Каждый день мы общаемся с этой очаровательной женщиной, котораяявляется классным руководителем всех курсов теоретического отделения. Она не только следит за нашей успеваемостью, но и еще работает в детской музыкальной школе, выступает в роли ведущей на концертах колледжа. У нее всегда хорошие отношения со студентами, учениками, к каждому она находит свой подход. Целью моей беседы с Наталией ВасильевнойРоссохиной стала попытка узнать о ней как можно больше.
— Добрый вечер, Наталия Васильевна. Помните ли вы, когда впервые пошлив музыкальную школу? Насколько мне известно, это было не в России.
— Я была в том возрасте, когда всех детей берут в музыкальную школу. Мама пришла и спросила: «Ты хочешь учиться в музыкальной школе?». Я, даже не задумываясь, сказала: «Хочу». Я не хотела тогда учиться, но сказала «да», не зная, что это такое. Когда я была маленькой, мы жили в Польше, там была музыкальная школа для русских детей, вот туда я и пошла.
— А как Вы учились?
— Поначалу мне было очень трудно, фортепиано давалось тяжело, я сидела и учила ноты. Морально я была к этому совершенно не готова.
— Родители оказывали помощь?
— Нет, я все делала сама. Садилась за инструмент, разбирала произведения, медленно учила наизусть.
— Когда Вы приняли решение стать музыковедом? Родители не были против?
— Родители направляли меня в Педагогический институт.Папа хотел, чтобы я закончила математический факультет, мама считала, чтоя должна сама выбрать профессию. Я очень полюбила музыку, мне нравилось изучать ее, вот я и пришла в эту профессию.
— Когда Вы поступили в консерваторию, поменялось ли Ваше представление о профессии музыковеда?
— Только в консерватории я точно поняла, что это многогранная профессия. Теоретики могут быть педагогами, журналистами, ведущими концертов. На третьем курсе консерватории происходит разделение по специальности, и я выбрала область музыковедения, мне было интересно изучать историю музыки, анализировать произведения.
— Кто больше повлиял на Ваше музыкальное становление?
— В училище моими педагогами были Л. А. Фоминых, Т. Г. Шатунова, С. А. Сайдашева, и мне кажется, я преподаю так, как меня учили они. А как на музыковеда, на меня повлияли именно преподаватели консерватории, они научили меня, как правильно научно работать. Можно назвать весь педагогический состав консерватории.
— Все знают, что Вы очень любите детей. Как же находите с ними общий язык?
— Не знаю (смеется). Мне кажется, что это опыт, который приходит со временем. Я думаю, что с детьми надо говорить также, как со взрослыми. Не надо думать, что они маленькие, ничего не понимают. Они понимают больше, чем мы думаем. И, мне кажется, что дети всегда чувствуют характер человека. Если педагог вялый, не темпераментный, ему не нравится преподавать, то они не будут его слушаться, а просто «сядут на шею». Внешне это может никак не проявляться. Но внутри у преподавателя обязательно должен быть мощный стержень. Вот, например, Лариса ВасильевнаДворцова, дети ее слушаются, чувствуют характер, отношение к себе. Иногда, конечно, приходится переступать через свой характер, чтобы они эту твердость почувствовали.
— А как же с совсем маленькими детьми?
— Их нужно и жалеть, и приучать к дисциплине. Они должны понимать, что есть определенные правила поведения.При этом они могут и баловаться, и веселиться, но они должны знать, что надо сидеть и слушать. Задача педагога ответственная: научить детей усидчивости, умению слушать, постоянно держать их внимание. Я сторонник того, чтобы дети сидели настроено и целенаправленно слушали.
— Как Вы считаете, какими качествами должен обладать настоящий педагог?
— Прежде всего, он должен любить детей и быть высоким профессионалом, особенно в наше время. Сейчас дети такие грамотные, постоянно узнают новую информацию из интернета, поэтому могут педагога обставить в некоторых вопросах. Ну и, конечно же, надо быть терпеливым, уметь прощать шалости. Но нужно отличать, когда ребенок не может себя сдержать, немного шалит, а когда он делает специально.
— Какие радости приносит Вам эта профессия?
— Ой, всякие! С одной стороны, дети такие забавные, постоянно говорят очень смешные вещи, с ними так весело. А с другой стороны, очень приятно видеть, когда они начинают становиться умными, взрослыми, очень много получается. Тогда тывидишь результат твоей работы.
— Есть такая фраза, что музыканты – творческиелюди, им нужна свобода. А что для Вас есть свобода?
— Свобода для меня – это жить так как я хочу, общаться с теми, с кем мне хочется, но, к сожалению, на это не всегда есть время.
— Что для Вас есть искусство?
— Искусство – это мой образ жизни.
— А если предположить, что Вы меняете профессию, что будет?
— Из искусства я все равно не уйду, потому что останется литература, концерты, также я увлекаюсь живописью, все очень это люблю и никогда не оставлю. Искусство – это огромный опыт человечества, люди могут создавать какие-то материальные вещи и создавать искусство, и это даже имеет большую значимость. Создавать искусство не всем дано, это духовный опыт человечества, это более ценно, чем создание материальных вещей. Мне кажется, искусство всегда шло впереди.Если вспомнить то, что было создано в области искусства еще до нашей эры, то в плане материальном человечество догнало гораздо позже. Это неотъемлемая часть развития людей, в любых условиях человек будет этим заниматься.
— На Ваш взгляд, какие перспективы в профессии музыковеда?
— Раньше профессия музыковеда была ограничена преподаванием, поэтому те, кто себя не видели педагогом, не шли учиться музыке. А сейчас она очень расширилась, человек может проявить себя не только как преподаватель, но выступить в совершенно другой роли. Например, сейчас мало есть музыкальных корреспондентов, редакторов музыкальных программ с профессиональным образованием, а это очень важная работа, потому что мы смотрим много фильмов, концертов, передач и обращаем внимание на музыкальное сопровождение. Таким людям помогает реализоваться область музыковедения.
— Что бы Вы хотели пожелать будущим музыковедам?
— Я хочу пожелать, что бы они нашли себя в жизни очень удачно, устроились и развивались дальше, получали знания, никогда не останавливались на достигнутом.Ну и, конечно же, оставались в нашей профессии!
— Спасибо, Наталия Васильевна, за интереснейшую беседу. Для себя, как для будущего педагога, я многое возьму на заметку…
Интервью подготовила Татьяна Фуфачева,
студентка IV курса ТО