Татьяна Владимировна Каргапольцева – преподаватель Кировского колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина. Ведет класс хорового дирижирования; руководитель и дирижер творческого коллектива колледжа – смешанного хора.
Музыканты, посвятившие себя любимому делу всей жизни – служению музыке – свой путь избирают чаще всего неосознанно, с детства. Татьяна Владимировна Каргапольцева, похоже, из их числа. В ее семье пели все – и мама, руководитель народного хора, и папа, музыкант-любитель, который, по словам Татьяны Владимировны, «играл на нескольких инструментах и обладал приятным чистым тенором».
Само вхождение юной музыкантши в искусство произошло в третьем классе: «Как-то раз мы пошли в магазин за арбузом, и мама вдруг спросила: «Таня, ты хочешь ходить в музыкальную школу?» Я ответила: «Конечно, я так мечтаю там учиться». Тогда мама строго сказала: «Ну, смотри, если пойдешь, то нужно будет серьезно трудиться». С тех пор я всегда старалась достойно заниматься и в музыкальной школе, и в общеобразовательной».
А между тем, музыкальная школа, мечта многих девчонок, находилась в поселке Свеча, что в пяти километрах от села Юма, где жила Таня, и порой на занятия приходилось идти пешком. Девочка поступила на фортепианное отделение, где большую роль в ее музыкальном воспитании сыграла учительница по специальности Елена Михайловна Черемисинова. Она, по словам хормейстера, была чуткая, терпеливая, никогда не повышала голоса, много внимания уделяла музицированию и подбору песен на слух. Особенно Тане нравилось посещать в музыкальной школе хоровой класс. Капитолина Викторовна Швецова, руководитель ансамбля, показывала свой коллектив на различных конкурсах, концертах, что воспитывало и преумножало любовь к хоровой музыке.
К девятому классу созрел вопрос – кем быть, ведь помимо музыкальной школы, Таня с большим удовольствием занималась танцами и даже хотела стать хореографом. Но мама помогла определиться в исканиях профессионального пути, направив дочь в музыку.
После окончания музыкальной школы Татьяна отправилась поступать в Кировское училище искусств, где абитуриентке предстояло пройти вступительные испытания на фортепианное и вокальное отделения. Однако, результат поступления оказался неожиданным – Татьяна вошла в число студентов дирижерско-хорового отделения класса сильнейшего педагога Нины Григорьевны Семишкур.
Сегодня, спустя многие годы, Татьяна Владимировна с особой теплотой вспоминает учебу в колледже: «Учиться мне нравилось всегда. Специальность дирижера хора накрепко запала мне в душу и сердце. Мы, студенты, занимались с раннего утра до позднего вечера. Иногда с Ильей Вагифовичем Ризаевым (нынешним концертмейстером класса Татьяны Владимировны – Ю. К.) вспоминаем наши студенческие будни, когда мы ложились спать, почти не раздеваясь, чтобы проснуться в пять утра и сразу поехать заниматься».
В 2001 году, выпускница училища Татьяна Каргапольцева, в выборе высшего учебного заведения полностью доверилась Нине Григорьевне, поехав в Нижегородскую Государственную консерваторию им. М. И. Глинки, где по-настоящему влюбилась в хоровое звучание: «Для меня хор – это самый уникальный, самый сложный и одновременно интересный инструмент, на котором можно учиться и расти всю жизнь. А сколько красок из него можно извлечь!»
Закончив консерваторию в 2006 году, Татьяна Каргапольцева вернулась в свой родной музыкальный дом, теперь уже в качестве преподавателя. Педагогическая деятельность требовала максимальной отдачи, свободного времени было совсем не много, однако и его Татьяна заполняла пением, став солисткой военной эстрадной группы «Премьер». Это было интересным и полезным увлечением, которое помогло раскрыть в себе артистические и вокальные способности, но страсть к хоровому звучанию все же взяла верх, и вскоре пение в эстрадном коллективе пришлось оставить, посвятив свою жизнь педагогическому мастерству: «В колледже очень благодатная почва для постоянного духовного и профессионального самосовершенствования».
Постепенно накапливался опыт работы с творческим коллективом, и настал день, когда Татьяне Владимировне предложили должность хормейстера смешанного хора. Мудрым наставником в этом деле стала Наталья Андреевна Толстенко, опытнейший музыкант, отдавшая 25 лет своей жизни становлению профессионального хорового коллектива нынешнего колледжа: «Я многому научилась у Натальи Андреевны, ее ценные советы помогают мне и по сей день. От нее я усвоила, что нужно укреплять партию сопрано, потому что это мелодия – самое яркое, что улавливает и запоминает человеческое ухо. Также она подсказывала мне, как работать с мужскими голосами, как собрать их, всегда говорила: «Таня, не торопись. Сейчас они (юноши) не поют, но через полгода ты их не узнаешь».
После печального события, смерти Натальи Андреевны, в 2009 году хоровой коллектив доверили Татьяне Владимировне. «Вспоминаю свои первые выходы – меня переполняло волнение, страх и одновременно огромный интерес. За управление таким мощным инструментом как смешанный хор не каждый возьмется, но я шла прямо на амбразуру».
За годы работы Татьяны Владимировны смешанный хор многократно сотрудничал с Вятским симфоническим оркестром им. В. А. Раевского в постановке крупных произведений оперных и кантатно-ораториальных жанров: «Свою жизнь я измеряю багажом проработанных произведений – это Девятая симфония Л. Бетховена, «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Из Гомера» Н. А. Римского-Корсакова, «Весна» и «Алеко» С. В. Рахманинова, «Паяцы» Р. Леонкавалло – можно перечислять бесконечно. В настоящее время я мечтаю сделать с хором «Иоанна Дамаскина» Танеева».
Знаменательным музыкальным событием для колледжа стал масштабный международный проект «Россия – Австрия: музыка без границ». Поездка в Австрию в феврале 2013 года стала для хора мощным стимулом и источником вдохновения. Хоровому коллективу представилась уникальная возможность исполнить русскую духовную музыку в особой акустике австрийских храмов в Линце, Рорбахе и Зальцбурге. Стремление Татьяны Владимировны к совершенству не дает ей покоя: «Я часто пересматриваю записи с концертов и думаю: «Тут все-таки надо было сделать по-другому». Можно снова и снова возвращаться к проработанным произведениям, оттачивать детали, находить что-то новое в таком, казалось бы, уже родном материале. И каждое обращение к нему будет рождать порой неожиданные результаты, ведь мысль музыканта работает непрерывно и в разных направлениях. Как говорят известные дирижеры: «Никогда не дойдешь до другого берега».
Сегодня Татьяна Владимировна обладает большим опытом, знает, как сделать так, чтобы пение хора задело слушателя «за живое»: «Для дирижера важно быть услышанным и понятым, важно, чтобы у ребят загорелись глаза. Когда эта задача достигается, наступает тишина, хор словно перестает дышать – настолько сильна внутренняя собранность. Ведь хор – это единый организм, который пропускает все через себя и чувствует все одинаково. Каждый раз, настраиваясь на произведение, нужно быть актером, чтобы уметь не просто пропеть ноты, но прожить саму музыку».
Материал подготовлен студенткой IV курса отделения «Теория музыки» ККМИ им. И. В. Казенина Ю. Кунцовой. Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой