«Искусство педагогики — это сфера, в которой всегда есть, что сказать»

Интервью с преподавателем ККМИ им. И. В. Казенина Н. В. Заколюкиной

Темой интервью стал вопрос адаптации молодых выпускников к педагогической деятельности. Мы беседуем с замечательным человеком, преподавателем дисциплин «История мировой культуры» и «Основы психологии музыкального восприятия» в ККМИ И. В. Казенина Ниной Владимировной Заколюкиной. Многолетний педагогический опыт и преданность к своей профессии, делают её интереснейшей фигурой в нашем учебном заведении.

В.Л. Совсем скоро выпускники нашего колледжа выйдут из стен дипломированными специалистами, имеющими право вести педагогическую деятельность. Возможно, не все выберут этот путь, однако тем, кто все же решится связать свою жизнь с профессией учителя, не избежать столкновения с рядом вызовов современной жизни и особенностей оптимизации в образовательном пространстве.

Н.В. Не припомню. Наверное, потому, что, мне всегда нравился сам процесс обучения. Урок должен приносить удовлетворение, радость от того, что ты открываешь молодому поколению новый мир. Педагог приоткрывает дверь в мир прекрасного, показывает, насколько он богат, интересен. Нет, в моей жизни выбор профессии был не случаен. Педагогика досталась мне по наследству от мамы. Она имела три диплома, и по первому, средне-специальному образованию, была учителем и филологом, а позже стала историком. Мои родители прошли очень серьезный жизненный путь. У нас была большая домашняя библиотека, книги по искусству, к тому же дома всегда звучала музыка. Может быть поэтому меня привели в своё время в музыкальную школу. Сначала это были уроки практики, затем сама музыкальная школа, а после – училище искусств.  Я выбрала музыку и с будущей профессией определилась. Работать стала на четвертом курсе в хоровой студии «Солнышко» при ДК 1 Мая (прим. ред. — ныне ОДНТ) — это было моё первое педагогическое место работы.

В.Л. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в начале педагогического пути?

Н. В. Самой большой трудностью было полноценно заниматься целый день. Но дети помогали мне своими смешными шутками, забавными рассуждениями. Общение с ними доставляло мне огромное удовольствие! Спустя время понимаю, что на первых порах не хватало иногда терпения и опыта. Все пришло со временем.

В.Л. На сайте Архангельской детской музыкальной школы я раскопала материал о вас. Вот что там написано: «Нужно сказать, что именно благодаря супругам Заколюкиным, многие выпускники нашей школы выбрали профессию, связанную с музыкой. Интеллигентные, замечательные педагоги, прекрасные музыканты – Заколюкины прививали детям любовь к музыке, учили ценить прекрасное. Многие девчонки хотели выглядеть как Нина Владимировна, а мальчишки также играть на баяне и подтягиваться на турнике как Николай Борисович».

Н.В. Эти слова для меня звучат, конечно, приятно. Мы с Николаем Борисовичем не потеряли связь со школой, с селом Архангельским. Это было время нашей юности, мы должны были отработать по распределению только три года, но мы отработали шесть лет. Мы могли бы уехать в любой момент, но там было очень много новых наших друзей. К нам было очень доброе отношение со стороны руководства, очень нас любили и всегда поддерживали как молодых педагогов. Мы понимали, что мы очаг, центр культуры. Родители участвовали в жизни детей, ходили на все концерты. И для жизни села, и для ребят, это было важно. Мы всё время стремились открыть им пути в искусство, возили детей в Киров на различные концерты, музыкальные спектакли, занимались эстетическим развитием детей, поэтому очень многие выбрали музыку, и мы рады, что эта школа продолжает работать по сей день.

Работая в селе, (на тот момент мы имели только среднее профессиональное образование, но уже приехав в Нововятск), мы поняли, что надо двигаться дальше. Муж поступил в Ленинградский институт культуры имени Н. К. Крупской, а я в педагогический институт на факультет культурологии (к тому моменту в нашей семье было уже двое детей). Очень много мне дали эти годы учебы.

В.Л. В 2005 г. Вы стали заместителем директора по воспитательной работе нашего колледжа. Мне кажется, это очень сложно, но Ваши коллеги утверждают, что Вы со всеми студентами всегда ладили и находили общий язык.

Н.В. В начале становления в должности мне самой надо было адаптироваться к новым условиям. Это было очень непросто, и все время для меня являлся учителем по жизни Владимир Григорьевич Боев, который своей мудростью, авторитетом, умением поддержать в каких-то важных ситуациях, обладал в высшей степени. С помощью коллег, директора В. Г. Боева и его авторитета, мы справлялись с различными, порой непростыми ситуациями.

В.Л. Не секрет, что в сфере нашего музыкального образования катастрофически не хватает преподавателей. В чем Вы видите причину?

Н.В. Вопрос очень сложный. В последние годы интерес к элитарному искусству резко снизился, не только к музыке. На мой взгляд, очень большую, страшную, разрушительную роль сыграли 90-е годы, в которых произошло крушение духовности, запущена воспитательная работа, снизилась интеллектуальная планка. Выросло целое поколение людей, которые сами были запутавшимися в каких-то ориентирах. Люди меньше стали интересоваться искусством, не все решились сделать музыку своей профессией.

В.Л. Нина Владимировна, мне посчастливилось быть вашей студенткой и воочию наблюдать, с какой любовью к своему предмету Вы ведете занятия, как интересно преподносите материал. Недавно я нашла одну цитату русского историка Василия Осиповича Ключевского, которая, мне кажется, особенно значимой и абсолютно отражает Ваш подход: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Н.В. Я бы хотела отметить, что для меня эта цитата — мой профессиональный девиз. Действительно, я люблю то, что преподаю, и люблю всегда тех студентов, которые приходят.  

В.И. И последний вопрос. Педагог вчера, сегодня, завтра. Что никогда не исчезнет в профессии преподавателя?

Н.В. Любовь к своему делу! К счастью, у меня, даже спустя годы, к своей профессии интерес не пропал. Искусство педагогики — это сфера, в которой всегда есть, что сказать, и я стараюсь ей соответствовать.

Интервью подготовила студентка IV курса отделения “Теория музыки”
Виктория Лошкарева.
Класс Музыкальной критики Г. Я. Тарасовой.

Комментарии запрещены.