«Музыка их связала»

Уже не в первый раз в конце января в стенах Кировского колледжа музыкального искусства  им. И.В.Казенина состоялось выступление дуэта преподавателей Михаила Викторовича Тимина и Маргариты Ивановны Стижевской. Концерт камерной музыки погрузил слушателей в атмосферу разных эпох, а профессиональная, выразительная, глубокая и темпераментная  игра артистов заставила насладиться нескончаемым потоком звуков нежного альта и блестящего фортепиано. Концерт, включающий произведения И.С.Баха, Й.Брамса, С.Рахманинова и М.Равеля, ранее уже был представлен в областной библиотеке имени А.И.Герцена, но эмоциональная атмосфера этого  выступления в  208-м  классе   была намного трепетнее и душевнее.   После концерта мне удалось побеседовать с пианисткой  М.И.Стижевской.

 — Маргарита Ивановна, расскажите, пожалуйста, о создании вашего дуэта? Признайтесь, вас связала музыка?

—  Да, мы учились с Михаилом Викторовичем в нашем училище параллельно на одном курсе, но на разных отделениях. На 4 курсе наш преподаватель по камерному ансамблю  Ниссон Абрамович Гольдшмидт объединил нас в дуэт, вот с этого все  и  началось! Сначала это был просто музыкальный  дуэт, а потом он стал семейным  и является  таковым  на протяжении уже многих лет.

— Расскажите пожалуйста, когда состоялось Ваше первое совместное выступление? И, как я знаю, оно было не совсем обычным.

—  Да,  это было приключение! Мы сдавали государственный  экзамен! Ну, во-первых, где-то за месяц до экзамена к нам приехал замечательный музыкант, профессор Московской государственной  консерватории им.П.И.Чайковского Тигран Абрамович  Алиханов, который курировал студентов по специальности и по  камерному ансамблю.  Мы сыграли нашу программу. Как ни странно, он был удивлен, что мы играем масштабные произведения, например, сонаты целиком. Он с нами поработал, все было очень интересно…

Но накануне самого госа мы очень много репетировали, и когда мы вышли после репетиции, то попали под сильный ливень, стояли на остановке очень долго, поэтому инструмент, видимо, впитал влагу. Утром, когда мы приехали на экзамен, Михаил Викторович открыл футляр и увидел, что жилка, на которую крепится гриф, отсырела и лопнула, а струны завернулись «колесиком». А нам сейчас уже выходить на госэкзамен! Хорошо, что мы играли последние! На помощь пришел наш педагог, Юрий Васильевич Сибиряков, который достал тонкую струнку из фортепиано и прикрепил к альту. Это было немного страшно, потому что это место как раз находится около сонной артерии.  Выступление было наполнено стрессом, адреналином, страхом, и, может быть, поэтому мы играли на большом подъеме, с темпераментом и страстью, и получили по «9» баллов. Это, действительно, было незабываемо, потому что было связано со страшным волнением.

— Это было ваше совместное выступление в колледже, а когда вы сыграли впервые после его окончания?

— А потом мы уехали учиться. Михаил Викторович поступил в Московскую консерваторию, я — в Питер. Мы разъехались. И когда мне надо было сдавать камерный ансамбль, он приехал и помог. Нашу концертную деятельность мы возобновили только через лет десять.

-А сейчас, я хочу задать вопрос о состоявшемся концерте.  Отличался ли он от выступления в Герценке?

— Отличался. В библиотеке имени А.И.Герцена во время выступления у нас был дополнительный стресс:  там  сработала пожарная сирена, поэтому в колледже нам было уже не страшно. Мы играли спокойнее, но после прослушивания записи, я поняла, что у нас не очень хороший рояль в 208 кабинете.

—  Лично для меня выступление Михаила Викторовича стало открытием. Я несколько раз слушала его игру, но его игра тронула меня до глубины души, в какой-то момент на «Вокализе» Рахманинова даже побежали мурашки по телу. Почему в программе концерта в колледже вы отказались от речевой презентации каждого произведения?

—  Во-первых, в Герценке меня попросили побольше поговорить, потому что там собирается библиотечная  аудитория: читатели, любители литературы и музыки, которые не являются профессионалами и мне пришлось им рассказывать, что такое альт, кто такой Бах, к какой эпохе он относился. Здесь аудитория более подготовленная. А во-вторых, передо мной сидела М.А. Валовая, которая является потрясающим эрудитом, поэтому я боялась сказать лишнее, чтобы не попасть впросак.  В-третьих, зрителей было не так уж и много.

— Вас это не расстроило?

— Поначалу немножко, а потом, где-то на середине первой сонаты Баха, я подумала, что пришли те, кто хочет послушать музыку. Аудитория была благодарная, все сидели очень тихо, внимательно слушали, было хорошо, и мы все стали на мгновение друзьями.

—  Впечатляет подбор репертуара. Почему именно этих композиторов  вы выбрали? Не  сложно ли играть сразу четыре части сонаты?

— Ну, мы играем сонаты всегда и не боимся этого. Например, Михаил Викторович в консерватории играл большую «Сонату-фантазию» П. Хиндемита. Он меня уговорил с ним ее выучить, и мы исполняли ее даже в музыкальной школе для маленьких детей и убедились, что и дети внимательно слушают Хиндемита. Видите, сейчас все больше концертов, где играют пьесы, музыку развлекательного репертуара, по телевизору классику не услышишь, а почему бы и не поиграть сонаты?  Что касается  Баха, то произведения для Виолы да гамба были очень распространены в то время. Михаил Викторович играл все три сонаты для Виолы с органом в сопровождении Ильи Ризаева и мне предложил поиграть соль-мажорную. А почему бы и нет? А Брамс  —  именно тот редкий случай, когда романтическая соната написана именно для альта, а не для какого-либо другого инструмента.

—  А кто в большей степени занимается подбором репертуара? Этим занимается Михаил Викторович или Вы?

— Я участвую, могу согласиться с его выбором  или отказаться, но альтовый репертуар он знает лучше, чем я. Иногда я ему что-то предлагаю. Мое предложение было года три назад, уговорив (кларнет) сыграть с кларнетистом  Владимиром Ивановичем  Семишкуром  редко звучащее, но очень красивое «Трио для кларнета, альта и фортепиано» Моцарта. Какое-то время назад, у меня появились  ноты современной джазовой композиции Николая Капустина: три пьесы для виолончели и фортепиано: «Элегия», «Бурлеска», «Что-то вроде вальса», и вот Михаил Викторович сделал переложение для альта, и мы играли это сложное, нестандартное, джазовое произведение – это тоже была моя инициатива.

Еще одно произведение, которое я нашла:  написанная недавно пьеса  современного композитора Павла Карманова  для альта и фортепиано под названием «Второй снег на стадионе». Она небольшая и очень прозрачная, но ее было очень сложно выучить. В ней на протяжении четырех страниц, размеры меняются 75 раз, поэтому буквально, мы разбирали по строчке в день. А когда все наконец соединили, то это слушалось, как легкий падающий снег. Сейчас моя мечта — сыграть сонату Франка, которая существует для вариантов скрипки и виолончели, а для альта нет.  Надо делать переложение, но сыграть очень хочется!

— Надеюсь, Вы уговорите  Михаила Викторовича сделать такое переложение, и у нас еще будет прекрасный концерт камерной музыки уже с полным исполнением сонаты Франка для альта и фортепиано. Ну и в заключении, какие дальнейшие планы у  дуэта?

—  Когда мы репетируем, мы говорим: «Это в последний раз! Да никогда больше!» Но, когда проходит концерт, у нас снова появляется  мысль: «Что берем на следующий год?»

—  Когда мы услышим следующий концерт?

— Чтобы собраться все сделать, надо время. Сочетать это с уроками очень тяжело, поэтому у нас график такой: уроки, уроки, уроки с утра до ночи. Но когда наступает конец декабря, уроки заканчиваются, можно, наконец, заняться репетициями. С конца декабря, все новогодние праздники, здесь, каждый день по 5-6 часов мы сидим и занимаемся, и в конце января выдаем  готовую программу. А потом начинаем вести уроки, уроки, уроки, летом мы клянемся заниматься, но мы не можем собраться, так и доживаем до следующей зимы.

Спасибо! Было очень приятно пообщаться!

Интервью подготовила Надежда Ермолина,
4 курс отделения «Теория музыки»

  Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей

Комментарии запрещены.