Арсений Мерзлов уже не первый раз выступает с концертом в Кировском музыкальном колледже им. И.В.Казенина. В этот раз, 21 сентября, он подтвердил впечатление многих местных музыкантов о значительной пианистической и музыкантской базе молодого исполнителя, которую он получил в одной из ведущих консерваторий страны — Уральской им. М.П.Мусоргского.
Сама программа говорит о высоких потребностях и стремлениях Арсения Мерзлова. Она у него была очень серьёзной и сложной в любом отношении и не только для аспиранта.
Концерт открыла прелюдия и фуга cis-moll И.С.Баха из II тома Хорошо темперированного клавира. Для многих воспроизводящих эту музыку она представляет собой крепкий орешек, где прелюдия, в которой чувствуется некая бесконечность, нуждается в умном выстраивании во времени. Арсений удачно преодолел кажущуюся статику, выявив все полифонические хитросплетения при правдиво найденном звучании с «фирменными» мелизмами. Можно трактовать прелюдию по-разному. Но главное, — она не вызвала нигде сомнения, позволив полностью поверить исполнителю.
Бетховен представлен был 1 частью 32 сонаты. Она выучена прочно, в традициях позднего периода творчества великого композитора. Жаль, что была опущена 2 часть, которая как раз позволила бы выявить в первой части смену состояний ещё более убедительнее.
В этюде Шопена c-moll при всей выверенности фактуры не хватило патетики и драматического драйва, а в этюде-картине Рахманинова es-moll ещё большего расслоения фактуры.
Зато также сложнейшая «Смерть Изольды» Вагнера-Листа была не без насыщенности экстаза, где вся полифония оркестра была слышна, и не затерялась вокальная партия главной героини оперы. Этот номер оценила вся аудитория.
Второе отделение концерта было посвящено 1 сонате Рахманинова. Её можно назвать настоящей махиной. Отдаёшь должное великолепной памяти пианиста Мерзлова, исполнившего, в общем-то, не ходовое произведение Рахманинова. Соната из трёх частей раньше имела программу: Фауст, Гретхен, Мефистофель. Позднее автор её снял. В исполнении Мерзлова больше дошла до публики 2 и 3 часть. После необъятного количества образов и противоречий первой части во второй испытываешь как бы отдохновение от нагромождений информации предыдущей части. Повеяло весной от образа Маргариты. А напор финала был убедительно подан Мерзловым.
Когда концерт был прослушан, то задаёшь себе вопрос: кто наш исполнитель? Больше прагматик или лирик? Отдавая должное умной голове пианиста, отмечая свободу его аппарата, отсутствие вообще лишних движений, склоняешься к тому, что лирическая струя у него пока в тени, хотя и отнюдь не отсутствует совсем.
Как здорово, что уже в сентябре наши студенты имели возможность послушать для примера перспективного и оснащённого во многих отношениях исполнителя.
Автор рецензии: кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель колледжа Андрей Николаевич Захваткин