Седьмого февраля 2015 года в рамках проекта «Джазовые вечера с Даниилом Крамером» в Вятской филармонии прошёл удивительный вечер «Джазовый смычок». И удивительным он стал для меня не только из-за приезда нидерландского гостя Тима Клипхауса. Запоминающимся концерт стал благодаря интервью, которое мне посчастливилось взять у народного артиста России, лауреата Европейской премии им. Густава Малера, Даниила Борисовича Крамера.
Я: Даниил Борисович. Вы уже состоявшийся джазовый исполнитель, активно гастролируете по России и Европе. А с чего начался вам музыкальный путь? Где Вы учились?
ДБК:Я окончил Харьковскую специальную одиннадцатилетнюю школу. Их всего четыре на Украине, таких же, как ЦМШ: во Львове, Одессе, в Киеве и в Харькове. И, закончив, я поступил в Академию музыки им. Гнесиных.
Я:Это же полностью академическое образование. Почему, вдруг, человек, занимающийся классической музыкой, обращается к джазу? С каких произведений и с направлений это знакомство началось?
ДБК:Это тяжёлая длинная история. Я,вообще-то, джаз не очень уважал в детстве, потому что то, что я слышал в Харькове, я не понимал. Тогда эта информация была нулевая. И я путал джаз с эстрадой. И поэтому то, что я слышал в Харькове, убедило меняв том, что джаз – это такая лёгенькая музыка, ничего не стоящая. Я сделал ту же ошибку, которую делают многие люди – не вникнув глубоко (но мне было 13-14 лет, мне простительно) я составил себе мнение. А потом, когда я приехал в Москву, всё резко изменилось, потому что я столкнулся с настоящим джазом. Я влюбился в это! Моя любовь к классике от этого не ушла. Я – многоженец. Я очень люблю многие виды искусства и от этого я не люблю джаз больше, чем классику и классику больше, чем джаз.
Я: Но это всё взаимосвязано. По-моему мнению, многие джазовые исполнители через классику приходят к джазу.
ДБК: У всех свой путь. Кто-то вообще классики не знал и не знает. И нельзя всех чесать под одну гребёнку. Просто для меня лично, я люблю хорошую музыку. А джаз ли это, рок, классика – это для меня не имеет значения. Главное, чтобы это было по-настоящему, глубоко, чтобы это затрагивало чувство. Чтобы это не было, что сейчас называется, «русским шансончиком», «попсятиной»(другого слова здесь и не подберёшь). А если это настоящая, хорошая, нормальная музыка,тогда с удовольствием – что бы это ни было.
Я:Даниил Борисович. У Вас уже целый список стран, в которых Вы побывали, где работали с разными композиторами, исполнителями, коллективами. Какой из них самый запоминающийся?
ДБК: Скорее всего, это был дуэт с ДидиЛоквудем — выдающимся французским скрипачом. Мы с ним очень много играли дуэтом. Я надеюсь сюда его привезти когда-нибудь, если денег хватит Финансы, особенно в кризис, особенно для искусства, действительно начинают петь суровые романсы.
Я:А Вы с этим прекрасно справляетесь, привозите из года в год к нам замечательных, легендарных исполнителей?
ДБК: Пока удаётся,но сами знаете, ничего на свете не бывает вечно. Пока что получается и, слава Богу.Но хорошо было бы,если ваше собственное правительство поддержало то, чем я занимаюсь. Просить не буду, поскольку я –булгаковец. А вы помните: «никогда не просите, особенно у тех, кто сильнее вас: либо сами придут и всё дадут, либо не надо просить». Но, тем не менее, чем-нибудь да помогают. Я вижу, что куплен рояль, сделан ремонт в филармонии и много что изменилось. Это здорово. Теперь можно помочь ещё и программой. Вот я сделал у вас джазовый фестиваль, привёз артистов. Немножко помочь — и я привезу к вам выдающихся артистов.
Я:Мы намёк поняли. Хорошо. А я слышала о Вашем необычном исполнении первого концерта Чайковского. И кактолькозазвучали первые аккорды, в Вас сзади полетели брёвна. Далее Вас в прямом смысле арестовали и увели со сцены. Так открывался джазовый фестиваль.
ДБК: Да, джазовый фестиваль в Архангельске.
Я: А какой, по Вашему мнению, самый запоминающийся концерт?
ДБК: У меня много таких концертов на памяти, Причём по самым разным причинам. Был концерт, где я играл с Романом Мирошниченко. Подо мной сломался стул, и я свалился со сцены прямо на комбики, распонахал себе руку глубоко, до крови. В этом состоянии залез обратно на сцену и продолжил играть, и пока я не доиграл, мы не закончили концерт, народ был в полушоке, полуобмороке. А потом меня уже отвезли к врачу, перетягивали, перевязывали. Слава Богу, швы не надо было накладывать. Было по-разному. У меня очень много запоминающихся концертов, как по положительным, так и по отрицательным ощущениям. Как-то на севере ко мне как-то местный пьяный олигарх вылез ко мне на сцену и начал совать пачку долларов прямо в рояль, чтобы я вместо сольного концерта играл по его заявкам.
Я: Я представляю, что бы он попросил сыграть.
ДБК: Мурку, естественно! Что бы он мог ещё попросить?! У меня было много запоминающихся концертов.
Я:Я смотрела ваши видео- и аудио-уроки. А есть у Вас в планах записать нечто подобное?
ДБК:Не знаю, заявки такие уже были, поступали. Но для этого придётся прекращатьчастично гастроли, садиться разрабатывать серию, потом делать записи, Это не так просто всё.
Я: Вы являетесь ещё и педагогом.
ДБК Сейчас я пока что не преподаю. Сейчас я заведую кафедрой и не беру учеников.
Я: Однако, у Вас даже есть детские проекты, например 2001 год – Ваш детский квинтет в «новых именах». Вот такой вопрос: как детям объяснить, что такое джаз?
ДБК. Запросто! Им стоит только показать, они всё слышат, всё понимаю, всё видят.
Я: А с кого возраста начинать их знакомить с джазом?
ДБК:С любого.Знакомить с любого, а вот играть – это уже смотря по уровню и образования. А знакомить с любого. Джаз – это вам не то, что святые горшки лепят. Распространённая глупость, то импровизация не каждому дана – ерунда. Это дано каждому. Только по-разному люди это делают,так же как и все по-разному на фортепиано играют: кто-то более талантлив, а кто-то менее.Зависит от Богом данного дара.
Я: И вот последний вопрос. Как Вы представляете портрет джазового исполнителя?Какими чертами должен обладать такой человек?
ДБК:Высокий профессионализм, фанатическая любовь к музыке и обладание внутренней свободой.
Интервью подготовила Секерина Наталья,
IVкурс отделения «Теория музыки»