В адрес администрации, преподавателей и студентов ККМИ имени И. В. Казенина поступили поздравления от замечательных музыкантов, известных на всю Россию. Это выпускник колледжа, директор-художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной, Заслуженный артист России, профессор Дмитрий Сергеевич Дмитриенко, а также Председатель Совета Союза композиторов России, Народный артист РФ Александр Владимирович Чайковский. Очень приятно осознавать, что музыканты такого высокого уровня помнят о нашем колледже и следят за его успехами.
25 ноября 2019 года в нашем колледже состоялась долгожданная творческая встреча с молодым музыкантом Кириллом Русиновым. Кажется, ещё совсем недавно Кирилл учился в детской музыкальной школе нашего колледжа в классе преподавателя Елены Геннадьевны Бельтюковой, а сегодня он – значимая фигура в музыкальной жизни Москвы. Музыкант блестяще прошёл все ступени профессионального мастерства – Колледж и Российскую Академию Музыки им. Гнесиных (класс профессора, Народного артиста РФ В. А. Семёнова). В настоящее время Кирилл – студент-магистрант музыкальной академии, лауреат всероссийских и международных конкурсов, а также артист Московской областной филармонии.
─ Кирилл, вспомните Ваш момент вхождения в музыку? С чего всё начиналось? Свой инструмент — баян — Вы выбрали или он Вас?
─ Наверное, мы оба стремились друг к другу. В нашей семье часто звучал баян, мои родные дедушки были баянистами-самоучками, поэтому этот инструмент мне всегда был близок. Инициатором моего музыкального образования был папа, а мама, которая закончила музыкальную школу по классу фортепиано, была против, так как понимала, что музыкальный путь сложный и ответственный. Однако мне сразу понравились занятия музыкой, и вопрос продолжения обучения отпал сам собой.
─ Мы всегда помним наших первых наставников. Расскажите о своём учителе.
─ Мне невероятно повезло, на моём пути появился чудесный педагог Елена Геннадьевна Бельтюкова. Я с особенным теплом вспоминаю её, и мне до сих пор тяжело говорить об этом. Она взяла меня под своё крыло с подготовительного класса музыкальной школы. Елена Геннадьевна была прекрасным человеком! Её знания, умения, педагогический опыт помогли мне стать тем, кем я сейчас являюсь. С большим трепетом и любовью я отношусь ко всему, чему Елена Геннадьевна меня научила. Если бы каждый мог встретить в своей жизни такого человека!
─ Как вы оказались в руках прославленного профессора Вячеслава Анатольевича Семёнова?
─ После окончания детской музыкальной школы и 9-ти классов Вятской гуманитарной гимназии, совместным решением родителей и Елены Геннадьевны мы поехали в Москву к Вячеславу Анатольевичу Семёнову. Все знания и навыки, приобретённые в Кирове, были значительно приумножены в Москве. Конечно, не обошлось и без психологических сложностей! Приходилось с ними справляться, проявляя характер и волю: в 14 лет одному оказаться в столице, привыкая к высоким требованиям профессора, первое время было совсем непросто.
─ Кирилл, кто формирует Ваш репертуар?
─ Как мне сказал Юрий Васильевич Шишкин после победы на Кубке мира, прошедшем в Китае в этом году, сейчас я могу играть то, что захочу сам. С Вячеславом Анатольевичем мы подбираем те произведения, которые помогают мне совершенствовать своё исполнительское мастерство.
Проходя в учебном процессе творчество венских классиков, музыку эпохи Барокко, я понял, что такая музыка живёт сквозь века, она актуальна и по сей день. Ощущения того, что какие-то сочинения не только приносят тебе эстетическое удовлетворение, но и становятся хорошей технической и музыкально-воспитывающей базой, особенно вдохновляют.
─ Не хотели бы Вы пополнить баянный репертуар, который не так уж объёмен, своими сочинениями?
─ Возможно, когда-нибудь я приду к тому, чтобы сочинить что-то своё, но сегодня мне кажется, что прекрасная музыка уже написана, либо создаётся прямо сейчас, и я стараюсь общаться с современными композиторами, чтобы быть в курсе оригинальных идей и новых техник.
─ Недавно состоялись Ваши концерты в Концертном зале органной и камерной музыки, а также в филармонии. Что Вы можете сказать о наших слушателях, ведь совсем недавно они были Вашими?
─ Мне всегда сложно преодолеть волнение в родных стенах, но тёплый приём, великолепное качество залов, профессионализм музыкантов, с которыми мы работали, вдохновил меня, поэтому концерты прошли с большой отдачей и надеждой на дальнейшее сотрудничество. А вообще, мне с публикой везло всегда, я всегда ощущаю контакт с ней и очень ей благодарен за добрые отзывы.
─ Сейчас, пройдя основные этапы — музыкальная школа, колледж и ВУЗ — что Вы думаете о современном музыкальном образовании?
─ Общее развитие в музыкальной школе, особый уклад знаний и каждодневная работа на инструменте плодотворно влияют на любого ученика. В среднем звене закладываются основы, которые будут шлифоваться в ВУЗе. Каждый этап в образовании важен, с каждым легче точно не становится, но от этого заниматься исполнительством ещё интереснее и увлекательнее.
─ Какие творческие планы Вы хотите осуществить в ближайшем будущем?
─ Мне хочется охватить ещё большее количество музыкального материала в своих программах. Осознание того, сколько хорошей музыки ещё не переиграно мной, расстраивает и мобилизует одновременно. В предстоящем году я планирую выпустить первый диск со своими записями, а также приумножить количество концертов и стран их проведения.
Мы благодарим Кирилла за интересную беседу, и в преддверии Нового года хотим пожелать ему новых творческих открытий, ярких концертных выступлений и самых благодарных и отзывчивых слушателей!
Интервью подготовила студентка IV курса отделения «Теория музыки» Кожевникова Виктория
Класс музыкальной критики Тарасовой Г. Я.
Прошла долгий путь постижения мастерства: училась в Кировском Училище искусств (педагоги: Алла Серафимовна Галдина, Светлана Сергеевна Салопина, Валентина Владимировна Юшкина), в Нижегородской государственной консерватории, Санкт-Петербургском государственном университете (на кафедре органа, клавесина и карильона), в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории – класс профессора, заслуженного арт. РФ Д.Ф. Зарецкого, также закончила аспирантуру Московской консерватории в классе профессора Н.Н. Гуреевой-Ведерниковой. Как стипендиат DAAD (Немецкой Службы Академических Обменов) Юлия Глазкова проходила стажировку в Университете Искусств Берлина (класс профессора Лео ван Дуселаара). Участвовала в многочисленных мастер-классах и органных академиях в Западной Европе у ведущих профессоров: В. Церера, Л. Ломанна, О. Латри, М. Зандера и многих других.
Юлия Глазкова является лауреатом престижнейших международных органных состязаний, среди которых: Международный конкурс органистов им. Д. Букстехуде (Любек, Германия, 2009), Международный конкурс органистов ION Musica Sacra (Нюрнберг, Германия, 2009), Международный конкурс органистов (Сарагоса, Испания, 2009), Международный конкурс им. Я.П. Свелинка (Гданьск, Польша, 2006), Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева (Москва – Калининград, 2007), Международный конкурс органистов имени И. Браудо (Санкт-Петербург, 2009). В настоящее время Ю. Глазкова является членом жюри международных органных соревнований, таких как Международный конкурс им. М. Таривердиева, Международный конкурс им. Свелинка в Гданьске, и других. Более десятка учеников Ю. Глазковой в свою очередь стали лауреатами и дипломантами международных и всероссийских органных конкурсов в Италии, Польше, Финляндии и России.
Юлия Глазкова автор многочисленных научных публикаций в журналах «Музыковедение» и «Музыка и время», а также монографии «Органное творчество Мориса Дюруфле в контексте органной культуры его времени» (Казанская государственная консерватория, 2017).
Концертная деятельность Юлии Глазковой охватывает Россию (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск и др.), а также зарубежные страны (Германия, Нидерланды, Финляндия, Польша, Австрия, Канада).
В 2013 году закончила аспирантуру ННГК им. М.И Глинки (научные руководители проф. З.А. Скульская, проф. Е.Д. Кривицкая). Принимала участие в мастер-классах российских и зарубежных органистов: С. Черепанова, А. Гаста, Л. Ломанна, М. Зандера и др.
Ведет активную концертную деятельность, как сольную, так и ансамблевую. Постоянный участник органных концертов (цикл B-A-C-H, фестиваль «Vox Humana», детский филармонический абонемент «Органная азбука»), концертов клавесинной музыки, различных музыкальных фестивалей в Нижнем Новгороде. Сотрудничает с известными нижегородскими коллективами: камерный хор «Нижний Новгород», худ. рук. И. Стольников, муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», худ. рук. В. Плаксин. Выступала под управлением таких дирижеров, как Александр Скульский, Максим Емельянычев, Кристоф Майер. Выступает, как с сольными органными концертами, так и в сборных концертах в различных залах России: Малый и Большой залы Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Малый и Большой зал Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, концертный зал Государственной Академической Капеллы в Санкт-Петербурге, Органный зал Пензенской филармонии и др.
Имеет различные награды престижных музыкальных конкурсов. Лауреат Всероссийских и Международных детских и юношеских фортепианных конкурсов. Дипломант и обладатель Специальной премии Второго Международного конкурса органистов им. А.Ф. Гедике (Москва, 2011г.). Диплом Первой степени VIII Международного JSFest 2020 (Турку, Финляндия) в номинации «Инструментальное исполнительство. Орган». Лауреат III премии VI Международного конкурса органистов им. А.Ф. Гедике (Москва, 2021).
– Я родился в Перми, но первые 20 лет жизни провел в Кирове. Мои родители окончили университет по специальности «прикладная математика», и музыка долгое время не входила в сферу моих увлечений. Главным образом меня интересовали математика и спорт.
Совершенно случайно, в гостях у своего школьного друга, который занимался в музыкальной школе, я увидел баян. Друг исполнял простые народные мелодии, которые я тут же «с его рук» повторил. Так я получил первый музыкальный опыт и вскоре начал учиться в музыкальной школе на баяне. Музыка все больше занимала меня. Я начал играть на гитаре, на фортепиано, играл в школьном ансамбле, увлекся рок-музыкой (в то время она захватывала меня сильнее, чем классика).
Начал ходить на концерты Кировского симфонического оркестра. В Кирове работал замечательный музыкант Валерий Александрович Раевский. Он возглавлял оркестр, сделав из, по сути, любительского коллектива профессиональный, который сейчас носит его имя.
В какой-то момент я понял, что свою жизнь готов посвятить только музыке, и поступил в Кировское училище искусств, там впервые встал за дирижерский пульт оркестра.
Продолжать обучение я решил в Москве, поступил в Институт музыки имени А. Г. Шнитке в класс выдающегося музыканта Фридриха Робертовича Липса. Дирижированию учился у Игоря Юрьевича Громова, который дал мне основы профессии, техники, понимания роли дирижера в оркестре. На I Московском студенческом конкурсе дирижеров народных оркестров я взял первую премию. Тогда же в институте открылось дирижерское отделение, куда я поступил сразу на второй курс.
Окончив институт и уже работая в нем дирижером народного оркестра, я решился на поступление в Московскую консерваторию. Фортуна была благосклонна: мне посчастливилось учиться в классе гениального музыканта и педагога Геннадия Николаевича Рождественского. Его потрясающая эрудиция, бесконечная любовь к музыке, к искусству, уникальное чувство юмора, невероятное, магическое воздействие на музыкантов навсегда останутся для меня своеобразным маяком в профессии.
Но в Москве я в основном работал с народным оркестром, с симфоническим получались разовые проекты. В то время я уже отчетливо осознавал, что симфонический оркестр – единственное, чем я должен заниматься. Принял участие в конкурсе на должность второго дирижера Ростовского академического симфонического оркестра, и мне удалось в нем победить.
В Ростове прекрасный оркестр с большими традициями, Валентин Урюпин, с которым я работал эти годы, вдохнул в оркестр новые идеи, вывел его на очень высокий уровень. Работы было много, в Ростове я получил отличную школу именно практической, репетиционной работы с оркестром.
***
А летом поступило предложение подготовить с Тольяттинским симфоническим оркестром несколько программ.
Лидия Семенова, директор Тольяттинской филармонии:
Мне сразу понравилось его желание и, что не менее важно, умение кропотливо работать. С первых репетиций он взял необходимый темп для основательных репетиций, почувствовал отдачу и в целом доброжелательное к себе отношение. Концерты прошли с успехом, и мы предложили ему рассмотреть перспективу стать главным дирижером, дав достаточно времени на обдумывание. Оркестр принял его, его возможности и требования, и решение состоялось.
Пути развития у любого оркестра на самом деле очень простые: каждый новый концерт должен быть лучше предыдущего. Конечно, вряд ли возможно обойтись без неудач, но в наших силах сделать так, чтобы их было как можно меньше. В этом вижу свою главную цель – в развитии по нарастающей.
Тольятти – город, раскинутый на большой территории, и люди не всегда успевают просто доехать до филармонии. Необходимо работать над расширением географии своего присутствия в городе. Каждый житель Тольятти должен знать, что в городе есть достойного уровня симфонический оркестр. Хотелось бы, чтобы репертуар пополнялся премьерами, проводились интересные фестивали. Обо всем этом мы будем размышлять. Всё впереди!
Основу репертуара будут составлять общепризнанные шедевры музыки XVII–XX веков: сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича… Есть бездна великой музыки, целой жизни не хватит, чтобы всю ее исполнить.
Важно, чтобы в репертуаре оркестра присутствовали сочинения всех жанров и стилей. Надо подумать, как дозированно знакомить слушателей города и с актуальной современной музыкой.
Я думаю, следует делать больше концертов для детей и молодежи. Будут программы и, скажем так, легких, смежных с классикой жанров. Главный критерий для меня – соответствие интересу публики и моему собственному музыкальному вкусу.
В следующем году исполняется 150 лет Рахманинову. Это событие не может пройти для нас незамеченным, и вряд ли следует ограничиваться одним концертом. Сейчас мы активно думаем, как составить сезон так, чтобы в течение года исполнить все сочинения Рахманинова для фортепиано с оркестром и его самые важные симфонические произведения. Надо сделать так, чтобы для жителей Тольятти это событие стало настоящим погружением в музыку этого гения.
***
Главная проблема из тех, что я вижу, – это недостаточная комплектация оркестра. Нет необходимых голосов в определенных оркестровых группах, или же их недостаточно. Сейчас мы вынуждены приглашать дополнительных музыкантов на программы, что, конечно, сильно тормозит развитие оркестра, влияет на репетиционный процесс и очень ограничивает в выборе репертуара.
Необходимо улучшение условий работы музыкантов. Положение артистов симфонических оркестров в России очень неравномерно, сильно зависит от регионов. Важно, что руководство филармонии понимает и готово шаг за шагом работать в этом направлении. Это не быстрый путь, но я убежден, что мы вместе будем работать над этим. Ведь от условий работы, в конечном итоге, зависит и качество игры музыкантов оркестра.
***
Моя мечта дирижера заключается в том, чтобы музыка исполнялась, чтобы ее звучание резонировало с моим внутренним ощущением, чтобы она заполняла меня и оркестр и встречала отклик в сердцах слушателей. Поэтому каждый наш концерт – это в огромной степени и есть исполнение моей большой мечты.
Путь к мечте – в каждом прожитом дне. Сначала ты мечтаешь продирижировать определенное сочинение, но когда ты его исполнил, оно начинает тобой завладевать еще больше, становится частью тебя. Никогда нет места какой-либо успокоенности. Вся жизнь дирижера – это путь к мечтам, к восхождению по этой невидимой лестнице, где не видно ни начала, ни конца.
Записала Валерия ЛОСЕВИЧЕВА
Фото Дмитрия РУЗОВА
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 17 февраля 2022 года, № 4 (225)
Евгений Казаков — выпускник нашего учебного заведения 2006 года, участник команды КВН колледжа. На фотографии наша команда, участник Колледж — лиги в Доме культуры «Родина» после игры, 2005 год. В команде играли студенты народного, эстрадного, теоретического, дирижерского отделений.
Здравствуйте, друзья! Поздравляю родной колледж с юбилеем!
Немного о себе. Я — Мария Владыкина (Вострикова до замужества), окончила колледж в 2008 году в классе Елены Геннадьевны Владимировой, высшее образование получила в РАМ имени Гнесиных. В данный момент живу и работаю в Москве, трое детишек, работаю в театре Людмилы Рюминой.
Фото №2-с Дарьей Кливитенко (Шварева), которая окончила наш колледж у Кононова Николая Александровича (баян)
Фото №3-с Аней Вылегжаниной во время учебы в колледже в ансамбле «Экспромт», руководитель Николаева Татьяна Викторовна
Фото №4-с Аней Вылегжаниной , вместе учились у Е.Г.Владимировой (домра). Аня окончила РАМ имени Гнесиных.
Фото №5-оркестр «Мастера России», театр Л. Рюминой
Фото №6 -я в театре
Несколько слов о любимом учителе
«О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.»
В. А. Жуковский
Уже много лет назад, в феврале 2007 года перестало биться сердце Юрия Васильевича Сибирякова, одного из самых ярких, талантливых и харизматичных преподавателей нашего колледжа за всю почти 85-летнюю историю его существования. Для знавших этого человека лично, конечно, не нужен повод для того, чтобы вспоминать о нем. Все, кому выпало счастье общаться с этим удивительным человеком, всегда будут помнить о нем с любовью и благодарностью. Но для новых поколений студентов колледжа и просто любителей музыки нужно сказать, что деятельность Юрия Васильевича — это целая эпоха в истории музыкальной жизни Кирова и фортепианного отделения колледжа. Он начал преподавать на отделении в 1963 году, будучи еще студентом Горьковской консерватории, и проработал здесь до последнего дня своей жизни, более 40 лет. При этом более тридцати лет он возглавлял фортепианное отделение и пользовался непререкаемым авторитетом не только в колледже, но и во всех музыкальных школах города и области, а также среди всех деятелей вятской культуры.
Юрий Сибиряков родился в Новгородской области 22 октября 1938 года. По счастливой случайности это произошло в день рождения великого музыканта Ференца Листа, что всю жизнь очень радовало Юрия Васильевича.
Его профессором в консерватории стала легендарная Берта Соломоновна Маранц, одна из любимых учениц Г. Г. Нейгауза, называвшего ее «украшением своего класса». Все достижения великой фортепианной нейгаузовской школы молодой пианист получил практически из первых рук, что дало ему возможность быть не только прекрасным педагогом, но и выдающимся исполнителем.
Всю свою творческую жизнь Юрий Васильевич вел активнейшую концертную деятельность. Не было в Кирове такой сценической площадки, где бы он не играл. Он выступал во всех районах Кировской области, во многих городах нашей страны. Были у него и зарубежные гастроли. Репертуар Сибирякова был разнообразен и объемен и пополнялся до последних лет жизни. Но любимейшим его автором, конечно, был П. И. Чайковский, которого Юрий Васильевич играл удивительно проникновенно, тонко и в то же время глубоко и очень строго. Кстати, он и внешне очень походил на Чайковского. Кроме сольных выступлений Сибиряков играл в различных камерных ансамблях, сотрудничал с кировскими и даже гастролирующими в городе оркестрами (и симфоническими, и народными, и даже духовыми). Украшением музыкальной жизни города были многолетние и постоянные выступления фортепианного дуэта Юрий Сибиряков — Людмила Серегина.
Совершенно уникальным было концертмейстерское мастерство Юрия Васильевича. В этой области он был неподражаем — и знание колоссального репертуара; и умение блестяще читать с листа и транспонировать; и удивительная чуткость, умение слиться с солистом. Кировские певцы, конечно, считали за честь выступать вместе с ним. Кроме того, все приезжие звезды, ежегодно приглашавшиеся для выступлений на праздничных концертах, работали только с Сибиряковым. Его прекрасно знали ведущие солисты Большого театра и других музыкальных театров и филармоний нашей страны. Достаточно назвать несколько имен его сценических партнеров: Александр Ворошило, Галина Олейниченко, Владимир Мальченко, Валерий Барынин.
Ну и, наконец, Сибиряков — преподаватель. Во-первых, сам он был, как уже говорилось, представителем великой фортепианной школы. Во-вторых, он был одарен свыше педагогическим даром. Для нас, его студентов, он был не преподавателем музыки, он был учителем жизни, человеком, который сформировал нас как личности и сделал нас музыкантами. Не случайно почти все его ученики (а их за годы работы было несколько сотен человек) закончили консерватории, а некоторым счастливчикам даже удалось вернуться сюда и работать рядом с Юрием Васильевичем.
О Сибирякове можно говорить бесконечно. О его бескорыстной помощи педагогам музыкальных школ, о его работе в Кировской областной филармонии, о его бесчисленных выступлениях, о многолетнем сотрудничестве с хором ветеранов, о его начитанности и эрудиции, об умении играть джаз, об удивительно тонком музыкальном слухе, о замечательном чувстве юмора… Наконец, о его семье, в которой музыкой и сегодня живут все: Галина Яковлевна, верная соратница, прекрасный дирижер; дети — Татьяна и Михаил, также получившие музыкальное образование; внуки, продолжающие музыкальную династию.
Для нас, друзей, коллег, учеников Сибирякова, Юрий Васильевич всегда с нами. И мы надеемся, что память о нем навсегда сохранится в нашем учебном заведении, которому Юрий Сибиряков отдал всю свою жизнь.
Л. Л. Литовская, преподаватель колледжа,
выпускница класса Ю. В. Сибирякова