«Музыка – это тяжело, но очень интересно».
Р. Цепелев
Время идёт, культура развивается. С тех пор, как музыка вышла за рамки классики и романтизма, прошло более ста лет. Сегодня эта сфера искусства пережила большой «бум». В каждый из периодов эволюции музыки появлялись ветви творчества экспериментального (в эпоху Баха – «Хорошо темперированный клавир», для романтиков — весь спектр эмоций, а, следовательно, новые жанры, а про атональную музыку XX столетия и говорить нечего). И каждый композитор, будь то столичный прославленный мастер или провинциальный музыкант, вкладывали в понятие прогресса свою лепту. В бешенной гонке и неуловимом развитии XXI века уже сложно посчитать, сколько веток на «древе жанров и стилей» — сплошной кроссовер. Не будем сейчас разбирать этот исполинский венок с длиннейшим списком имён и городов. Намного интереснее узнать, что же происходит в провинции, а именно на малой родине Чайковского и братьев Васнецовых (думаю, не стоит напоминать, кто эти люди, так как в вашем воображении уже звучат знаменитые темы из «Щелкунчика» и «Лебединого озера», переплетаясь с не менее известными образами «Алёнушки» и «Ивана Царевича на Сером волке»)? Развивается ли культура в Кирове, кто и как её развивает, кто пишет для театров города, что слушает заинтересованная в культуре молодёжь?
И имя, которое хочется назвать в связи со всеми этими вопросами – Роман Цепелев. Создатель группы «IlluminatedFaces» и проекта «Plays», театральный композитор, образованный и интересный человек причастный к развитию культуры в нашем городе. Несмотря на провинциальность и развитие культуры, подобное «ряби на море во время всеобщей бури», отсутствие пространства для развития, зомбирование населения попсой и «ширпотребом», малое количество подходящих концертных залов и невозможность прожить финансово, будучи только лишь композитором-музыкантом, Роман делает успехи. Молодой кировчанин уже выпустил два альбома и поучаствовал в проекте «Новое племя 2015» (в этот сборник вошли 16 треков от многообещающих музыкантов-славян из России, Украины и Белоруссии, что, на мой взгляд, доказывает отсутствие политически-социальных границ для музыки в наше нелёгкое кризисное время). Он повсеместно гастролирует по России (кроме Сибири и Владивостока, он познакомил со своим творчеством большую часть нашей страны), продуктивно сотрудничает с «Театром на Спасской», часто выступает в родном городе. И успеха он добился благодаря трудолюбию и преданности любимому делу его жизни. На вопрос: « …Хотели бы вы видеть себя в будущем в роли профессионального музыканта, зарабатывающего выступлениями и своим творчеством?», Роман отвечает честно – « Только так я и представляю свою жизнь».
Будучи выпускником ВятГУ по электро-технической(!) специальности, он показывает необычайно обширные познания в области культуры и искусства (и это для того, кто не заканчивал профессиональных музыкальных учреждений). В одном из интервью он цитирует Шостаковича: « Гений – это 1% вдохновения и 99% пота». К тому же, человек, который вплотную работает с актёрами, режиссёрами театра, тем более, если он пишет музыку к театральному представлению, определённо подтверждает статус образованного человека. В период работы над такими спектаклями, как «Так-то да!», «Убийца» и «Толстая тетрадь» Роман мог безвылазно находиться в театре на протяжении нескольких недель, полностью отдавая этому процессу все силы и время. Впоследствии появились творения, описывающие и дополняющие действие на сцене, в то же время не мешающие зрителю внимать действию спектакля. Когда к нему приходит вдохновение, то он сразу же берётся за «музыкальное перо» (а точнее за компьютерную «мышку» и «полотно» программ Reason и Logic). И даже когда Муза покидает, оставляя Романа наедине с кропотливой и долгой работой над композицией, композитор твёрдо идёт к заданной цели. «Моя музыка – это удачно подобранные ошибки», — шутит Роман.
Всю его музыку можно назвать гармоничным союзом футуристической электроники и экспериментами со звуком. В основу своих сочинений композитор не берёт симфонический оркестр и препарированные «сочинённые» инструменты, как современные классики. Роман руководствуется современными инструментами – музыкальными программами. Но это не означает, что такая музыка на порядок ниже, несравнима с классикой, как вы можете подумать, прочитав о его методах. Просто эта музыка — другая. В ней нет трагизма и революций, помпезных кульминаций. Взамен она отражает состояние другого мира, неземного, нестандартного, неизведанного. Слушать её легко и приятно, она окутывает, погружает в свою атмосферу. Она приковывает к себе внимание как профессионала, так и музыканта-любителя.
Как известно, такому искусству, как музыка, не важен статус композитора, его вид, бюджет. Главное – любовь к своему делу и желание делиться творчеством. И, несомненно, Роман Цепелев является именно таким человеком: талантливый, перспективный кировский музыкант, которому суждено прославить наш Вятский край среди молодых течений музыкального искусства.
Секерина Наталья, студентка 4 курса отделения «Теория музыки»