В смутные 90-е годы и в правительстве России, и в региональных структурах власти было много «советчиков» и «помощников». И в региональные структуры власти стремились фигуры с явно корыстным запалом.
В те смутные времена в сфере образования и культуры были запушены новые программы. По этим программам мы работаем сейчас. И результаты уже очевидны. Вот некоторые высказывания о школе:
«В школе мудрость заменит знаниями, а затем знания — сведениями».
«Школа превратилась в супермаркет, где продают знания».
«Нужно активнее внедрять платные образовательные услуги».
«Если люди станут умными, ими будет трудно управлять».
В культуре ситуация еще хуже. Раньше вкусы все-таки воспитывали. Потом о вкусах все-таки спорили. Затем требовали вкусы публики учитывать. Сейчас разговоры о вкусах вместе со вкусами похоронили. В СМИ идет шквальное насаждение бескультурья, низкопробного ширпотреба. Интернет превратился в канализацию.
Не напоминает ли все это технологию кормления гусей, печень которых предназначена для праздничного стола гурманов: в горло вставляют длинную трубку и через неё засыпают комбикорм.
Мы наблюдаем процесс подмены ценностей и понятий.
«В конце концов, нужно признать, что программы направлены на оскотинивание людей».
Как же низко опущен человек!!..
Сейчас ведется много дискуссий по поводу современной школы: какие предметы более важные, какие методы современнее… По своему опыту учебы в школе помню, что первоосновным делом было знакомство с однокашниками. Завязывались дружеские отношения. Кто-то становился лидером, кто-то его помощником, кто-то считал, что должен «прикрывать тылы», кто-то следил за порядком и не гнушался работы уборщика, проявляя свой завышенный вкус и эстетический талант. Кто-то становился физиком, кто-то лириком. Кто-то увлекался философией, кто-то рукоделием. И за годы учебы в классе образовывалась структура, в которой каждый находил свою нишу. А главное, появлялось цельное сформированное сообщество, готовое войти в жизнь. Однокашники после окончания школы на многие годы чувствовали себя командой, «единым кулаком».
Сейчас понятие «новое поколение» утратило все эти смыслы. И школа перестала быть той средой, в которой должно взращиваться полноценное поколение: коллектив уже «заквашенный» на работу в будущем.
Приведу ещё одну потрясающую ситуацию: ощущая себя беспросветным троечником, на экзамене по литературе я не смог прочесть стихотворение Пушкина. Учительница вдруг сказала: «Ты же недавно мне читал Маяковского. И здорово читал! Ну-ка, прочти». За любимого Маяковского я получил тогда свою первую пятерку. Я всю жизнь буду благодарен учительнице за то, что она как-то незаметно помогла мне подняться до самоутверждения и самореализации, до ведения «Методики преподавания..», где я объяснял студентам, что метод — это не «путь к чему-либо», а путь к цели! Уже впоследствии в латинском словаре я прочел, что метод — это путь к Истине.
Американцы в конце 80-х годов прошлого века забросили в компьютер все известные образовательные обучающие программы, и компьютер выдал лучшую — Царскосельский лицей.
Вернется ли наша родная замечательная РУССКАЯ ШКОЛА на свой ИСТИННЫЙ ПУТЬ?….
В те смутные 90-е годы культура в сфере самодеятельного творчества лишилась финансовой поддержки. Сотни, сотни творческих коллективов, духовых и народных оркестров, не смогли выжить, были развалены. Не будем сваливать всё на словоблудие: «экономика должна быть экономной», «модернизация», «инновация», «оптимизация»…. Цель стояла иная. Народные оркестры используют фольклор, развивают традиции национальной культуры, бережно хранят этническое начало. Духовые оркестры раскрывают славную историю ратных подвигов русского народа, воспитывают патриотизм в молодых поколениях, поддерживают дух Великой России.
Прекращение финансирования — это первый сокрушительный удар под самый корень древа русской культуры. Да, давайте всё же напомним очевидный факт: отсутствие культуры превращает человеческое общество в стадо животных. Кому это выгодно? По всем направлениям самодеятельное творчество свертывалось. Дома культуры шли с молотка. И как грибы на их месте появлялись с неограниченной палитрой коммерческой деятельности «ООО», которые с легкостью «выскальзывали» из подчинения Управлений Культуры.
Второй удар — в дипломах образца среднего профессионального музыкального образования исчезла квалификация «Работник творческого коллектива» (духового и народного оркестров). Без этой квалификации сегодняшние выпускники уже не могут устраиваться на работу в качестве руководителей выше названных коллективов. Направление искусства полностью обезглавлено и уничтожено под корень. Кстати, разработчики учебных программ нового образца, а это профессора и преподаватели ведущих музыкальных ВУЗов страны, с возмущением говорили, что из Российского Министерства культуры «на выходе» получили документ, в котором ни одного пункта не было из того, что они подавали и предлагали для рассмотрения.
Выпускники-дирижеры столичных военно-дирижерских академий и университетов культуры при всём старании не смогут обеспечить потребности всей страны. И, конечно же, куда-то в Уржум или в Яхреньгу не поедут.
В 30-е — 70-е годы именно военные и самодеятельные духовые оркестры, фольклорные коллективы на своих плечах подняли культуру в провинциальных городах России, в которых не было ни оперных театров, ни филармоний. Эта просветительская работа продолжалась и дальше.
Кто же целенаправленно убивает русскую культуру? Этот вопрос напрашивается из анализа ситуации: почему в дипломах образца среднего профессионального музыкального образования оставили квалификацию руководителя джазового (эстрадного) оркестра? Потому что основной репертуар — американская музыка? С великим уважением и с восторженной любовью слушая и играя джаз, я с непреодолимой болью в сердце наблюдаю, как подрываются славнейшие, богатейшие наши культурные корни!..
Ситуация просто катастрофическая. С одной стороны — целенаправленное уничтожение, с другой — невежество и культурная деградация нашего народа. Вопрос стоит, без преувеличения!, — о национальной безопасности.
Преподаватель ККМИ им. И.В. Казенина (город Киров),
Заслуженный работник культуры РФ В. И. Семишкур
Источник — https://gazetaigraem.ru/article/23476