Всем языкам земли открыт я,
Свои реченья и дела
Трудом и гением отцов повиты.
«Признание в любви»
Мало кто знает имя вятского композитора Олега Аркадьевича Моралева. Лишь в последнее время его произведения стали звучать на концертной эстраде городов России.Уроженец вятского края, замечательный музыкант, педагог, общественный деятель, Моралёв О.А. многое сделал и в деле воспитания новых поколений музыкантов.
Моралёв О.А. родился в провинциальном городке Вятке. Любовь и стремление к музыке проявились у него очень рано, чему способствовали семейные традиции, домашняя атмосфера. Отчасти, благодаря деду, Константину Андреевичу Моралёву, организовавшему оркестр народных инструментов, в котором играли девять его детей, судьба внука-музыканта была предопределена. Увлечение музыкой в этой семье передавалось из поколения в поколение.
Первой учительницей Олега Аркадьевича стала Мария Ивановна Мышкина, вятская пианистка, выпускница Лейпцигской консерватории, преподававшая в Первой Вятской музыкальной школе. До самой смерти Марии Ивановны Моралёв О.А. поддерживал с ней тёплые дружеские отношения.
В 40-е годы Олега Аркадьевича призвали в Красную Армию. Он был направлен на Дальний Восток в стрелковый полк, а в начале Великой Отечественной войны переведён в Биробиджан. В марте 1947 года он вернулся в родной Киров.Мечта о музыке не оставляла его, и под руководством Мышкиной М. И. он усиленно готовился продолжить музыкальное образование в Москве.
В 1947 году Моралёв О. А. поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского, в котором проучился три года. В 1950 году он поступил в консерваторию, которую окончил с отличием в 1955 году. Его учителями были столпы музыкальной науки – профессора СпособинИ.В., СкребковС.С., КандинскийА И.,ЯрустовскийБ.М. Годы учебы Олега Моралёва прошли в классе народного артиста России, профессора Евгения Кирилловича Голубаева, ученика МясковскогоН.Я., который стал продолжателем лучших традиций русской композиторской школы, восходящей к ЛядовуА.К.и Римскому-КорсаковуН.А. Для молодого музыканта Евгений Кириллович был не только наставником по композиции, но другом и учителем в самом широком жизненном смысле.На одном курсе с МоралёвымО.учились ЩедринР., ФлярковскийА., Пахмутова А.и ШниткеА.На протяжении многих лет МоралёвО.сохранял дружеские отношения с ЩедринымР., который высоко ценил композиторский талант Олега Аркадьевича и оказывал ему всяческую поддержку.
По окончанию консерватории композитор женился и переехал вместе со своей молодой женой в Свердловск, где получили комнаты в общежитии. Через два года директор Уралмашзавода, узнав о жилищных условиях Олега Аркадьевича, выделили из своего фонда две комнаты в четырёхкомнатной квартире. Условия для творчества улучшились, а в 1962 году композитор получил прекрасную трехкомнатную квартиру в новом доме.
В 1955 году Олег Аркадьевич был принят в Союз композиторов. В 1957 году его приглашают на работу в Уральскую консерваторию на кафедру теории музыки и композиции. Вскоре он поступил в аспирантуру по специальности «сочинение».
В 1961 году состоялся пленум Уральского отделения Союза композиторов, на который приехал ШостаковичД.Д., бывший в то время председателем Союза композиторов РСФСР. Дмитрий Дмитриевич порекомендовал Олега Аркадьевича на пост председателя Уральского отделения СК, на который он вскоре и был избран.Несмотря на некоторые бытовые трудности, в этот период композитором были написаны крупные произведения: Первый струнный концерт, виолончельный концерт, симфоническая поэма «Подвиг», Второй фортепианный концерт.
В 1965 году Моралёв О.А. был избран депутатом Свердловского областного Совета депутатов. Напряженная работа сильно подорвала здоровье. Врачи советовали сменить климат. В 1968 году Директор Саратовской консерватории СосновцевБ. А. пригласил МоралёваО.А. работать в Саратов.
В 1969 Моралёв О.А. окончательно переехал в Саратов, где остался до конца своих дней. В это время начался самый плодотворный период нетолько в творческом, но и в педагогическом плане.
Из воспоминаний ученика МишлеВ.об Олеге Аркадьевиче:
«Олег Аркадьевич обладал редчайшим для нашего времени качествами – профессионализмом, верностью традициям великих композиторов, необычайной внутренней интеллигентностью, огромной любовью к своей профессии и огромным человеческим обаянием. Необыкновенно светлый человек, он умел не только получать огромную радость от занятий любимой музыкой, но и умел бескорыстно делиться этой радостью с другими».
Если говорить о творческом облике композитора, то можно смело отметить, что Моралёву О.А. свойственна жанровая универсальность. Им написаны три симфонии, три симфонические поэмы, две симфонические увертюры («День радости» и «Приветственная песнь»), несколько кантат, одна из них «Тетрадные листочки» на стихи Чернышева М.для детского хора и оркестра, посвященная памяти Тани Савичевой, перенесшей блокаду Ленинграда. Огромен список сочинений концертного жанра: два фортепианных концерта, концерт для виолончели, концерт для трубы с оркестром, для тромбона с оркестром, для двух баянов с русским народным оркестром. Этот список продолжают два сочинения, дающее глубоко современное прочтение жанра: «Серенада-каприччио» для фагота и флейты с оркестром и «Монологи, сцены и дуэты» для альта, скрипки и оркестра. Олег Аркадьевич создал три струнных квартета, но особая роль в его творчестве принадлежит крупным вокальным произведениям. Это хоровая поэма «Черный человек» на стихи одноименной поэмы ЕсенинаС., а также три вокальных цикла – «Смерть солдата» и «Три настроения» на стихи МежелайтисаЭ.и «Перечитывая Александра Блока».
Главной особенностью творческого кредо композитора является выражение мыслей понятным доступным языком, хотя в его сочинениях неоднократно встречаются и современные средства (например, додекафонияв Концерте для тромбона с оркестром или шепот хора, который ритмическим каноном имитирует партию солиста в «Черном человеке»). Музыкант обладал великолепным даром – добиваться современного звучания без использования экстремальных методов.
И напоследок хотелось бы отметить, что Моралёв О. А. – это именно тот композитор, у которого всепроизведенияопределяют его жизнь, мысли, и в основании которых лежит бесконечная любовь и благодарность к своей Родине.
Кокорина Кристина,
IV курс отделение «Теория музыки»