«Олимпиада — это своеобразный марафон»

23 марта 2019 года в концертном зале Кировского колледжа музыкального искусства имени И.В. Казенина состоялся заключительный этап Областной олимпиады по сольфеджио. Рассказать о ней любезно согласился преподаватель колледжа, председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки», член Союза Композиторов России Станислав Геннадьевич Хусаинов.

— Станислав Геннадьевич, скажите, пожалуйста, как Вы считаете, какую роль играют олимпиады в профессиональном воспитании юных музыкантов?

Олимпиада, в первую очередь, это способ самим участникам проверить свой уровень знаний по теоретическим дисциплинам, неважно, сольфеджио это или музыкальная литература. Причем, проверить свой уровень именно в экстремальных условиях. Олимпиада — это своеобразный марафон, ведь заданий много, а они все разные…

— Как давно в стенах нашего учебного заведения проводится олимпиада?

Олимпиада проводится  уже довольно долгое время, но был промежуток в пару лет, когда ее не было. До этого она ежегодно организовывалась Татьяной Аркадьевной Скурихиной. Олимпиады проходили для разных уровней, для младших и средних классов. Сейчас, с новыми нормами, трудно следить за этим в школах, ведь одним и тем же может считаться и шестой, и восьмой класс.

— В чем заключается цель проведения олимпиады?

Помимо проверки навыков учащихся, это, конечно же, потенциальные абитуриенты. Лауреаты олимпиады получают право досрочной сдачи экзамена при поступлении в колледж. Причем эта возможность действует и на следующий год: если учащимся необходимо доучиться в школе, они все равно смогут поступить к нам позднее, не сдавая экзамен по сольфеджио.  

— Как готовились задания к олимпиаде? Какими они были?

Это достаточно веселый процесс. В этом году мне было проще, потому что у меня остался список заданий с прошлого года. Конечно, я учел некие трудности, неточности. Заданий много, но они достаточно традиционны. Сложность в том, что сольфеджио — это процесс интонирования, вокальности, а проверить слух мы не имеем возможности: задания для всех письменные. Поэтому вся проблема заключается в том, чтобы олимпиада по сольфеджио была именно по сольфеджио, а не по теории музыки. В работах было несколько теоретических заданий, поскольку музыкальная грамота входит в предмет «сольфеджио», но они составляли небольшой процент. Большинство заданий были основаны на работе внутреннего слуха.

— Какие задания, на ваш взгляд, вызвали наибольшее затруднение?

В этот раз, по-моему, самое сложное было задание на сочинение музыки. Нужно было досочинить предложенный фрагмент. И здесь внутренний слух должен был работать на полную катушку. Нужно на увиденные, услышанные гармонии наложить свою мелодию, которая должна быть достаточно выразительной. Это трудно, но в нескольких работах получилось довольно хорошо. Иногда участники начинают искать сложности там, где все достаточно просто. 

— Сколько было участников? Из каких музыкальных школ?

Всего в олимпиаде принимало участие 34 учащихся из школ города и области: Суна, Вахруши, Стрижи, Лебяжье, Лянгасово, Свеча, Советск, Мурыгино, Кирово-Чепецк и Омутнинск.  

— Как вы оцениваете уровень подготовки участников?

Я постоянно ожидаю результаты выше, чем получается. Мне кажется, что я всегда делаю очень простые задания. В прошлом году мне сказали, что было сложновато, но, тем не менее, есть люди, которые справляются буквально со всеми заданиями, с минимумом потерь. Могу сказать, что многим участникам не хватает концентрации, им необходимо умение держать внимание на достаточно долгом уровне. Очень четко было видно: кто-то справился с одной половиной, кто-то с другой. Кто-то не мог справиьтся с волнением в первой части, зато все идеально сделал во второй. Видно, что некоторые учащиеся в процессе обучения делают акцент на теоретические знания, но когда дело доходит до практики — возникают сложности, и они оказываются в минусе. Конечно, с заданиями справились далеко не все, но раз они приехали сюда, то в своих школах они самые способные и музыкальные. Это уже хорошо. И хотелось бы отметить, что большинство участников составляли не пианисты, как это бывает чаще всего, но и представители народных инструментов: домра, баян и так далее.

— В ходе олимпиады возникали ли какие-нибудь неожиданные события?

В этот раз все проходило довольно тихо и мирно.

— Кто входил в состав жюри?

Помимо меня в состав жюри входили Россохина Наталья Васильевна и Запольская Ксения Дмитриевна, преподаватели теоретических дисциплин колледжа. Пока шла олимпиада, Наталья Васильевна все время провела с преподавателями, в отдельном кабинете. Они разобрали все задания, все просмотрели. Преподаватели остались довольны тем, что задания были именно по сольфеджио, а не по теории музыки.

— Что вы можете сказать о победителях олимпиады? Планируют ли они продолжать дальнейшее музыкальное обучение, но уже на профессиональном уровне?

В этом году у нас есть человек, который справился практически со всеми заданиями. Это Слобожанинов Кирилл, получивший Гран-При, из «Детской школы искусств» поселка Кумены (преподаватель Ольга Леонидовна Салтыкова). Два человека к нам точно поступят: они ходят на курсы и уже сдали сольфеджио.

— Вы хотели бы что-нибудь поменять в проведении олимпиады? Может быть, внести что-то новое?

Конечно, изменения нужны и они будут.

Интервью подготовила Милена Окишева,
студентка IV курса отделения «Теория музыки»

  Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей

Комментарии запрещены.