Сонатный вечер

2015 год стал  юбилейным для детской музыкальной школы Кировского областного  колледжа музыкального искусства им. И.В.Казенина. 25 лет – это прекрасный возраст, полный энергии , надежд и творческих планов. Среди мероприятий, связанных с этой знаменательной датой – концерты, творческие встречи, отчеты и другие мероприятия. В рамках юбилейных торжеств 1 апреля  состоялся сольный концерт выпускника     школы 2011 года Ярослава Новоселова, который закончил нашу музыкальную школу с отличием по  классу фортепиано Людмилы Александровны Орловой.  Ныне Ярослав – студент IV курса Санкт-Петербургского музыкального колледжа им.Н.А.Римского-Корсакова. Он приехал на IV Всероссийский конкурс пианистов им.И.В.Казенина, который состоялся в Кирове в конце марта, и получил первую премию в номинации «Студенты».

Концертную программу юного пианиста, которую он сам условно назвал сонатным вечером, составили три масштабных произведения различных эпох.Ярослав исполнил сонату №27 Людвига ван Бетховена, сонату-фантазию «По прочтении Данте» Ференца Листа и сонату №7 Сергея Сергеевича Прокофьева. Одна из поздних сонат Бетховена №27 e-moll, ор.90 была написанна в 1814 году и посвящена графу Морицу Лихновскому. Английский композитор Бромвел Туви охарактеризовал эту сонату как «полную страсти и энергии одиночества». Две части этого сочинения прозвучали в исполнении юного пианиста на одном дыхании. Первая часть,охарактеризованная самим Бетховеном как «борьба головы и сердца», открыла нам масштаб личности пианиста.Вторая часть показала нам лирическую сторону юного исполнителя, его умение владеть формой, яркими контрастами в процессе развития и тем самым передать весь замысел произведения.

Вторым сочинением, исполненным Ярославом, стала соната-фантазия «По прочтении Данте» Ференца Листа.  Ее содержание вдохновлено образами «Божественный комедии» Данте. Здесь сопоставляются различные образы: вслед за грозно-неумолимым вступлением – вихревая, возбужденная, неуклонно нарастающая главная партия и ликующие «колокольные звоны» побочной.    Романтическая стилистика сонаты также оказалась близкой Ярославу, который сумел убедительно воплотить масштабность, образную яркость и рельефность этого сложнейшего музыкального опуса.

Последним произведением, исполненным пианистом, была соната №7 ор.83 Сергея Сергеевича Прокофьева, которую композитор закончил в 1942 году.  Впервые она прозвучала через год в исполнении Святослава Рихтера, который позже писал о тех силах хаоса и глубинного смертоносного зла, к которым прикасается соната, и о том, что она ставит вопрос о смысле жизни человека, ответ на который ему непременно надлежит дать на фоне этих сил, и что этот ответ подразумевает любовь ко всему живому.

Как оказалось, стилистика музыки XX века также близка Ярославу Новоселову, который ярко и убедительно сумел ввести нас в мир музыки С.Прокофьева. Публика долго не отпускала пианиста, бурными аплодисментами выражая ему свою горячую признательность. Этот вечер вышел за пределы обычного сольного концерта, постепенно перешел в творческую встречу с музыкантом, который ответил на вопросы слушателей. В этом ему помог и его папа, Олег Аркадьевич Новоселов, который принимает горячее участие в творческой судьбе своего сына.

Концерт Ярослава Новоселова стал прекрасным подарком кировским любителям классической музыки и детской музыкальной школе к 25-летнему юбилею. Хочется пожелать пианисту новых творческих успехов, новых концертных программ и благодарных слушателей.

Екатерина Кузьминых
IV курс отделения «Теория музыки»

Комментарии запрещены.