«Девятая симфония Бетховена была исполнена в Вятке первый раз»

Михаилу Веллеру, известному многим мыслящим членам российского общества писателю, которого можно назвать совестью нации, по «Радио России» часто задают вопросы о возможности борьбы с войнами, убийствами и прочим насилием. Да, отвечает он: заповедь «не убий» знают все, но она существует в реальном мире не как строгое непререкаемое правило, а как долженствование, желаемая мечта. Гегелевский закон единства и борьбы противоположностей не может исключить войн, которые шли всегда и, к глубокому сожалению, от них никто не застрахован и в наше время. Вопросы этому авторитетному российскому эрудиту и мыслителю содержат извечную проблему противостояния добра и зла.

У Ф.Шиллера в «Оде радости» есть следующие строки:

Мать-природа всё живое

Соком радости поит

Всё – и доброе и, злое –

К ней влечение таит.

Постоянная борьба этих двух субстанций необходима для поддержания разумного баланса божественного и дьявольского начал в человеческом общежитии.  Именно противление злу в самых различных его проявлениях была почётна, в высшей степени целесообразна,  более того она квалифицируется как геройство.

Всемирный гений Людвиг ван Бетховен был одним из самых мощных проводников идеи прекращения вечных распрей между народами и утверждения, хотя и утопической, но замечательной идеи братства. Многие его симфонии выстроены как путь от тьмы к свету и оптимизму. Сам Бетховен как никто знал цену достижения радости. Он шёл к ней через адские страдания, потеряв полностью слух к возрасту 47 лет. Последние произведения его были результатом преодоления полной глухоты. А любые художественные создания, сотворённые «вопреки» самым различным препятствиям (М.А.Булгаков, А.А.Ахматова, Д.Д.Шостакович и др.), могут возыметь неотразимую силу социального и этического воздействия.

Высшим созданием Бетховена оказалась его ДЕВЯТАЯ симфония – символ исторического пути человечества чуть ли не от возникновения света из хаоса к солидарности и братству. Это одно из величественных и монументальных произведений мирового искусства. Наш дирижёр В.А.Раевский её сравнил с Эверестом в Гималаях, лучшими творениями Микеланджело и Леонардо до Винчи. Бессмертный опус имеет колоссальный заряд энергии и может вызвать ответную реакцию слушателей ещё сильнее, чем все его остальные симфонии. Особенно обобществляющая сила музыки Бетховена достигает в финале симфонии, в который введён хор и четыре солиста. Симфонию эту не слишком часто исполняют ввиду трудности организации квалифицированных сил для её адекватного воспроизведения.

Можно прожить всю жизнь и ни разу не послушать этой музыки в реальном звучании. Автору этих строк это удалось лишь в далёком 1963 году, в Ленинграде. Второй состав оркестра филармонии, капелла им. Глинки под управлением Николая Семёновича Рабиновича. В пишущихся мною воспоминаниях есть следующая фраза о впечатлениях от той ДЕВЯТОЙ: «Я был настолько потрясён, что, выбежав из зала капеллы  после концерта, понёсся по Невскому в сторону «Площади восстания» в состоянии полного транса и смятенного восторга».  С тех пор больше случая услышать фреску больше не представилось.

И вдруг – читаю афишу, на которой написано о закрытии концертного сезона в Кировской филармонии именно Девятой симфонией Бетховена. Иду!  Несмотря, на некоторые опасения в предполагаемом качестве исполнения, скептические отношения некоторых коллег и отсутствие интереса (к сожалению) многих студентов Колледжа музыкального искусства, а также преподавателей городских ДМШ.

Безусловно, в течение жизни приходилось слушать многие первоклассные оркестры. Но уважение к тому, что делает маэстро Раевский на Вятке выше всяких похвал. Поэтому оркестр имеет, пусть и не очень широкую, но постоянную аудиторию. Это говорит о том, что духовность вятской публики, связанная именно с классической музыкой, полностью не оскудела, а может передаваться следующему поколению. Невзирая на присутствие многочисленных проблем Вятского симфонического оркестра, стараешься посещать многие его концерты отнюдь не из-за отсутствия у тебя критической жилки или низкой оценочной планки, а благодаря профессиональной солидарности. Ведь мы, музыканты, какой бы то ни было узкой специальности, делаем общее дело и должны уважать собратьев по искусству, поддерживая их в нашем присутствии своим сопереживанием.

Первая часть симфонии с её мужественной экспрессией была, как нам показалось, прилично отрепетирована практически всеми группами и в исполнении оркестра выглядела достаточно монолитно. В симфонии важную роль играет партия литавр, которая благодаря артисту оркестра И.Бехтереву  усиливала интенсивность эмоционального напряжения, в частности, в кульминации первой части, а также в крайних  разделах второй части и финале.

Скерцо (2 часть) произвело менее сильное впечатление из-за ощутимой ансамблевой неслаженности духовиков в её среднем разделе. Зато объёмная 3 часть, которая станет одним из образцов для будущей философской лирики романтиков и композиторов XX века, вовсе не утомила, а наоборот дала отдохновение от противоречий предыдущих частей. Своего рода мудрое затишье перед достижением апофеоза радости.

Перед исполнением симфонии В.А.Раевский зачитал в русском переводе  «Оду к радости» Ф.Шиллера, которая и вдохновила Бетховена на концепцию его бессмертной симфонии. Её текст был использован автором в 4 части, чтобы при помощи слова усилить экстаз братства и единения людей. Но многие её идеи подразумеваются и в  чисто инструментальных трёх первых частях.

Стойкость в муке нестерпимой,

Помощь тем, кто угнетён,

Сила клятвы нерушимой

Вот – священный наш закон

Участвующий в финале симфонии хор Колледжа музыкального искусства им. И.В.Казенина, как всегда в подобных случаях, в высшей мере ответственно подготовился к выступлению.  Его руководители Заслуженный работник культуры Н.А.Толстенко и Т.В.Каргапольцева сделали всё возможное для достижения профессионального качества хористов, достойное духа Бетховена. Во всём цивилизованном мире принято исполнять музыку на языке оригинала, поэтому хор пел на немецком.

Солисты были приглашены из Москвы. Это Заслуженная артистка России Н.Полянинова (сопрано), М.Патрушева (меццо-сопрано), Заслуженный артист России С.Стёпин (тенор) и бас-баритон А.Абрамов.  К сожалению, от них ждали большего.  Среди певцов наблюдались некоторые расхождения между собой и с коллективами оркестра и хора, из-за чего они не смогли привнести того неистовства, которое заложено в партитуре.

Тем не менее, по долгим аплодисментам отнюдь немалочисленной публики было понятно: праздник братства состоялся.

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной !

Там над звёздною страной, —

Бог, в любовь пресуществлённый.

Этому способствовало увлечённое и темпераментное руководство массой музыкантов дирижёром Заслуженным артистом России В.А.Раевским. Способствовала общему успеху аккуратная и неравнодушная игра струнных (лишь жаль, что  мало для такой симфонии контрабасов).  Есть сильные звенья в оркестре у духовых деревянных: флейты, кларнеты (первый кларнет замечательная выпускница МГК, наша землячка И.Огородникова), а также усиливающаяся группа фаготов, которые раньше порой отсутствовали вообще.

Вечер 29 мая в Кировской филармонии доказал, что и у местных музыкальных сил есть потенциал для реализации таких солидных планов. А ведь ни до революции, ни при Советской власти такую симфонию местными силами было не поднять, а сейчас в нашу эпоху, подвергающуюся критике со всех сторон, сие получилось(???). И планы реализовались бы ещё лучше, если бы культуре, в частности симфоническому оркестру, больше  (и ещё больше, чем есть) помогало областное руководство, а главное оно было бы заинтересовано в комплексном духовном воспитании населения, поднятия его общей культуры, а там гляди, и экономика наладится, и грубость вятчан уменьшится, да и пить меньше станут. Но это нужно делать долго и упорно. Ведь сначала было слово.

 

Кандидат искусствоведения А.Н.Захваткин

Комментарии запрещены.