Магия органного зала

Всё, что в глубине твоей души
Вокруг свет волшебный дарит,
Когда над городом орган звучит.

Стас Намин

Под сводами католического собора звучат адвентские хоралы И.С. Баха. Ёлка наряжена, огоньки танцуют в алом отражении крышки рояля. Орган Mayer, как всегда, строг в своём облике, а скамьи ждут слушателей – взрослых и детей. В преддверии новогоднего волшебства мы беседуем с ведущей органного зала Ириной Петровной Шиляевой.

Наталья: В любую погоду — и в мороз, и в летнюю жару, в костёле собираются любители органной музыки. Что их так притягивает сюда?

Ирина Петровна: Наверное, здесь… уютно и тепло. И тепло, в первую очередь, человеческой душе — она обретает в этом зале покой и умиротворение. Мы ведь в жизни часто суетимся, нервничаем, переживаем за своих близких, поэтому подсознательно надеемся обрести пространство, где становится по-настоящему  хорошо. Надеемся, что для многих любителей академического искусства таким музыкальным островком стал Органный зал. И несмотря на то, что слушателям приходится слушать музыку на твёрдых скамьях, а из-за отсутствия амфитеатра на последних рядах ухудшается видимость сцены, всё же люди здесь чувствуют себя комфортно. Мы всегда приглашаем интересных талантливых музыкантов, чтобы каждая встреча с ними оставляла свой след в памяти слушателей. Пусть сложная для кого-то, пусть не самые популярные произведения – но это будет то настоящее, то подлинное, что всегда отличает музыкальную культуру.

Наталья: Дух исторического здания, толстые стены, витражи, роскошная акустика, наверное, немало способствует особенному впечатлению от органного зала. Не потому ли артисты предпочитают органный зал большим концертным площадкам?

И. П.:  Кировский органный зал с его великолепной акустикой, благодаря которой нет необходимости в микрофонах – это подлинная культурная жемчужина Вятского края. В камерном музыкальном пространстве зала органично вписаны единственные в Кировской области орган немецкой фирмы HUGO MAYER и маленький клавесин итальянского мастера Энтони Бонамичи. Эти инструменты – не только достойнейшие солисты, но и деликатные участники музыкального ансамбля.  Поэтому в наших концертных программах с удовольствием принимают участие не только органисты, но и солисты-исполнители на различных струнных, духовых инструментах, вокалисты.

Наталья: Это очень похоже на паломничество к инструменту…

И. П.: Для церковных органистов, наверное, да. Орган — инструмент сакральный, его звучание придаёт особое величие богослужениям в западной церкви. В нашем зале орган выполняет миссию сохранения традиций классического музыкального искусства на Вятской земле. Будем верить мнению российских и зарубежных музыкантов, считающих кировский инструмент одним из лучших в России. 

Наталья: С кем из артистов вы поддерживаете постоянную связь?

И. П.: Среди дорогих и уважаемых нами музыкантов — многие российские органисты.  В первую очередь —  заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Алексей Александрович Паршин. Мы очень дорожим его искренним отношением к нашему коллективу. Благодаря педагогическому таланту Алексея Александровича, многие из его учеников уже стали именитыми органистами и ежегодно радуют кировских слушателей новыми программами. Среди наших друзей —  прославленный виолончелист и органист Александр Князев, победитель престижных международных конкурсов Константин Волостнов, японская органистка Хироко Иноуэ, доцент Московской консерватории Алексей Шмитов, заслуженный артист республики Абхазия Лука Гаделия и многие-многие другие.

Наталья: Изменился ли творческий процесс после того, как органный зал оказался под крылом Вятской филармонии?

И. П.: С момента открытия в 1993 году Органный зал интенсивно развивался благодаря неравнодушному к своей профессии коллективу: рождались интереснейшие творческие проекты, совершенствовалась техническая база, приобретались новые музыкальные инструменты. Поэтому к декабрю 2014 года, когда состоялось слияние Органного зала и Вятской филармонии, наш камерный зал имел репутацию успешного уважаемого в России учреждения культуры. Это объединение, с точки зрения здравого смысла, вполне логично и объяснимо. Но, конечно, мы очень переживали за всё происходящее и сомневались в правильности принятого решения… Сейчас, спустя 7 лет после объединения,  мы уже чувствуем себя частью большой музыкальной филармонической семьи.

Наталья: В основном публику органного зала составляют люди зрелого возраста, редко можно встретить моих ровесников. Изменилась ли эта ситуация с появлением Пушкинских карт?

И. П.: Срок пушкинской карты был ограничен декабрём 2021 года. К этому времени денежный лимит у многих был исчерпан, поэтому от месяца к месяцу число молодых людей на концертах сокращалось. В первые недели этой важной акции молодёжь была весьма пытлива к музыкальным программам. Для кого-то органный зал стал настоящим открытием, кто-то не готовый впитывать совершенно новые для себя впечатления выходил из зала прямо во время концерта… Но струны принятия академического искусства нужно регулярно настраивать, и достигнуть это можно, как мне кажется, только опытным путём – страницу за страницей открывая для себя удивительный мир музыки.  

Наталья: В органный зал приходят и самые юные слушатели… Как вы готовитесь к новогодним детским сказкам?

И. П.: Ощущение Нового года приходит в Органный зал уже в середине октября, когда начинаются репетиции сказочного спектакля, готовятся декорации, шьются костюмы, оформляется зал, наряжается ёлка, подбирается музыка — кстати, всё сказочной действо сопровождает настоящее, живое звучание органа.  Мы не жалеем сил и времени, чтобы сказки были красивыми и по-настоящему волшебными.

Наталья: И последний вопрос: в чём магия органного зала?

И. П.: В его людях – бесконечно преданных своему делу, искренних, талантливых и совершенно бескорыстных.  Без любви к  профессии, зрителям, друг к другу мы бы не смогли двигаться дальше, преодолевать препятствия, которые неизбежно появляются на творческом пути. Если у коллектива нет духовного единения, преграды становятся непреодолимыми, развитие останавливается и начинается процесс саморазрушения… Но мы идём только вперёд – с музыкой, верой и честью.

 

Н. Прилукова, студентка IV курса отделения «Теория музыки»
Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой

Комментарии запрещены.