“Акустические маски” и “Perpetuum mobile”
17 октября 2020 года в Малом зале Академии им. Гнесиных двумя концертами завершился Третий фестиваль современной академической музыки GNESIN CONTEMPORARY MUSIC WEEK. Кураторы — музыковед, лектор, преподаватель РАМ им. Гнесиных Татьяна Яковлева и музыкальный журналист, музыковед, лектор Ирина Севастьянова.
Программа состояла из произведений авторов конца XX, начала XXI века, многие произведения были исполнены в России впервые, некоторые имена композиторов были незнакомы даже внутри профессионального комьюнити.
Исполнять два концерта современной музыки подряд уже стало традицией для фестиваля:
В 19:00 прозвучал концерт “Акустические маски”, концептуально выстроенный из 4-х сольных пьес и последней ансамблевой (объединяющей всех сольных исполнителей). Концерт открылся произведением композитора Джонатана Коха в исполнении скрипачки Алисы Гранжевской, после были сольные исполнения Кайи Саариахо (Швейцария), Луи Андриссена (Нидерланды), детально проработанной кларнетистом Андреем Юргенсоном пьесы Assonance, Микаэля Жарреля (Швейцария) и, пожалуй, наиболее неоднозначной, заключительной ансамблевой пьесы — “Artificial Environments” (“Подготовленные среды”) Джоанны Бэйли (Великобритания).
Не зная Джоанну лично, ее музыка воспринималась мной как примитивная, простая, слишком банальная. Но после нашей личной беседы для меня стало невозможным разделение автор-произведение. Джоанна — больше современный художник, чем академический композитор (сама она тоже об этом говорит), поэтому в пьесе было важно понимать контекст, сквозь который просматривалось искреннее высказывание. Осторожно концептуализированное, с попыткой преломления оптики посредством погружения слушателя в заранее деконструированную звуковую среду, которая лично для меня не удалась, но суть заключалась в самой попытке.
В 20:30, после небольшого эпидемиологического антракта, прозвучал финальный концерт, который продолжил линию сольных и камерных исполнений. Экспрессивное, детализированное, в каком-то смысле блокбастерное исполнение Сампо Хаапамяки (Финляндия) флейтистом Игнатом Хлобыстиным и пианистом Дмитрием Баталовым; камерный рейв Агаты Зубель (Польша), вызывающий потребность сломать и пересобрать концертное пространство, освободить его от конвенциональных стульев — стали главными событиями концерта.
Оба, насколько мне известно, были российскими премьерами и абсолютным открытием для слушателей (о Сампо Хаапамяки, например, профессиональное комьюнити узнало впервые). Услышать Агату Зубель на концерте в России, уверенно исполняемою молодым ансамблем под руководством дирижера Елизаветы Корнеевой — все еще новый для постсоветского пространства экспириенс (подобный исполнению Алексея Ретинского этим же составом на фестивале 2019 года).
В последний момент концерт перерос в кислотный рейв, который вынуждал тебя выйти за конвенциональные рамки концертной ситуации и телесно присоединиться к исполнению. И это действительно единственный минус исполнения Агаты Зубель, концертная ситуация сделала пьесу на грани академического кринжа и молодежного китча просто академической пьесой.
Фестивалю-лаборатории, третий год существующей в непростых реалиях российской академической музыки, своими концертами удается приковать широкое внимание музыкального сообщества. Смелость идей и концепции, как самой лаборатории, так и каждого отдельного концерта; мировые и Российские премьеры; профессионализм и заинтересованность каждого исполнителя, делает фестиваль действительно значимым событием в контексте современной академической музыки России.
В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией каждый концерт воспринимался как последний с возможностью физического присутствия, а музыканты четко ассоциировались выполняющими свою работу на погружающемся под воду корабле.
Материал подготовил студент IV курса
отделения «Теория музыки» Д. Ефремов
Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой