«Специальность теоретика просто универсальна!»
Процесс формирования личности, взросление – едва ли не самые сложные и болезненные моменты нашей юности. Всегда бывает страшно отпустить родное и знакомое и полететь в неизвестность, страшно самим принимать решения, отвечать за поступки. И как важно в этот непростой период встретить своего наставника, человека, который будет направлять и поддерживать, помогать и делиться секретами работы. Для многих из нас таким наставником стала Наталья Васильевна Россохина.
Наталья Васильевна – удивительно разносторонний человек: это и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в колледже и в музыкальной школе, и руководитель – председатель предметно-цикловой комиссии, и «классная мама» студентов теоретического отделения.
О том, как складывалась её музыкальная жизнь, чем колледж отличается от консерватории и почему важно постоянно учиться новому — эти вопросы мы задали Наталье Васильевне.
Поделитесь, как Вы попали в музыкальный мир? Это был Ваш выбор или влияние родителей?
-Да, это был только мой выбор. В семье я — единственный музыкант. Сначала меня просто отдали в музыкальную школу, что было принято среди детей моего поколения. Не скажу, что я занималась с особым рвением, или, наоборот, без интереса, я училась старательно и прилежно. И в какой-то момент, к окончанию музыкальной школы, поняла, что хочу остаться в музыке.
Итак, дальше – училище искусств. Но почему выбор пал на теоретическое отделение?
— Сначала я хотела поступать на фортепианное отделение и готовилась с моим преподавателем, Юрием Васильевичем Сибиряковым. Конкурс был серьёзный! Больше двух человек на место, а фортепиано у меня шло не без проблем. И тогда я решила поступить на теоретическое отделение; мне всегда была интересна эта область музыки.
Что было самое интересное во время учёбы в колледже?
— Интересно было каждый день узнавать новое. Оказалось, что в музыкальной школе мы познакомились лишь с верхушкой музыкального «айсберга». Передо мной открылся абсолютно новый мир.
Каждому из нас на профессиональном пути встречаются люди, которые становятся нашими наставниками. Кто из преподавателей стал для Вас примером для подражания во время учёбы?
— Конечно, такие люди были, ведь очень важно видеть профессионалов, когда ты учишься. Татьяна Георгиевна Богданова, Людмила Александровна Фоминых, Галина Ярулловна Тарасова — это были очень уважаемые нами преподаватели, абсолютно непререкаемые авторитеты. Мы их побаивались, но всегда стремились к тому уровню, которым владели они.
Когда у Вас появилось желание продолжить музыкальное образование?
— У меня такое чувство, что оно было изначально. Я знала, что поступить в консерваторию будет непросто, но я поставила себе цель. Специально подготовкой не занималась, понимала, что вся наша учёба в колледже – это и есть первая ступень к консерватории.
Какую консерваторию Вы рассматривали для поступления?
— Мне очень хотелось в Ленинград. Однако мне мешал «комплекс провинциала»: ощущение, что мы недостаточно подготовлены, не «конкурентоспособны». И я выбрала Петрозаводск. Но, может быть, из-за серости города, сама консерватория не привлекла меня, я тут же уехала в Горький (ныне Нижний Новгород) и смело поступила.
Что больше всего Вам запомнилось из консерваторских лет?
— Творческая атмосфера! Хотелось всё узнать, всё посетить, со всеми пообщаться. У нас было много разных конференций, лекций, общения с другими студентами.
Как складывалась Ваша жизнь после окончания консерватории?
— Я вернулась в Киров, но далеко не сразу начала работать в колледже. В то время стали открываться общеобразовательные школы с различными уклонами. В школе №48 создали профильный класс с углублённым изучением музыки. Это было очень интересно! Мне удалось реализовать некоторые идеи, которые я перенесла уже на работу со студентами. Кроме того, я какое-то время работала в Александровском Костёле – вела концерты и была ассистентом органистов.
Первые годы работы в колледже: с чем Вам пришлось столкнуться?
— Главная сложность заключалась в иной, более тщательной, подготовке к урокам. Кроме того, это и внутренняя мобильность, нахождение общего языка с ребятами. Студенты меняются каждые 4 года, за это время может смениться поколение. Приходишь, а там, как у Пушкина, «племя молодое, незнакомое».
Что для Вас означает специальность теоретика? Что за человек скрывается за этим словом?
— В наше время теоретик, я бы сказала, — это супер-музыкант. Это человек, который должен не только очень много знать, но и очень многое уметь. Уметь играть, уметь объяснить то, что кажется очень сложным, уметь увлечь обычную публику так, чтобы ей стало интересно. И в этом плане, я считаю, наша специальностьтеоретика – просто универсальна.
Какой совет Вы хотели бы дать студентам, которые прочитают это интервью?
— Пока у вас есть возможность учиться – её нужно использовать по полной программе. И, конечно же, не только в стенах учебного заведения. Если мы не будем развиваться, меняться – со временем течение жизни откинет нас назад…
Интервью подготовила студентка IV курса отделения «Теория музыки»
Елена Ваганова. Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой.