На календаре давно уже весна и потому – хватит вечерами пропадать в концертных залах! Хочется ловить робкие лучи солнышка, дышать свежими ароматами… Но вот глаза привлекает новая афиша – ожидается приезд лауреата всероссийских и международных конкурсов Владислава Кожухина, и вдруг отчетливо понимаю – мне так хочется послушать Гершвина…
Молодой музыкант, уроженец Нижнего Новгорода, прошел серьезный путь фортепианного становления: сначала в училище им. М. А. Балакирева в классе Н. Н. Фиш, а затем – в Высших школах музыки в Мадриде и Штутгарте под руководством профессоров Д. Башкирова и К. Герштейна. Обучение в престижных музыкальных вузах принесли пианисту признание международных конкурсов: Гран-при и первые премии в Италии, Германии, Болгарии. Совершенствовать исполнительское мастерство Владиславу помогает насыщенная концертная деятельность, охватывающая обширную географию – от Голландии и Швейцарии до Турции и Китая.
Сольное выступление Владислава Кожухина в концертном зале Кировского колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина положило начало творческому взаимодействию музыкантов колледжа с исполнителем, которое затем продолжилось на мастер-классах. Программу пианиста составили опусы разнохарактерные, разноóбразные, требующие пианистической оснащенности и музыкантской зрелости.
Первое, «западноевропейское», отделение концерта открыли Три песни Ф. Шуберта в транскрипции Ф. Листа. Романтическую драматику «Приюта» сменила лирическая трогательность, проникновенность, но вместе с тем и любовная восторженность «Серенады» и «Баркаролы». Пианист захватил слушателей тончайшей градацией нюансов и туше: фортиссимо становилось подобным извержению вулкана, а пианиссимо рождалось из неуловимых «реющих в воздухе ароматов». Кожухин полностью завладел вниманием не только искушенных музыкантов, но и юных слушателей: в первом ряду ученики младших классов музыкальной школы, не отрывая взгляда от сцены, бегло перебирали маленькими пальчиками в подражание артисту.
Триаду песен продолжил блестящий калейдоскоп образов шумановского «Карнавала»: балаганные персонажи, прелестные Киарина, Эстрелла, любовные признания, музыкальные портреты Шопена и Паганини, марш Давидсбюндлеров.
Иные музыкальные картины развернулись во втором, «русско-американском», отделении концерта: звучала музыка С. Рахманинова и Д. Гершвина. Серьезным внутренним резонансом отозвался колокол Прелюдии cis-moll; весенняя Прелюдия G-dur прозвучала «тихой кульминацией» концерта, а романтическая патетика Прелюдии c-moll вызвала в памяти драматические образы музыки Ф. Шопена.
Тонус героики до-минорной Прелюдии под руками пианиста мощно переплавился в звуковую энергию «Голубой рапсодии» Д. Гершвина. Заключительное glissando рапсодии поставило три восклицательных знака в окончании концертной программы, сорвав нескончаемый поток аплодисментов «Браво!». Публика никак не хотела расставаться с артистом, и остудить эмоции зала помог «Лунный свет» К. Дебюсси.
«Вы творите чудеса с нашим роялем!», – так отозвались по окончании Klavirabend’а преподаватели колледжа, устроив Владиславу Викторовичу импровизированную пресс-конференцию.
Запомнились слова пианиста: «Я общаюсь с публикой посредством музыки, для меня это не испытание, не страх, а наслаждение процессом. Я уже не воспринимаю себя без сцены, это то, чего я всегда хотел – общаться с людьми через музыку. Мне кажется, чем больше слушателей вовлечено в музыкальный процесс, тем само исполнение выходит на какой-то иной уровень, поскольку это обмен особой энергетикой, которая рождается на концерте. На мой взгляд, в России самая разборчивая и требовательная публика. Русский слушатель, как никакой другой, самый подготовленный – не только интеллектуально, но и духовно».
Материал подготовлен студенткой IV курса отделения «Теория музыки» ККМИ им. И. В. Казенина Ю. Кунцовой. Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой