородского оперного театра имени А.Пушкина Михаил Кузнецов), сменился полнозвучной красочной палитрой в «Балладе о любви» смешанного хора колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина (руководитель – Заслуженный работник культуры РФ Н.Толстенко, хормейстер – Т. Каргапольцева). Романтический свет лирико-драматического хорового вокализа в следующем номере уступил место неброскому, приветливому «Парижскому вальсу», тонко, опрятно и со вкусом исполненным Дипломантом Всероссийского конкурса Николаем Кононовым.
Музыкальный почерк сочинений Ильи Городничева во многом узнаваем, его интонации плоть от плоти современной демократичной песенной культуры, они приятны, просты и незатруднительны для восприятия, и, что называется, «на слуху». Его «Рябинушка» и «Забытые слова» — в подчеркнуто экспрессивной манере, сообразно напряженной тональности сюжетных переживаний, их спела артистка филармонии Светлана Столбова — вызвали неподдельные симпатии публики. «Вятская плясовая» для оркестра завершила показ творческого материала Ильи Городничева.
Пьеса «Барыня-блюз» была премьерной, но единственным сочинением, предложенным в этот вечер композитором Станиславом Хусаиновым. Музыка, раскачиваясь, интригуя блюзовыми интонациями, рождала в воображении театральную зарисовку: некая особа – уж не вятская ли барышня из дымковской игрушки? – томясь своей картинностью, увлекается живительным ритмом, и, забыв про важный вид, пускается в веселый хоровод. Образ привлекательный; правда, быть может, следовало бы более четко продумать темповую драматургию: одномерность движения несколько затянула процесс, и лишь энергичная концовка – темп к концу сочинения стремительно ускорился — динамично завершила композицию.
Супруги Карпиковы, освоив важнейшие жанры и формы профессионального музыкального искусства (Андрей Борисович в Московской консерватории, Галина Алексеевна в Нижегородской), связали свою деятельность с изучением традиций культуры вятского края. Основой их композиторского творчества нередко служит фольклорный материал. Так, Галина Карпикова показала Две обработки вятских народных песен: «Мимо высока теремочка» и «Как за мной, молодой», где профессионально тактично и бережно разработан исходный материал. Специфика русского народного оркестра стильно раскрасила «Хороводную» и «Перепляс», а также музыкальные иллюстрации к русской сказке Аксакова «Аленький цветочек». Последнее сочинение Г. Карпиковой премьерное, оно вновь свидетельствовало о приверженности автора к миру доброй старой сказки, в которой ценятся простые сердечные чувства и торжествует справедливость. Зал тепло и радушно отзывался аплодисментами Галине Алексеевне, и тем досаднее напоминали о себе погрешности оркестра (дирижер С. Голушков) в «Двух пьесах для балалайки с оркестром», упустившего, к сожалению, мысленный контакт с солистом-балалаечником Михаилом Шустовым и не вполне раскрыв тембральное разнообразие этой партитуры.
Написанная лет десять-пятнадцать назад жанрово-бытовая музыка А. Карпикова и сегодня оставила впечатление изменчивой радуги его жизненных настроений: лирического («Хоровод»), веселого и зажигательного («Кадриль», «Галоп»), иронично-печального, чуть эстетски-декадентского («Последнее танго» и «Губернский вальс»), житейских размышлений и философского средоточия (романсы на слова Ф.Тютчева). Любая миниатюра пишется рукой опытного музыканта, а потому исполнители охотно отзываются на его сочинения, как, например, Заслуженный артист РФ В.Герасимов. Выступив в филармоническом концерте, певец в очередной раз подтвердил свое расположение к вокальным сочинениям автора, своего друга, Андрея Карпикова.
Десятилетнее существование композиторского союза, наверное, можно было бы определить как дату юбилейную, но юбилей – это не только коллегиальное содружество творческих противоположностей, это ожидание премьер камерных и серьезных высоких жанров, это желание устроить праздник, украшенный цветами, поздравлениями, приглашением друзей и присутствием официальных лиц.
Состоявшийся концертный вечер, достойный в музыкальной части, организационно выглядел скромно, и событием стал единственно «для себя».
Галина Тарасова, музыковед. Заслуженный работник культуры России. Член Союза композиторов России.
(Статья опубликована в газете «Московский комсомолец на Вятке» за 27 октября 2010г.)