Интервью с преподавателем колледжа К. Д. Запольской. «Мы живем в мире, где груда кирпичей, помятое ведро, заспиртованная акула или разбитый бокал называется «искусством», однако…»

Ксения Дмитриевна Запольская окончила Кировское училище искусств по специальности «Теория музыки» в 2005 году с отличием. Высшее музыкальное образование получила в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки по специальности «Музыковедение». С 2011 года преподает теоретические дисциплины в Кировском колледже музыкального искусства им. И.В. Казенина.

Ольга: Как получилось, что Вы начали заниматься музыкой?

Ксения Дмитриевна: Это довольно забавная история. Когда я была совсем маленькой, существовала прекрасная традиция: педагоги музыкальных школ время от времени посещали учреждения дошкольного образования, т.е. детские сады. Они приходили со своими учениками и устраивали небольшие концерты, также рассказывали о разных музыкальных инструментах. Всячески пытались привлечь и заинтересовать детей, дабы они захотели посещать интересные занятия и  учиться в музыкальной школе. После очередного подобного мероприятия я подняла руку и сказала, что хочу заниматься музыкой. Комичность заключалась в следующем — родители только спустя время узнали, что их ребенок успешно посещает музыкальные занятия. Так я и оказалась в школе искусств, которую спустя восемь лет достойно закончила. Ныне она носит название «Рапсодия».

К слову сказать,  подобная практика посещений детских садов весьма полезна, как с точки зрения привлечения детей к музыкальному творчеству,  так и для самого педагога. Таким образом, он получает возможность собственноручно формировать свой ученический класс, развивать способности отобранных им детей, а также воспитывать в них настоящих музыкантов. В наши дни, к сожалению, данная традиция почти утеряна.

Ольга: Каковы были Ваши самые яркие первые музыкальные впечатления?

 Ксения Дмитриевна:

Первые музыкальные впечатления достаточно просты, я бы сказала массово-традиционны. В них нет ничего сверхъестественного. Объясняется это тем, что я родилась в семье, где не было профессиональных музыкантов, и, соответственно, не имела возможности целенаправленно слушать серьезные музыкальные сочинения, а тем более получать разъясняющие  комментарии к ним. Однако в семье музыку любили, часто было включено радио, по которому время от времени транслировались достаточно известные музыкальные произведения, случались и интересные рассказы о композиторах. Но все это происходило, как правило, в рамках развлекательных передач.

Вспоминаются посиделки бабушек, прабабушек. Что делать русскому человеку, если он не умеет играть на инструменте? Конечно, петь… петь по настроению, по случаю, по велению души. Именно с этими отдаленными картинками детства, безусловно, связаны самые приятные, теплые воспоминания. В них много содержится – это такие ностальгические мотивы, с потрескиванием углей в русской печке, с ароматом пряных трав, с приглушенными звуками народных напевов.

Ольга: Стоял ли перед Вами выбор профессии или Вы сразу знали, что хотите стать музыкантом? Были ли моменты сомнения в выборе дальнейшего пути?

Ксения Дмитриевна:

Сомнений не было. Примерно к четвертому году обучения я твердо знала, что буду поступать в музыкальное училище, более того, не было сомнений и в выборе специальности. В школе я училась на отделении «Фортепиано», мне нравилось играть на инструменте, занималась я с интересом. Но, в то же время, хотелось расширить диапазон своей деятельности. В этой связи специальность «Теория музыки», характеризуемая многозадачностью, многофункциональностью, многогранностью,  наиболее соответствовала моим интересам и требованиям.

Весомую роль сыграла, наверное, и юношеская любовь к аналитике. На мой взгляд, музыканту критически важно понимать, что он исполняет или слушает. Существуют две фундаментальные области музыкально-теоретической науки, которые позволяют нам проникнуть в саму суть интересуемого предмета, две тандемные дисциплины, которые были и по сей день остаются для меня в приоритете – это «Гармония» и «Анализ музыкальных произведений».  Именно они направят, бессловесно расскажут не только о каких-то конкретных вещах, о той или иной гармонии, аккордике, фактуре, приемах развития, но, самое главное, для чего и почему композитору понадобились именно эти музыкально-выразительные гармонические формообразующие средства… Нужно только уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. И это, на мой взгляд, самое интересное.

Ольга: Какие самые яркие впечатления Вы получили за годы консерваторского студенчества?

Ксения Дмитриевна:

Прежде всего, это возможность слушать музыку в живом исполнении. Именно в консерватории мы получили возможность наполнять себя такой музыкой в изобилии. Активно посещали самые различные мероприятия, концерты, лекции, конференции. Слушали выступления замечательных музыкантов, как исполнителей, так и композиторов. Получили первые впечатления от похода оперный театр на постановку «Риголетто» Дж. Верди. Было очень много яркого, колоритного, интересного, познавательного, много того, над чем можно задуматься и получить эстетическое удовольствие.

Ольга: Изменилось ли Ваше отношение к музыке или выбранной Вами профессии?

Ксения Дмитриевна:

На мой взгляд, оно (отношение) по определению не может не меняться, собственно, как и сам процесс преподавательской деятельности. Время не стоит на месте, в силу разных обстоятельств мы вынуждены подстраиваться под новые тенденции, веяния, изучать современные музыкальные направления. А также умело пользоваться расширенным спектром технических ресурсов, которые сейчас  необычайно развиваются. Если мы в свое время слушали музыкальные сочинения с пластинок и  кассет, с магнитофонных лент и, позже, дисков, то у современных студентов в этом нет необходимости. Они практически не обращаются к вариантам винила, это скорее нечто экзотическое. Тоже  происходит и с книгами, на сегодняшний день существует огромное количество электронных вариантов всяческих приложений, в которых можно найти практически всю художественную литературу. Однако, что касается профессиональных музыковедческих изданий,  то, зачастую, приходится долго искать, и далеко не всегда это приводит к положительному результату, потому что не все есть на просторах интернета. Я, безусловно, предпочитаю бумажный вариант источника. Для меня важно и приятно видеть книгу воочию,  почувствовать ее запах, полистать, посмотреть на нее, в том числе даже с эстетической точки зрения. Так воспринимается и усваивается информация легче. Еще в юношестве у меня было горячее желание собрать достойную домашнюю библиотеку, и сейчас, когда моя дочь начала учиться в школе, я этим активно занимаюсь. У нас имеются замечательные издания сочинений Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Толстого, Достоевкого и других выдающихся писателей и поэтов. Это очень приятно и ценно взять книгу, перечитать, пускай местами, фрагментарно, и посмотреть на многое уже совершенно другими глазами. Возвращаясь к вопросу о музыкальной педагогике, конечно, нужно подчеркнуть, что это неоспоримо очень сложный, важный, колоссально ответственный процесс и он требует от современного педагога универсальности. Сохраняя основные музыкально-теоретические знания, следуя законам и опыту, формирующимися веками,  в то же время, педагог должен сочетать их  с новыми тенденциями и реалиями.

Ольга: Что для Вас самое ценное в музыке? В музыке какого композитора для Вас лично  содержится самое сокровенное?

Ксения Дмитриевна:

Все мы знаем, что музыка это вид искусства, который разворачивается во времени. Время – это не только главный хранитель, но и, с моей точки зрения, искусный эксперт и оценщик всего происходящего. Существует множество примеров, когда композитор был понят и признан публикой лишь спустя десятилетия. Так называемая оценка или  переоценка находит свое естественное отражение в особенностях как коллективного, так и индивидуального восприятия.  Студенту, открывающему для себя творчество различных композиторов, свойственно выбирать тех или иных кумиров.  Он искренне восхищается музыкой Чайковского, Шопена, Рахманинова, Римского-Корсакова и других. С возрастом же удивляться сложнее. Многое уже знакомо, в силу профессии детально изучено и проанализировано. Однако трактуется по-иному,  более осмысленно и глубоко. На мой взгляд, невозможно слушать музыку исключительно одного композитора, тем более искать конкретно в ней скрытое и сокровенное. Как на страницах самых разных книг, в том числе и детских, можно обнаружить для себя неожиданные откровения, так и на страницах музыкальных партитур разных эпох и стилей тоже хранится множество поистине ценного, глубокого. Для меня это так.

Ольга: Какими Вы видите студентов будущего? Что бы Вы могли им пожелать?

Ксения Дмитриевна:

Не так давно я прочла послание Ирины Антоновой – президента музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в котором говорится о том, что мы являемся свидетелями большого кризиса художественной системы. Этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь различными реминисценциями. Мы живем в мире, где груда кирпичей, помятое ведро, заспиртованная акула или разбитый бокал называется «искусством», однако, по определению это скорее жест, высказывание,  перфоманс, но не художественная форма и не подлинное искусство. Люди отвыкают от прямого общения с памятниками культуры. Музыка, звучащая в концертных залах, и ее воспроизведение на самом новейшем носителе — несравнимы по воздействию. Точно также как несопоставимы книги, прочитанные целиком, с вариантами их кратких содержаний. Со всем этим нельзя не согласиться. Власть технологий постепенно все более и более переворачивает мировоззрение людей. Психология общения  подчиняет себе образ жизни. Мы имеем прекрасную возможность наблюдать это и в современных студентах.

Да, конечно, есть и сейчас авторы, которые пишут картины, сочиняют стихи и музыку. А главное, есть ценители и любители искусства, которые испытывают потребность в нем. Но надо признать, что их не так уж и много. И, хочется верить, что впоследствии они не будут «особями», занесенными в красную книгу, что их численность не будет угасать, а наоборот, будет преумножаться.

И, безусловно, ответственность по формированию культурных ценностей лежит на ребятах будущего, осознают они эту ответственность или нет, им придется это делать. Хотелось бы, чтобы они испытывали потребность в искусстве, стремились к эстетически прекрасному. А в каком виде и формате это будет реализовано, конечно, покажет время, равно как и оценит деятельность последующих поколений.

Интервью подготовила студентка 4 курса отделения «Теория музыки»
Ольга Севрюгина. Класс Лекторского дела Г.Я. Тарасовой

Комментарии запрещены.