Россия-Австрия. Киров-Рорбах: продолжение диалога (Г.Я.Тарасова)


[spoiler show=»День Первый, 17 февраля, воскресенье» hide=»Свернуть«]

…Итак, позади родная Вятка, красавица Москва, где мы гуляли по Красной площади, смотрели соборы Кремля, наслаждались шедеврами Пушкинского музея. Гуляя по вечерней столице, в благоговении взирали на храм Христа Спасителя, а потом все вместе (нас 44 человека) приятно ужинали в итальянском ресторанчике.

Проведя в поезде Москва – Братислава почти двое суток, мы прибыли в столицу Словакии в 14 часов дня (считаем уже по европейскому времени – разница с нами  три часа).

На вокзале нас встретили Людмила Николаевна Кропотова – личный друг Норберта Хубера, наш добрый гений и одновременно переводчик, и обаятельный  Томас Эккерсторфер.

Водитель автобуса (как оказалось, на все время нашего путешествия) – Готфрид – дружелюбно помог загрузить наши чемоданы и сумки, и перестук вагонных колес сменился плавным автобусным движением по идеальным дорогам  Австрии.  Путь наш в Рорбах лежал через Вену: этот маршрут был продуман еще в Кирове, специально для ребят, чтобы хоть ненадолго, всего на час — полтора показать им столицу Австрии. Путь был не близкий, да и дорогой все немного утомились, но волшебное слово «ВЕНА» всех вдохновило.

Еще бы! Ведь Австрия –  родина великих музыкантов, Практически все известные композиторы Австро-венгерской империи в тот или иной период жизни творили именно здесь.  С этой страной связаны понятия, знакомые любому музыканту: «Венская классическая школа», «Венский филармонический оркестр», «Венская опера», «Венский хор мальчиков», ну и, конечно же, такие имена, как Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Петер Шуберт, Франц Йозеф Гайдн, Густав Малер, а также музыкальная династия Штраусов — Иоганн Штраус (отец) и трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард – все эти великие музыканты и композиторы родились, жили и творили в Австрии. Вспомним также: Арнольд Шенберг вместе со своими учениками Альбаном Бергом и Антоном Веберном с 1918 года представлял новую венскую (додекафонную) школу. Вена, важный культурный центр на карте Европы, всегда привлекала музыкантов и композиторов из других стран. В эпоху Возрождения Вену посещали фламандцы, а во время расцвета барокко — итальянцы. В Вене жили Кристоф Глюк, Людвиг ванн Бетховен, Иоганнес Брамс и другие.

Итак, Вена.

Нам удалось посмотреть только самый ее центр.  Этот красивейший уголок старой Вены просто заворожил. Он очень напомнил старый московский Арбат – здесь такие же тихие улочки, где можно ощутить всю их теплоту и обаяние, непрерывная цепь маленьких магазинчиков, уличные музыканты.

Для чего мы ходим на концерты, в театры, музеи? Наверное, чтобы возвысить душу, правда?  Прогулка по старинной Вене для нас стала одновременно  и музыкой, и поэзией, и театром, и музеем. Всех просто восхитила эстетика венских зданий, наполненная такими разными направлениями — от венского барокко,  классицизма и модерна до хай-тека. У нас была  возможность – пусть на краткий миг, но все же — погрузиться в романтическую атмосферу имперской столицы.

Вот мы подошли к архитектурной паутине собора св. Штефана, к собору, который ведёт свою историю с далёкого 12-го века. Св. Стефан, первый мученик христианской религии, издавна считается покровителем Вены. В подвалах храма, среди пышно обставленных интерьеров, находится усыпальница Габсбургов. Местной достопримечательностью является шпиль, венчающий купол здания: в него вмонтировано ядро, одно из тех, которыми поливала город артиллерия турков в XVI веке.

Конечно, мы все потянулись внутрь собора! Здесь было чем восхититься!

Разнообразие стилей, в которых выполнены интерьеры храма, поражает – десятки мастеров в разное время занимались их украшением. Главный алтарь иллюстрирует казнь Св. Стефана, с правой стороны находится алтарь XVI века, изображающий чудотворную Печскую мадонну. Католики чтут образ Богоматери, она является  главной святыней собора Св. Стефана. Зачарованные идем по храму, рассматриваем алтарь, ворота, башни, колонны, картины…

На площади напротив собора Святого Стефана бурлила жизнь – не торопясь прогуливаются венцы со своими четвероногими друзьями, многочисленные туристы вроде нас снуют туда-сюда, щелкая фотокамерами. Все старинные улочки, что мы обошли близ площади Stephansplatz – «Золотого перекрестка» исторической части Вены, вызвали наш восторг от возможности прикоснуться к пропитанной духом времени среде.

Но время! Оно звало нас в Рорбах!

И вот уже из автобусных окон мелькают Wiener Musikverein — Венское музыкальное общество, из золотого зала которого ежегодно транслируется на весь мир новогодний концерт Венской филармонии (по отзывам, Большой зал Музыкального общества – это не только идеальный интерьер для музыки, он сам – музыка), Государственный оперный театр (Staatsoper), выполненный в форме подковы, и еще много – много других изумительных зданий…

В Рорбах мы приехали уже совсем по темноте, зато под дружные аплодисменты и горячие объятия Норберта Хубера.

Мы очень ждали с ним встречи! Это редкостно  обаятельный человек, очень открытый, доброжелательный, с чувством юмора и что самое существенное для нас – господин Хубер  замечательный музыкант.

Норберт родился 18 апреля в 1963 году в Верхней Австрии, в Путцляйндорфе, недалеко от Линца, в музыкальной семье. Он закончил консерваторию им. А.Брукнера в Линце по классу скрипки, флейты и дирижер хора, а также получил образование по классу виолы и пения.  Дирижерское образование Норберт Хубер получил у доктора Л.Майера, а совершенствовал дирижерское искусство в музыкально-педагогическом институте в Венгрии, в Будапеште, Хельсинки, Бухаресте.

Норберт преподавал в музыкальных школах Верхней и Нижней Австрии, Тироле, руководил также церковным хором, любительским ансамблем оперы и оперетты; многообразие полученных специальностей позволили Норберту выступать в своих постановках в различных ролях: певца и режиссера, художника – декоратора, но, в основном, конечно, в качестве дирижера.

Несмотря на поздний час, мы взаимно обменивались музыкальными приветствиями – небольшой ансамбль австрийцев во главе с Хансом (помните, это тот самый мельник, который пленил всех своим дружным музыкальным семейством в ноябрьский приезд) пели свои песни, мы —  вперемешку с ними – свои.

Музыка объединяет людей – это была главная мысль, основная идея дружеской встречи, которая закончилась вкусным-вкусным ужином.

Было уже далеко за полночь, когда все разошлись по комнатам. Первый день нашего пребывания в Австрии закончился …

[/spoiler] [spoiler show=»День Второй, 18 февраля, понедельник» hide=»Свернуть«]

Сегодня начались репетиции, и хотя первый концерт состоится через три дня, все внутренне подтянуты и готовы к работе.

Несколько преподавателей, свободных от подготовительного процесса, находясь под чарующим обаянием Вены, решили вернуться в этот город с горячим желанием попасть в Дом-музей Моцарта  (Mozart Gedenkstatte). От Рорбаха до Вены – ни много ни мало – более трех часов (умножим на два – туда и обратно — получается уже около семи часов!), но желание посетить моцартовские места сильнее и вот уже Готфрид просит нас пристегнуть свои ремни,  и через несколько минут мы оказываемся вновь на автобане.

В Вене Готфрид, обговорив время возвращения, высадил нас недалеко от памятника  Марии Терезии.

Женщина, облеченная властью, всегда вызывает интерес.  Для Австрии императрица Мария Терезия была вроде Екатерины Великой для России.

Монумент строили дольше, чем некоторые соборы, — 15 лет. Постамент занимает площадь в 630 м2, общая высота составляет 20 м, из которых 6 м приходится на статую императрицы.  Императрица восседает над площадью, приветствуя свой народ поднятой правой рукой. Четыре аллегорические фигуры под ней обозначают добродетели, которыми Мария Терезия могла похвастаться: справедливость, мудрость, сила, сострадание. У подножия памятника верхом на лошадях сидят известные полководцы: граф Людвиг Кхевенхуллер, граф Леопольд Даун, Эрнст Лаудон и граф Отто Фердинанд.

Рассмотрев со всех сторон памятник, устремляемся дальше, идем в сторону собора, на городскую площадь, где стоят открытые повозки,  запряженные парой белых или черных лошадей.  Мы любуемся их прелестными и грациозными движениями. Возницы, почуяв возможность заработать, предлагают нам прокатиться по улочкам Вены, но поездка на фиакре по Старому городу длится всего лишь около 20 мин, а  стоит 40 евро. Нам кажется это дорого. Кстати, одним из символов «сердца» Австрии является белый конь, поэтому лошади здесь очень распространены.

Почувствовав легкий голод, мы, памятуя о знаменитых венских кафешках,  зашли в первую попавшуюся. Народу совсем немного, да и рассчитана она всего примерно на 7-8 человек. Мы заказали по чашечке кофе и, конечно же, яблочный штрудель. Вкусно! За соседним столиком устроился солидный господин, по манерам и одежде – чистый австриец. Листая газетку, он неспешно поглощал пирожное, запивая его кофе.

Отдохнув, мы отправились дальше.

Пара минут неспешным ходом и вдруг —  позади собора Св. Стефана мы обнаружили Соборный переулок Domgasse; в доме № 5, известном как «Дом Фигаро», с 1784 по 1787 г жил Моцарт со своей Констанцией. Это была самая дорогая их квартира и самый счастливый период жизни! Сегодня в этой самой большой венской квартире композитора, единственной из сохранившихся (а Моцарт сменил в Вене более десятка квартир),  расположился  Музей Моцарта.

Этот музей замечательный: мы попали именно в ту квартиру, где жил и творил величайший композитор мира! И хотя обстановка, конечно, не могла сохраниться, мы входили в его комнаты и смотрели из окон, из которых смотрел он сам, мы дышали этим воздухом!

Первоначально музей Моцарта состоял только из одной квартиры композитора. Вместе с ним в эту роскошную по тем временам квартиру, состоявшую из 6 комнат и кухни, вселились его жена и новорожденный сын. Квартира обходилась довольно дорого, но в тот период композитор был успешен, вращался в высших кругах венского общества и получил признание как музыкант.

К 250-летию со дня рождения квартира Моцарта была реконструирована (основательная реконструкция обошлась городу в восемь миллионов евро). На площади почти 1000 кв. м расположился самый крупный музей великого австрийца. К первому этажу добавились второй и третий, а экспозиция расширилась за счет экспонатов, характеризующих эпоху Моцарта, его документов и личных вещей, а также его известных современников. Сюда когда-то пришел юный Бетховен, а одним из тех, кто часто навещал Моцарта, был великий Гайдн, остававшийся самым верным почитателем таланта Моцарта до конца жизни.

Мы с наслаждением погрузились в музыкальную ауру произведений, написанных Моцартом. Среди композиций, созданных в этой квартире, есть  несколько фортепианных концертов и струнных квартетов, посвященных Гайдну. В витринах выставлена экспозиция  опер «Женитьба Фигаро» (опера была написана в этом доме), «Так поступают все женщины», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». У каждой витрины можно остановиться и, взяв наушники, послушать фрагменты из этих великих произведений.

В Музее предложены услуги  аудиогида, и мы используем эту возможность.                С того времени, когда квартиру снимал великий композитор, — рассказывал приятный баритон, — в ней осталось совсем немного: деревянные панели, которыми отделаны оконные проемы, лепнина и кафельная печь в спальне. Здесь бывали Гайдн и Бетховен. Подлинной мебели из дома Моцарта не сохранилось, в экспозиции есть лишь ряд предметов той эпохи, которые помогают воссоздать атмосферу квартиры композитора. Это столик для игры в шахматы и в популярную в ту эпоху игру «трик-трак», бильярд, а также великолепные часы с музыкой.                В каждом зале звучит из наушников прекрасная музыка, здесь можно познакомиться с подлинными письмами, через строки которых открывается объективный и потому наиболее интересный рассказ о человеке, составившем целую эпоху в мировой музыке.

Часть экспонатов воссоздана реставраторами. В личном кабинете находятся подлинные записи, сделанные рукой музыканта – его ноты и партитуры, письма и другие документы.

Музей оборудован по последнему слову музейного дела с привлечением мультимедийных (включая инсталляции) и аудиоэкспонатов.  Для создания «моцартовского» настроения в музее не только звучит музыка, написанная композитором в разные периоды творчества, но также установлены экраны, дополняющие исторические реалии о жизни в Вене, взаимоотношениях с императорским двором. На одном из мониторов представлена Вена XVIII в.: на плане города обозначены все места австрийской столицы, которые связаны с жизнью Моцарта.

Моцарт, — продолжал аудиогид, — отнюдь не был беден, поддерживал тесные отношения с масонами, любил женщин, вволю предавался азартным картежным играм, что и довело его до полного безденежья.

Как известно, до самой смерти (5 декабря 1791 г.) Моцарт жил в другом уже доме по адресу Rauhensteingasse 8 . Здесь были созданы его последние произведения: фортепианный концерт B- Dur KV 595, концерт для кларнета KV 622, части » Волшебной флейты», части » Реквиема». Здесь в Вене родился его шестой и последний ребенок- Franz Xavier. Со смертью великого гения связано большое количество легенд. Вопрос о причине смерти Моцарта не разгадан и по сегодняшний день. Однозначного ответа на него нет, есть несколько предположений, версий, но …не будем их касаться! На стенах дома расположено много портретов, которые любой ценитель музыки великого венца многократно видел и прекрасно знает. Рассматриваем их. Вот Гайдн, вот Антонио Сальери – маленький, сухонький итальянец… Дружно приходим к выводу  — вряд ли господин Сальери причастен к смерти Моцарта…

В цокольном помещении Музея расположился магазинчик, где можно было приобрести сувениры с изображением Моцарта — конфеты, карандаши, ручки, чашки, магниты, диски, куклы, и даже …. салфетки.

Покинув музей, все еще находясь под впечатлением, мы медленно вышли на самую знаменитую улицу Вены – Грабен, в центре которой возвышается колонна Святой Троицы.

Во времена древнеримского лагеря Виндобона на месте улицы Грабен проходил оборонительный ров южных крепостных стен поселения. Со временем при расширении города ров оказался внутри, поэтому в 13 в. его засыпали, а на этом месте проложили длинную площадь, которую так и назвали – Грабен (ров). Она стала использоваться в качестве рыночной площади.

Со временем, благодаря своему центральному расположению, Грабен превратилась в популярное общественное место. На площади стали селиться богатые горожане, которые строили роскошные дворцы и дорогие лавки.                     В середине 19 в. Грабен была перестроена. В результате площадь превратилась в улицу, хотя всё же слишком короткую и широкую. В 1970-х гг. движение транспорта по улице Грабен было закрыто, она стала пешеходной зоной с самыми дорогими магазинами, ресторанами и отелями, элитным жильём и различными архитектурными достопримечательностями.

На углу между площадью и Грабеном возвышается здание из стекла в стиле модерн, в котором отражается резко контрастирующий с ним своей архитектурой кафедральный собор. Это – дом Хааса Холляйна – известного австрийского архитектора, вызвавший в своё время массу протестов, но со временем признанный и ставший даже одной из визитных карточек площади.

В самом центре улицы Грабен находится главная её достопримечательность – колонна Святой Троицы, или чумная колонна (Пестзойле) в стиле барокко. Она была возведена по приказу Леопольда I в ознаменование избавления города от эпидемии чумы 1679 г., унёсшей треть его населения.

Монумент представляет собой сложную скульптурную иконографическую композицию, символизирующую победу над чумой смирением и молитвой императора Лепольда I Святой Троице. Его фигура, кстати, встречается в трёх местах композиции. С двух сторон от колонны вдоль улицы расположены два фонтана 19 в., посвящённые двум венским святым – Йозефу и Леопольду.

Чуть далее от колонны направо выходит коротенький и широкий переулок, упирающийся в церковь Святого Петра (Петерскирхе), являющуюся одной из старейших в городе.

Вернувшись из поездки, мы узнали, что наших ребят принимала у себя Глава Окружного управления Рорбаха госпожа Вильбирг Миттерленер. Встреча проходила в уютном зале заседаний; ребятам рассказали о строительстве великолепного нового здания Окружного управления, показали фильм об округе Рорбах. Организованная экскурсия в дом ветеранов оказала на наших молодых музыкантов сильнейшее эмоциональное воздействие: «Вот мы ходим, такие молодые, здоровые, а они старенькие, беспомощные… очень жаль их»…Из окон их комнат видно кладбище и им, оказывается, это даже нравится, они готовятся уйти в мир иной и их утешает мысль, что их могилы тоже будут посещать, и также на месте их захоронений будут расти цветы.

[/spoiler] [spoiler show=»День Третий, 19 февраля, вторник» hide=»Свернуть«]

Сегодня нас ждал Зальцбург.

Зальцбург – это Моцарт, Моцарт, и еще раз Моцарт… Здесь все дышит музыкой: архитектура, памятники, узкие улочки, магазинчики, тесно прижавшиеся друг к другу. Город и гений обогатили друг друга и один без другого не воспринимаются. Старинный Зальцбург находится в Альпах, на высоте 425 метров над уровнем моря. Прошлое Зальцбурга, связанное с именем Моцарта, влечет любителей музыки со всего мира и в этом случае мы не стали исключением. Зальцбург именуют городом классической музыки, сценой мира, «Австрийской Италией». По своим масштабам Зальцбург невелик, старый центр его со всеми многочисленными достопримечательностями можно обойти за несколько часов, двигаясь от площади к площади по переулкам. По Зальцбургу нас сопровождал Андреас, один из руководителей полицейского управления, уроженец Путцляйндорфа, друг нашего Норберта Хубера.

Что мы видели в Зальцбурге? От маленькой Ратушной площади (Rathausplatz), на север, по улице Гетрайдегассе (Getreidegasse), стоит дом № 9, в котором в 1756 году родился Вольфганг Амадей Моцарт. Часть дома выходит на Университетскую площадь (Universitaetsplatz), и именно эта часть и сохранила свой облик с тех давних времен. А вот фасад, выходящий на улицу, сильно изменился с той поры. Небольшую квартирку в доме № 9 семья  Моцарта снимала 26 лет, с 1747 по 1773 годы. Попасть в этот музей нам не удалось – водят туда очень маленькими группами по 5-6 человек, а, учитывая, что нас было 44 человека, это оказалось не только проблематичным, но просто невозможным.

Сильнейшее впечатление оставил в нашей памяти  Кафедральный собор. Расположен он  в месте пересечения самой большой площади города Резиденцплатц с площадью Домплатц. Собор очень красив и величествен.

Как нам рассказали, свою историю он ведет с конца VIII века, на этом месте возведена была первая церковь. В 1167 году город был предан огню и собор сгорел дотла. Он был перестроен, но в огне еще одного пожара 1598 г. исчезла церковь. В 17 веке работы по реставрации собора провел зодчий Сантино Солари, сумевший найти компромисс между ранним барокко и романским стилем прежней постройки. В 1944 году во время войны в здание собора угодила авиабомба и разрушила часть алтаря и купол, к 1959 году здание собора полностью отреставрировали. Тогда были сделаны и огромные роскошные бронзовые ворота, на решетке которых стоят три даты: «1959», «1628» и «774», напоминающие о трех освящениях. Около дверей установлены статуи покровителей города — святых Руперта и Виргилия, держащих в руках копию собора и бочку с солью. Кафедральный Собор славится на весь мир 4000-трубным органом, статуей девы Марии и купелью, в которой крестили Моцарта. В соборе 11 алтарей и 5 (!) органов.

В этом соборе – вспоминаем сегодня с благоговением – звучали голоса наших ребят! Смешанный хор пропел фрагменты духовных песнопений. Пели, наслаждаясь акустикой и сознанием своей причастности к великой истории…

А еще Андреас  показал нам Бенедиктинское аббатство и собор (Stiftskirche Sankt Peter ), кладбище св. Петра и катакомбы (Katakomben).

Аббатство основано св. Рупертом около 690 года, с чего началось развитие города; он функционирует в качестве мужского монастыря до настоящего времени. До 1100 года в аббатстве располагалась резиденция архиепископа. Отдельные части аббатства и монастырский собор были открыты для нас.
Собор в аббатстве построен в 1143 году, прочие здания аббатства — в XVII—XVIII веках; впрочем, собор в этот период также был перестроен в стиле барокко.              Здесь при монастыре покоится брат Йозефа Гайдна Михаэль, который, как и его известный старший брат, тоже был композитором. Михаэль долгое время жил в Зальцбурге и умер здесь в 1806 году.

В узком пространстве между скалой и боковой стеной собора св. Петра зажато крошечное, но очень древнее кладбище, на котором хоронили монахов аббатства. Со всех сторон оно окружено аркадами с искусно исполненными коваными решетками и множеством  эпитафий. Рядышком  расположилась хлебопекарня, которая до сих пор работает с помощью водяной мельницы.

Идем дальше, и вдруг – изумление – перед нами живая скульптура Моцарта, а рядом с ней раскрытая шапка.  Оказывается, на этом можно заработать!

…Прогуливаясь по Зальцбургу, мы попали в места, связанные с жизнью и творчеством выдающегося дирижёра Герберта фон Караяна. В мировом сознании музыкантов с Зальцбургом нераздельно связано имя не только Моцарта, но и Караяна. Дирижёр, родившийся в 1908 году в Зальцбурге, в течение десятилетий формировал на свой лад культурную жизнь города и был во главе событий. Бронзовая статуя в человеческий рост, расположенная в центре Старого города, рядом с пешеходным мостом Макарта,  напоминает о великом дирижере. Надпись на мемориальной доске  здания гласит, что Караян родился в этом доме 15 апреля 1908 года. Зальцбург почтил Караяна, назвав одну из примечательных площадей в Фестивальном районе площадью Герберт-фон-Караян-Платц.

На мосту Макарта играл небольшой джазбенд, и наши ребята, с удовольствием ловя солнечные лучи (был чудесный весенний день), подпевали, подтанцовывали джазбенду и запечатлевали себя на фото…

С именем Караяна связан и Большой фестивальный зал, по которому нам предложили роскошную экскурсию! В середине 60-х годов XX века была проведена масштабная реконструкция бывших придворных конюшен и школы верховой езды, находящихся рядом с отвесным скалистым склоном горы Мёнхсберг (горы монахов), превратившая старинные здания XVII века в Малый и Большой фестивальные театры. В 1960 году Караян торжественно открыл новое здание Большого фестивального зала театрального комплекса постановкой оперы Рихарда Штрауса „Кавалер роз“. Уникальность этого Дома заключается в его массивной сцене, которая на 40 метров уходит вглубь горы. Здесь фантастическая акустика! Ее тут же опробовали наши баритоны, за ними тенора и басы, и все вместе пришли в неописуемый восторг.

В настоящее время Зальцбург стал местом встречи многоязычных мировых звёзд, среди которых  значатся имена и наших выпускников! На сцене Большого фестивального зала пел Сергей Семишкур, а в ближайшее время в «Норме» Беллини выступит Дмитрий Белосельский!

Зальцбургский музыкальный фестиваль проводится ежегодно с конца июля по конец августа. В программу входят концерты оркестровой, камерной и церковной музыки; а также постановки опер и музыкальных спектаклей – обо всем этом нам поведал  гид, которого мы единодушно признали самым замечательным!

Прощание с фестивальным Домом было трогательным: Хор вдохновенно пропел Многолетие, а руководство Дома подарило каждому внушительные проспекты грядущих музыкальных фестивалей, словно приглашая нас вернуться в Зальцбург…

Вечером после ужина прямо в зале столовой Норберт организовал для нас встречу с хоровыми коллективами Рорбаха и близлежащих окрестностей: «Наша цель – не просто попеть, мы хотим поговорить с вами, пообщаться всем вместе». Владимир Григорьевич Боев также приветствовал всех собравшихся: «Музыку придумал сам Господь, она выше слов, она не знает границ. Мы в первый раз приехали к вам с молодым коллективом, приготовили совместную программу, и мы также настроены на дружеское общение с вами». Далее Норберт поделился своими впечатлениями о посещении нашего города, о состоявшемся на концертной сцене колледжа совместном проекте  — исполнении Брукнеровского  Те Деума, порадовался,  что сейчас в России в жизнь и сознание молодого поколения  войдет замечательная музыка великого австрийца.

Ну а дальше началось настоящее пиршество фольклорной музыки. Пять австрийских коллективов (это 90 человек!) и наши ребята устроили настоящий музыкальный ринг! Мы явственно чувствовали, что для наших австрийских друзей жизнь без пения просто немыслима, любовь к пению у них заложена с детства,  это их страсть и эликсир жизни; они с удовольствием слушали наших ребят, даже пытались подпевать им, а мы, попросив ноты их песен, просто пели вместе с ними.

Встреча закончилась далеко за полночь, и, расставаясь, уже обнимали друг  друга, обмениваясь на русском и немецком  восторженным «отлично, все здорово»!

 [/spoiler] [spoiler show=»День Четвертый, 20 февраля, среда» hide=»Свернуть«]

Сегодня репетиционный день, все заняты, все понимают —  каждое разученное произведение обязательно должно пройти стадию впевания. Репетиции проходили интенсивно, эмоционально, энергично, все заинтересованы в положительном результате общего дела.

До обеда оставалось немного времени, и кто не устал, решили прогуляться по магазинчикам Рорбаха – купить сувениры, подарки свои родным, друзьям.

После обеда  нас повели в Музей восприятия чувств (Museum der Wahrnehmung), где перед началом экскурсии перед нами выступил губернатор Рорбаха, он тепло приветствовал нашу группу и обещал быть на наших концертах.

Экспонаты музея вызвали восторг у наших ребят, и, несмотря на «солидный» для них возраст – 16-20 лет, — от души предавались забавам, залезая, например, во внушительный овал, похожий на огромный кокосовый орех. Цель: нужно почувствовать себя в одиночестве, в тиши и полной темноте. Девушки как-то не решались, но юноши, проникнув внутрь, через пару секунд, не желая длить одиночество, быстро выскакивали из ореха и устремлялись к другому экспонату.

Здесь действительно было очень много интересного, мы больше узнали о своих глазах, зрении, познали визуальное восприятие.

Ну а вечером состоялась совместная репетиция нашего хора и оркестра Норберта Хубера в музыкальной школе Рорбаха – это в двух шагах от нашего места проживания, —  которая, длительно затянувшись, закончилась довольно поздно. Впрочем, мы понимали, ведь  завтра – наш Первый концерт…

[/spoiler] [spoiler show=»День Пятый, 21 февраля, четверг» hide=»Свернуть«]

Сегодня нас ждал  Линц. Это восхитительно красивый город!

Он расположился на обоих берегах Дуная и является третьим по величине городом Австрии. Древние римляне назвали город Ленция. Вначале город был разделен на две части, по обе стороны Дуная. С разрешения императора был построен мост, а затем обе деревни объединились и образовали город.

Гуляя по его улицам, нам трудно было отрешиться от нереальности происходящего, мы словно бродили где-то в сказке или, по крайней мере, среди театральных декораций. Нам понравился спокойный и размеренный ритм жизни этого города. Немного заплутав, мы обнаружили доброжелательность жителей Линца, с готовностью вступающих с нами в контакт.

В Линце есть много архитектурных памятников. Центральная площадь была заложена в 1260 году, это самая большая средневековая городская площадь в Австрии. В центре площади стоит колонна Святой Троицы; она была построена местными жителями в 1723 году в благодарность за  избавления города от чумы.

Вообще, у Линца репутация самого успешного города Австрии. Многие знаменитые люди, ученые, писатели, художники, композиторы, жили и работали в Линце. Композитор Антон Брукнер родился недалеко от Линца. Моцарт посвятил городу свою «Линцкую» симфонию. Бетховен написал в Линце Восьмую Симфонию. Гёте посвятил одно из своих произведений прекрасным девушкам Линца…

В полдень нам была назначена встреча  в Правительстве Линца.                           Вот такой чести мы просто не ожидали! Какими богами  мы были обласканы — осталось неизвестно, хотя, впрочем, все догадывались, что подарил нам эту возможность Норберт Хубер. Может быть, ему просто удалось убедить в профессиональном достоинстве и горячих чувствах нашего хорового коллектива. Как бы то ни было, мы понимали, что далеко не каждый коллектив удостаивался подобной чести и приняты мы были как редкое исключение…

Правительство Верхней Австрии заседает во дворце эпохи раннего Возрождения, который был построен на месте бывшего монастыря.

Нас встретила Депутат Парламента Верхней Австрии, очаровательная госпожа Ева Мария Гаттрингер; Ева Мария курирует в Правительстве сферу социальной политики и вопросы культуры; она провела нас в зал заседаний парламента и предложила занять места, почувствовать себя важными государственными персонами. Здесь госпожа Гаттрингер  познакомила нас с Председателем  Правительства Парламента Верхней Австрии, господином Фридрихом Бернхофером.

В непринужденной, абсолютно дружеской атмосфере проходила наша встреча! Господин Фридрих Бернхофер  рассказал нам, как устроен их парламент, какие проблемы их более всего беспокоят. Например, на сегодняшний день их волнует рождаемость маленьких австрийцев, которая неуклонно падает;  их тревожит миграция молодежи, которая стремится в большие города, их тревожит подъем Дуная и многое другое. А вот дальше нам предложили задать интересующие нас вопросы. Ничуть не смутившись, ребята  на равных вели диалог с высокими правительственными особами. Один вопрос привел госпожу Гаттрингер в  замешательство: «Какая у вас выплачивается сумма детских пособий?» Ева Мария смущенно ответила, что у них таких выплат нет, и что она не знает этих проблем возможно потому, что дети ее уже выросли – она сама мама троих детей, старшему из которых 26 лет. Господин Бернхофер также имеет троих детей и считает, что австрийцы должны последовать их примеру.

А затем была подробная экскурсия по Ландтагу и вкусный ланч. Встреча завершилась, и госпожа Гаттрингер, подарив Владимиру Григорьевичу свою визитку,  обещала быть на вечернем концерте.

…Нас переполняли впечатления, но впереди была еще одна поездка — в Санкт Флориан! Этот один из старейших монастырей страны – аббатство  Санкт-Флориан находится в 15-ти километрах юго-восточнее Линца.

Строительство монастырской обители началось ещё в 4 веке, однако свой теперешний облик монастырь приобрёл в 1751 году. По преданиям, здесь захоронен Святой Флориан, который принял мученическую смерть за распространение христианства. Монастырская церковь отделана в роскошном стиле барокко, имеет свою грандиозную библиотеку (в ней 10 помещений, и в каждом хранится 150.000 книг по разным вопросам истории, морали, этики, экономики и проч.).

Церковь снабжена органом, который  знаменит  не только своим исключительным звучанием, но и благодаря композитору Антону Брукнеру,  служившему при дворе императора и игравшему на этом великолепном инструменте.

Желание композитора быть похороненным под «его» инструментом было исполнено, и мы все могли поклониться   праху Брукнера, спустившись в подземные катакомбы, где стоит гроб композитора.

Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в деревне, расположенной вблизи Линца. В 1845 году, пройдя предусмотренные испытания, Брукнер получил место преподавателя в Санкт-Флориане — в монастыре, где сам когда-то обучался. Он исполнял также обязанности органиста и, пользуясь обширной библиотекой, пополнял свои музыкальные знания. В 1856 году Брукнер был призван в Линц на место соборного органиста. В Линце Брукнер написал свыше сорока произведений, замыслы которых были масштабнее, чем это имело место в сочинениях, созданных в Санкт-Флориане. Первый авторский концерт Брукнера состоялся в Линце в 1864 году и имел большой успех. В 1868 году Брукнер переезжает в Вену, в которой остается до конца своих дней. 

В почтительном молчании мы поднимаемся наверх…

Здесь, в церкви, вновь зазвучали голоса нашего хора – тепло, стройно, возвышенно … За нами внимательно наблюдает камера – телевидение Австрии готовит сюжет о нашем пребывании в стране. Они снимают хор, а затем берут краткие интервью.

Сколько информации за один день, а ведь вечером у нас концерт в одной из церквей Линца! Спешно покупаем сувениры, книги (там оказалась уникальная книга о Шуберте!), и покидаем аббатство. Бросаем на него прощальный взгляд и автобус увозит, точнее, возвращает нас в Линц.

В Линце Готфрид приостанавливает автобус, нас ждет еще одно знакомство, нам предлагают пройтись по зданию Нового оперного театра. Строительство его уже завершено, подходят к концу отделочные работы, но поскольку до его открытия еще месяц-полтора, то мы заполняем расписки, что не будем иметь претензии к театру за несчастные случаи с нами. Следовательно, — мы делаем вывод, — надо быть осторожными.

Наш гид – темпераментная дама, она знает каждый уголок театра, она знает о нем буквально все!  Она провела нас в репетиционные классы, показала все мастерские, мы посидели в концертном зале, мы побывали даже на самой сцене, и наши особо смелые ребята и здесь опробовали звучание своих голосов. Сцена имеет диаметр 32 метра, она вращается, это дает театру уникальную возможность представить несколько произведений одновременно! Помещение оперы пригодно для показа всего спектра сценических жанров, от мюзиклов, танца и балета до симфонических произведений. Уже сейчас помещение театра называют самым современным в Европе. Откроется театр 12 апреля оперой американского композитора-минималиста Филиппа Гласса «Следы заблудших».

…Загружаемся в автобус, делимся впечатлениями, едем на концерт.

…Вечерний час, Фриденскирхе наполняется горожанами, они уже занимают свои места, а репетиция еще длится. Уточняются темпы, динамика, штрихи, и вот  — зал полон, тишина, лица у всех сосредоточенные – мы начинаем концерт.                                        Краткое слово и приветствие ведущей, и дальше полилась музыка — Архангельский, Крылов, Чайковский, Рахманинов, Свиридов… Сегодня звучит духовная музыка…

Мы чувствовали, мы видели, как слушатели проникались нашей музыкой, как голоса наших хористов – чистые, вдохновенные — западали им в души, и как каждое произведение находило благодарный отклик в зале.

Во втором отделении звучало Адажио из Квинтета Брукнера в исполнении  австрийских оркестрантов, а завершился концерт Мессой Й.Рейнбергера с участием австрийского Нордвальдкаммероркестра и нашего хора.

Йозеф Габриэль Рейнбергер (1839-1901), великолепный немецкий композитор, органист, педагог. В наше время он известен, пожалуй, лишь профессионалам. Очень редко в концертах звучит его музыка, в России практически невозможно раздобыть ноты его произведений. При жизни же Рейнбергер был одной из крупнейших фигур музыкального мира, причём не только Германии.  Современники ставили музыку Рейнбергера в один ряд с Брукнером и Брамсом, а счастья учиться у него добивалась не одна сотня студентов. Рейнбергер сочинял неутомимо. В списке его произведений органные и  фортепианные произведения, оркестровые увертюры, духовная (в частности, им написано 12 месс) и камерная  музыка.

«Klangschönheit» – красота звучания — ставшая, фактически, творческим кредо Рейнбергера, в полной степени проявилась в прозвучавшей его Мессе.

Волшебная палочка Норберта Хубера, выразительница его намерений, эмоциональными жестами, идущими от мощной энергетики самого дирижера, заряжала оркестр, хор, солистов. Норберт предложил   основательное прочтение духовной музыки Рейнберга, глубоко продуманное как в деталях, так и на уровне общей концепции.

Длительно не умолкающие горячие аплодисменты зала, искреннее восхищение публики, благодарные слова и презенты Евы Марии Гаттрингер…

Это был истинный успех!

Мы пережили сегодня счастье профессионального и просто человеческого  общения с австрийскими музыкантами и слушателями!

…Уже совсем поздний час, и мы возвращаемся в Рорбах…

[/spoiler] [spoiler show=»День Шестой, 22 февраля, пятница» hide=»Свернуть«]

На сегодня запланировано путешествие в Шлегль, где нам обещали показать мужской монастырь и их собственную пивоварню.

Здесь нас встретил органист монастыря господин Руперт.                                          Руперт — музыкант с мировым именем, недавно победивший  в Голландии на конкурсе импровизаторов. Он поведал нам, что орган в церкви был установлен в 1634 году и до сегодняшнего дня (!) все его устройство работает безукоризненно. Конечно, нам захотелось послушать звучание органа и Руперт, быстро уступив  нашей просьбе,  исполнил свою импровизацию — Восемь вариаций на собственную тему. Слушать вариации было занимательно, каждая из них демонстрировала свой регистр, и воспринималось это свежо и оригинально.

Едва Руперт покинул орган, как наступило время обеденной молитвы. Монахи, один за другим, в белых одеждах, величественно, неспешно спускались к нам с высокой лестницы, устланной красным ковром. Зрелище впечатляющее! Монахи пели псалмы, а мы, наблюдая за их священнодействием,  в благоговейном молчании слушали их.

После службы нас пригласили на обед – еще одно незабываемое впечатление… Превосходный бульон с домашней лапшой сменился приготовленной на пару рыбой с кашей, украшенной зеленью. Запивалось это все чаем или, по желанию, — пивом.

После обеда нас приветствовал архивариус и библиотекарь Петрис,  предложивший  пройтись по монастырю. Итак, точное название места – Премонстрантский монастырь.

Премонстра́нты («Орден регулярных каноников-премонстрантов»,— католический монашеский орден, основанный в 1120 году святым Норбертом Ксантенским в аббатстве Премонтре. Имя орден получил по названию аббатства, члены ордена также именовались норбертанцами по имени основателя.

Монастырь существует 800 лет, основан он был графом, у которого здесь было свое имение.

Раньше здесь был лес. Первые поселенцы этой земли умирали от голода и холода, но постепенно сюда стали подтягиваться монахи. В течение 800 лет этот монастырь существует и, что примечательно – он никогда не был закрыт. Здесь всего 40 монахов, самому старшему 80 лет, самому молодому – 20 лет. Монахи, которые здесь служат, все они священнослужители.

Церковь была построена в готическом стиле; время постройки —  15 век.

В 1626 году церковь сильно пострадала при пожаре, в 17 веке она была отреставрирована и в таком виде она существует и сегодня. Церковь эта называется Вознесение Марии. На боковом алтаре представлен святой Норберт, основатель этого ордена. Орден был основан 900 лет назад, сегодня к этому ордену относятся 1600 человек. Церковь имеет три органа,  последний был поставлен в 2008 году.   Монахи имеют свой участок, они владеют лесным хозяйством, имеют  пивоварню, есть даже своя гостиница. Монахи, которые здесь постоянно проживают – а их здесь 20 человек – не имеют права жениться.

Далее Петрис показал нам помещения: в одном занимаются хористы, в другом готовятся к службе, есть зал – совершенно ледяной, потому что он никогда не отапливается – здесь монахи собираются  каждое утро, чтобы распределить обязанности на день. А вот здесь – портретная галерея. В ней представлены портреты монахов-братьев, которые жили в этом монастыре  последние 200 лет. Есть своя библиотека, она хранит  600.000 книг от 16  до 19 века. Среди книг есть Библия на немецком языке, датированная 1476 годом – она выставлена на стенде.

Красочное великолепие монастыря сменяется весьма прозаической современной бытовой картиной – мы находимся в пивоварне, она небольшая, в ней работает всего 25 человек, но выпускает она в год до 6.000 декалитров пенного напитка. Нас провели по складским помещениям, где нас сразила их идеальная чистота, показали машинное производство, ну и в конце мы посмотрели фильм о шлегельском пиве.

Вернулись в Рорбах мы уже к вечеру. Через пару часов концерт!                      Девушки срочно приводят себя в порядок, подглаживают юбки, юноши надели парадные костюмы и мы торопимся в городскую приходскую церковь. Сегодня, помимо русской духовной музыки, предстоит совместное исполнение наших и австрийских музыкантов, должен прозвучать брукнеровский  «Те Deum».

В мае 1881 года Брукнер буквально за неделю сочинил «Те деум», пожалуй, лучшее свое произведение. Однако высшие венские чиновники препятствовали исполнению его творения в концертных залах. Это были отголоски борьбы вагнерианцев, к которым относили Брукнера, и браминов – последователей Брамса. Потому-то его музыку восторженно принимали в Германии и не слишком жаловали в Австрии. В Вене «Те Deum» прозвучал лишь 18 января 1896 года и одним из активных организаторов концерта выступил …Иоганнес Брамс, что было поистине иронией судьбы.

Удастся ли нам оправдать надежды австрийской публики?…

…Взмах дирижерской палочки – и Норберт Хубер, весь во власти предстоящего священнодействия, магнетически увлекает за собой оркестр, хор, солистов, всех  — и музыкантов и публику — захватывает брукнеровская мощь и  возвышенность мысли.

…Звучит последний аккорд… Пауза…И взрыв аплодисментов…

Что ж, мы взяли еще одну высоту!

[/spoiler] [spoiler show=»День Седьмой, 23 февраля, суббота» hide=»Свернуть«]

Сегодня последний день нашего пребывания в Австрии, но никто пока не грустит, ведь нам столько предстоит еще пережить событий!

Вначале едем в небольшой городок Хазлах. Готфрид останавливает автобус у Музея механических музыкальных инструментов.

Поднимаемся по лестнице и все разом удивленно и заинтересованно : «О..о…о!.».

Здесь есть чему восхититься!

Музей располагает огромной коллекцией механических музыкальных инструментов. А собрал ее  по всей Европе – невероятно! — один человек  Эрвин Рехбергер!

Чего здесь только нет!

Фортепиано марки Stemps из Англии 1905года, инструмент, представляющий комбинацию фортепиано с аккордеоном, фортепиано и скрипки, оркестрионы, которые покупали для богатых ресторанов; есть здесь оркестр стоимостью 80.000 тысяч евро, орган танцевальной музыки, передвижные органы для церковных процессий, механическая цитра 1900 года. Всего не перечислить!

А еще мы слушали  Аve Maria, записанную с диска 1880 года…

Кстати, на этой экскурсии мы не только слушали, но играли и даже  танцевали!  Было весело!

…Запасаемся сувенирами и едем дальше. Наш попутчик Томас  Эккерсторфер хотел подвести нас к берегу Дуная, чтобы мы могли побросать монетки, но спуск к реке очень извилист, а потому Готфрид высказывает опасения. Владимир Григорьевич и Томас ищут возможность пешком пройти к берегу, но возвращаются они довольно быстро. Сильный снегопад, начавшийся еще накануне, шел всю ночь, занес все тропинки, и приблизиться к Дунаю было весьма сложно.

Ну что ж, мы оставляем эту затею и едем дальше. С восхищением осматриваем  еще одну церковь в Нидеркаппеле, а дальше Томас предлагает заехать в гости к мельнику Хансу.

Вот так неожиданность!

Нас приветливо встречает почти все семейство – сам хозяин Ханс, Вероника, его жена, их дети сын Бенедикт (ему 23 года), Иоанна (ей 17 лет) и нет лишь младшей Элизабет. Ханс ведет нас на мельницу, показывает свое хозяйство, которое приводит нас буквально в удивление и восторг. Ханс показывает, как работает мельница, а наши девушки тут же запевают  песни. Потом все спустились вниз и угощались вкусным лимонадным напитком.

Прощаемся  с семейством Ханса длинным автобусным гудком и едем в Лембах. Здесь состоится наш последний концерт.

…Солидный вместительный концертный зал (Альфонс Дорфнер Зал) в Лембахе (который при необходимости может трансформироваться в спортивный)  переполнен до отказа.

Владимир Григорьевич Боев на немецком языке приветствует публику (среди нас он единственный свободно общался с австрийцами),  и дальше начинается концерт.

В первом отделении мы показываем наш русский фольклор, звучат русские народные песни: Таня-Танюша, Во лузях, Посеяли девки лен, Степь да степь кругом, Ах ты степь широкая, У нашей березы и др.; публика принимает очень тепло и доброжелательно. Нам вторит  австрийский ансамбль Ханса со своей женой и дочерью (он успел сменить простую одежду на красивый национальный костюм и ехал вслед за нами).

Второе отделение Норберт Хубер открыл симфонической поэмой «Россия», написанной студентом нашего колледжа  Максимом Бабинцевым (сегодня он  служит в армии).  Далее – вновь австрийцы, прозвучали Немецкие танцы Ф.Шуберта и завершился концерт совместным грандиозным исполнением Половецких плясок из оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Это была наша общая творческая победа!

Овации не смолкали, публика требовала бис, и тогда под мягкий аккомпанемент Нордвальдкаммероркестра наш хор пропел знаменитые  вальсы «Амурские волны» и «Березку», что вызвало еще один мощный прилив раскаленных аплодисментов…

Владимир Григорьевич чувствительно поблагодарил австрийских слушателей за прием,   Норберта Хубера и его Нордвальдкаммероркестр, а госпожа Ева Мария Гаттрингер высказала уверенность в дальнейшем содружестве русских и австрийских музыкантов. Она также выразила надежду на встречу с нами в ближайшем будущем, сказав, что сама желает посетить наш город, познакомиться с нашей культурой. Это, конечно же, вызвало с нашей стороны горячий энтузиазм и еще одну бурю восторженных аплодисментов.

Обе стороны обменялись подарками, визитками, и завершилась встреча могучим Многолетием, от души пропетым нашим хором.

Ну а дальше все проходило в неформальной дружеской атмосфере – накрытые столы, бутерброды, мороженое, горячий чай и, конечно же, песни… Наши ребята учили Томаса выговаривать «Подмосковные вечера», а чуть позже написали ему слова всей песни…

Наши совместные интернациональные концерты еще раз подтвердили истину, что во все времена вечным будет стремление человека к дружескому общению и готовности к добру, к таким музыкальным встречам, как в эти февральские дни  –  без границ.

 [/spoiler] [spoiler show=»День Восьмой, 24 февраля, воскресенье» hide=»Свернуть«]

Раннее утро…

Легкий завтрак. Собранные чемоданы. Автобус. Прощальные слова…

Спасибо всем за радушный прием, за незабываемые впечатления, заботу и внимание, но  более всего мы признательны Норберту Хуберу, это он устроил нам  праздник на  своей  земле!  Ему и его маленькой трехлетней малышке Норе мы дружно поем   Многолетие…

До свиданья, Австрия!

[/spoiler]

 

  Россия-Австрия. Киров-Рорбах: продолжение диалога (17-24.02.2013)

Комментарии запрещены.