– Я родился в Перми, но первые 20 лет жизни провел в Кирове. Мои родители окончили университет по специальности «прикладная математика», и музыка долгое время не входила в сферу моих увлечений. Главным образом меня интересовали математика и спорт.
Совершенно случайно, в гостях у своего школьного друга, который занимался в музыкальной школе, я увидел баян. Друг исполнял простые народные мелодии, которые я тут же «с его рук» повторил. Так я получил первый музыкальный опыт и вскоре начал учиться в музыкальной школе на баяне. Музыка все больше занимала меня. Я начал играть на гитаре, на фортепиано, играл в школьном ансамбле, увлекся рок-музыкой (в то время она захватывала меня сильнее, чем классика).
Начал ходить на концерты Кировского симфонического оркестра. В Кирове работал замечательный музыкант Валерий Александрович Раевский. Он возглавлял оркестр, сделав из, по сути, любительского коллектива профессиональный, который сейчас носит его имя.
В какой-то момент я понял, что свою жизнь готов посвятить только музыке, и поступил в Кировское училище искусств, там впервые встал за дирижерский пульт оркестра.
Продолжать обучение я решил в Москве, поступил в Институт музыки имени А. Г. Шнитке в класс выдающегося музыканта Фридриха Робертовича Липса. Дирижированию учился у Игоря Юрьевича Громова, который дал мне основы профессии, техники, понимания роли дирижера в оркестре. На I Московском студенческом конкурсе дирижеров народных оркестров я взял первую премию. Тогда же в институте открылось дирижерское отделение, куда я поступил сразу на второй курс.
Окончив институт и уже работая в нем дирижером народного оркестра, я решился на поступление в Московскую консерваторию. Фортуна была благосклонна: мне посчастливилось учиться в классе гениального музыканта и педагога Геннадия Николаевича Рождественского. Его потрясающая эрудиция, бесконечная любовь к музыке, к искусству, уникальное чувство юмора, невероятное, магическое воздействие на музыкантов навсегда останутся для меня своеобразным маяком в профессии.
Но в Москве я в основном работал с народным оркестром, с симфоническим получались разовые проекты. В то время я уже отчетливо осознавал, что симфонический оркестр – единственное, чем я должен заниматься. Принял участие в конкурсе на должность второго дирижера Ростовского академического симфонического оркестра, и мне удалось в нем победить.
В Ростове прекрасный оркестр с большими традициями, Валентин Урюпин, с которым я работал эти годы, вдохнул в оркестр новые идеи, вывел его на очень высокий уровень. Работы было много, в Ростове я получил отличную школу именно практической, репетиционной работы с оркестром.
***
А летом поступило предложение подготовить с Тольяттинским симфоническим оркестром несколько программ.
Лидия Семенова, директор Тольяттинской филармонии:
Мне сразу понравилось его желание и, что не менее важно, умение кропотливо работать. С первых репетиций он взял необходимый темп для основательных репетиций, почувствовал отдачу и в целом доброжелательное к себе отношение. Концерты прошли с успехом, и мы предложили ему рассмотреть перспективу стать главным дирижером, дав достаточно времени на обдумывание. Оркестр принял его, его возможности и требования, и решение состоялось.
Пути развития у любого оркестра на самом деле очень простые: каждый новый концерт должен быть лучше предыдущего. Конечно, вряд ли возможно обойтись без неудач, но в наших силах сделать так, чтобы их было как можно меньше. В этом вижу свою главную цель – в развитии по нарастающей.
Тольятти – город, раскинутый на большой территории, и люди не всегда успевают просто доехать до филармонии. Необходимо работать над расширением географии своего присутствия в городе. Каждый житель Тольятти должен знать, что в городе есть достойного уровня симфонический оркестр. Хотелось бы, чтобы репертуар пополнялся премьерами, проводились интересные фестивали. Обо всем этом мы будем размышлять. Всё впереди!
Основу репертуара будут составлять общепризнанные шедевры музыки XVII–XX веков: сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича… Есть бездна великой музыки, целой жизни не хватит, чтобы всю ее исполнить.
Важно, чтобы в репертуаре оркестра присутствовали сочинения всех жанров и стилей. Надо подумать, как дозированно знакомить слушателей города и с актуальной современной музыкой.
Я думаю, следует делать больше концертов для детей и молодежи. Будут программы и, скажем так, легких, смежных с классикой жанров. Главный критерий для меня – соответствие интересу публики и моему собственному музыкальному вкусу.
В следующем году исполняется 150 лет Рахманинову. Это событие не может пройти для нас незамеченным, и вряд ли следует ограничиваться одним концертом. Сейчас мы активно думаем, как составить сезон так, чтобы в течение года исполнить все сочинения Рахманинова для фортепиано с оркестром и его самые важные симфонические произведения. Надо сделать так, чтобы для жителей Тольятти это событие стало настоящим погружением в музыку этого гения.
***
Главная проблема из тех, что я вижу, – это недостаточная комплектация оркестра. Нет необходимых голосов в определенных оркестровых группах, или же их недостаточно. Сейчас мы вынуждены приглашать дополнительных музыкантов на программы, что, конечно, сильно тормозит развитие оркестра, влияет на репетиционный процесс и очень ограничивает в выборе репертуара.
Необходимо улучшение условий работы музыкантов. Положение артистов симфонических оркестров в России очень неравномерно, сильно зависит от регионов. Важно, что руководство филармонии понимает и готово шаг за шагом работать в этом направлении. Это не быстрый путь, но я убежден, что мы вместе будем работать над этим. Ведь от условий работы, в конечном итоге, зависит и качество игры музыкантов оркестра.
***
Моя мечта дирижера заключается в том, чтобы музыка исполнялась, чтобы ее звучание резонировало с моим внутренним ощущением, чтобы она заполняла меня и оркестр и встречала отклик в сердцах слушателей. Поэтому каждый наш концерт – это в огромной степени и есть исполнение моей большой мечты.
Путь к мечте – в каждом прожитом дне. Сначала ты мечтаешь продирижировать определенное сочинение, но когда ты его исполнил, оно начинает тобой завладевать еще больше, становится частью тебя. Никогда нет места какой-либо успокоенности. Вся жизнь дирижера – это путь к мечтам, к восхождению по этой невидимой лестнице, где не видно ни начала, ни конца.
Записала Валерия ЛОСЕВИЧЕВА
Фото Дмитрия РУЗОВА
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 17 февраля 2022 года, № 4 (225)