Лирическое отступление. Ещё до начала долгожданного концерта многие были заинтригованы предстоящим событием. Безусловно, немаловажную роль сыграла оригинальная афиша концерта, которая своей буквально притягивала внимание публики. Но главная причина магнетического интереса скрывалась в личности самого композитора. И мною было принято решение заглянуть на «голубой огонёк».
Собственно о концерте. За пятнадцать минут до начала концерта большая часть слушателей собралась в зале. Всюду можно было наблюдать любопытные взгляды.Наконец, на сцене появился и сам виновник торжества, правда, в новом амплуа (А может быть, хорошо забытом старом?). Привычный концертный костюмчик разбавлен коротенькой жилеткойи очаровательной чёрной бабочкой. Но главным аксессуаром,безусловно, были очки, явно доставшие в подарок от Д.Д.Шостаковича. Словом, «честный теоретик».Дабы не утомить публику энциклопедическими знаниями и умными речами на помощь ему пришла ведущая – Наталья Рассохина– в роли переводчика и объявила первый номер программы: «Сказки Вятского леса». Исполняет ансамбль учеников детской музыкальной школы и студентов младших курсов колледжа под управлением Александра Владимировича Грекова. Соло на «вятско-венском духовом инструменте» исполняет автор». (Интересно, что произведение написано и инструментовано всего за один день!) С первых звуков музыкальной шутки можно было услышать знакомые гармонии и интонации венских классиков. Произведение уже подходило к своему логическому завершению, а обещанного соло всё не было. Но композитор не обманул публику и дал возможность насладиться великолепной, виртуозной сольной партией длинною в несколько звуков. Такое забавное начало получило своё продолжение и в следующем номере программы — «Классический Регтайм», правда, в несколько ином видении: среди группы струнных инструментов, ксилофона и флейты оказались непривычные для классического состава такие инструменты как баян и домра.Ритмы и гармонии джаза в сочетании с незатейливой мелодиейвновь придавали музыкеживой и веселый характер (а, тем временем, концерт плавно переходил к музыке вокальных жанров).
Немалую часть сочинений композитора составляют произведения, в основе которых лежатсюжеты английских баллад. К ним относится и ария Анны из оперы незаконченной оперы «Биннори» (либретто Анны Мочаловой, И. Хусаиновой), партию которой исполнилаТатьяна Скурихина (сопрано), аккомпанировал автор. Характер и образ развёрнутого монологадостаточно контрастен- нежную лирикусменяют чувства ревности и злобы.
«Любой композитор обязан написать времена года». Кантата для хора и органа «Времена года»написанана слова поэтов XVIII века Ключарева и Гейне (в переводе Фета). Её премьера состояласьгодом ранее в Александровском костеле в исполнении ансамбля студентов, выпускников и преподавателей колледжа. Как и на премьере, дирижировал студент Московской консерватории Василий Князев, партию органаисполнила Татьяна Рябова. Согласно замыслу композитора, каждое время года отражает «состояние души». И вот зазвучала музыка, и публика вмиг ощутилаеё осеннее настроение. Линия каждого голоса окрашена тусклыми, прозрачно-холодными красками. Естественное переплетение голосов и органа заставляли вспомнить о музыке барочных композиторов. И лишь в самом конце произведение меняет свой характер и настроение, обретая тёплые краски мажора. Небольшой контраст привнесла следующая часть кантаты под названием «Белиза», сотканная из ясных простых гармоний, где порой слышаться элементы барочно-танцевальных мотивов. В музыке третьей части — «Твои пылают щёчки…» — появляется партия солиста, которую исполнил студент нашего колледжа — Антон Малышев (тенор). Музыкальный язык этого сочинения достаточно ясный, а характер лёгкий и даже несколько игривый. Особенно запомнилась последняя часть кантаты — «Зима», в которую композитор ввёл партию чтеца (Андрей Опольский). Постепенное восходящее вступление голосов, глубокий и холодный тембр органа, интонации, напоминающие завывание ветра создают ощущение пустого и бесконечного пространства и, как ответная реакция, в моём воображении мгновенно возникла картинка в чёрно-белых тонах.Роль чтеца не сводилась только к пояснению музыки, а, скорее, указывала на её главные, ключевые моменты и являлась неким философским тезисомпроизведения. Авенчает сочинение — яркая хоровая кульминация, заканчивающаяся словами:«Тишина жизни полна и жизнь есть любовь».
Интерес вызвали иТри романсеро на слова испанской поэтессы XX века Хуаны Инес де ла Круус, созданные в период 2012-2013 г.г. Сочинение представила студенткаГИТИСаНататьяПичурина(вокал) и Илья Ризаев(фортепиано). В романсе «О прихотях любви»главная героиняоткрывает слушателям вечную историю о любовном треугольнике. На фоне свежих, прозрачных гармоний романса нетрудно услышать излюбленные автором элементы английской музыки. Приятный мягкий тембрмеццо-сопранопрекрасно дополнялиразложенные аккорды сопровождения, украшенные различнымиизящными музыкальными «аксессуарами» былой эпохи. И лишь, изредкав партии солистки, проступали характерные синкопы, напоминающие о музыкальном языке джаза.Чуть свежее и более чувственно, но при этом не слишком сентиментально, звучали два следующих романсеро – «Любовные муки» и «Раскаяние». Изящное и даже «благородное» звучание заставляло вспомнить о словах самого композитора:«Мне нравится красивая музыка». Возможно, секрет красотыскрывается в светлых красках натуральных ладов, а может, в проскальзывающих пряных джазовых гармониях у фортепиано?
Оркестр народных инструментов под управлением Заслуженного артиста РФ Александра Чубарова порадовал нас весёлой и задорной музыкой. Напевная русскаямелодия Камаринской необычно сочетаетсяс ритмами и гармониямимузыкальных композиций легендарной группы «Beatels» и нашло своё воплощение не только в музыкальных страницах оркестровой фантазии, но и в её шуточном заголовке — «Жучки на завалинке». Смешениеразных стилей и использование музыкальных цитат можно найти (услышать) и в фантазии на тему русской народной «Барыня Blues». Яркий глиссандирующий пассаж привлекает внимание слушателей.Вслед за неё шла «вразвалочку» знакомая мелодия, которую подхватывали звуки балалайки. Постепенно в оркестре появились характерные «блюзовые нотки» баяна и «внешностьБарыни»несколько меняется. Уже раздались последние звуки оркестра, дирижер закончил свою работу, а упрямый баян всё-таки сказал своё последнее слово.
Атмосфера становилась всё более непринуждённой, вечер приближался к своему логическому завершению, но ведущий вновь появляетсяна сцене. «Это ещё не всё, неее!.. Мы сейчас ещё поиграем» (именноэта реплика прозвучала из уст самого композитора). И, действительно, не обманули, и более того, нам представилась возможность вдоволь насладиться музыкой замечательного ансамбля «Jazz Mansard», в котором играют: Андрей Попов (бас-гитара), Александр Бакланов (ударные), Кирилл Запольский (электро-скрипка), Станислав Хусаинов (рояль) иКсения Хусаинова (вокал). На концерте прозвучат различные фрагменты из музыкальнойпрограммы «Иной Север», представленной народными песнями таких стран как Англия, Британия, Ирландия, Шотландия. «Здесь явложился много, как композитор». А теперь, давайте,поскорее перейдем к десерту. Старая бретонская песня «Три моряка» напомнила характерный музыкальный язык баллады, где всюду чувствовалась свежестьнатуральных ладов. Именно с этого момента композитор перестал быть актером и предстал перед публикой в истинном обличии. К сожалению, далеко не всем новое меню пришлось по вкусу — любители традиционной кухнибыли поражены непривычным блюдом. Тот, кому довелось хоть раз попробовать яркий и оригинальный вкусмаслин, вряд смог по достоинству оценить его в первый раз. Понимание вкуса и любовь к нему приходит не сразу. Лишь истинный гурман знает секрет этого лакомства, и только он сможет раскрыть его подлинный неповторимый аромат. Подобную ситуацию вызвало и исполнение следующего номера программы — «Песня про сидр», но это ничуть не смутило музыкантов. Постепенно растворялись звуки, а лёгкий и весёлый характер песни как бы тонко намекал на его название. Весёлая и заводная народная баллада «Ярмарка в Скарборо», в первую очередь, запала в сердце самих музыкантов. Они, буквально все находилась в её плену: кто-то очень гибко и пластично качался всем телом, кто-то, закрывая глаза, откидывался голову назад и выразительно ей крутил, ну а кто-то и вовсе невероятно, я бы даже посмела сказать, виртуозно, танцевал лишь одними губами! В подарок от музыкантов досталась ещё одна песня — Французская павана «Красавица, которая держит мою жизнь в своих руках»вот тут-то они действительно «поперчили» кульминацию песенки!
Вот на такой альтерированной, но всё же мажорной нотке 4 февраля 2014 года завершился авторский концерт Станислава Хусаинова. Ну а мне, остается лишь пожелать как можно чаще ходить на различные дегустации новых музыкальных блюд. Всем до свидания и до новых встреч!
Искренне Ваш, любитель вкусной и экзотической кухни
Анна Первакова, IV курс ТО