Воспитательная работа в Кировском областном колледже музыкального искусства строится на основе существующих нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней, а также локальных актов, разработанных в ОУ.
Концепция ВР в колледже определяет в целом стратегию и тактику этой важнейшей сферы деятельности коллектива. В рамках этой концепции была разработана Программа воспитания на 2006 – 2010 годы, опирающаяся на Концепцию и Программу развития колледжа. Новая программа разработана на 2011-2013 годы.
Цель воспитательного процесса: формирование высоконравственной, культурной, творчески активной и социально зрелой личности специалиста, способной к самоопределению и самореализации в современных условиях. В соответствии с этим воспитательная система в колледже определяется педагогическим коллективом как сложное социопсихологическое образование, направленное на формирование у будущих специалистов как личностных, так и профессиональных качеств, толерантных отношений в студенческой и педагогической среде, нравственное и эстетическое развитие. Эту работу конкретизируют и структурируют планы ВР на учебный год и ежемесячные планы.
Административная структура, осуществляющая воспитательную деятельность, включает: зам. директора по УВР, методическое объединение классных руководителей, двух педагогов-организаторов (дневной и вечерней смен), а также двух воспитателей общежития.
Согласно положению об органах студенческого самоуправления, в колледже работают студенческий профком и студсовет.
Воспитательная работа осуществляется через тесное взаимодействие всех составляющих этой структуры, а также при непосредственном участии преподавателей, председателей предметно-цикловых комиссий, МО классных руководителей. Наиболее пристальное внимание уделяется в колледже работе классных руководителей, ключевому звену, которое непосредственно осуществляет целенаправленную воспитательную деятельность. Рациональное планирование УВР в группах позволяет систематизировать эту деятельность по основным направлениям: профессиональное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, ЗОЖ. В обязанности классных руководителей входит ведение журналов, в которых отражены календарные планы работы группы и их реализация. Не реже двух раз в месяц проводятся классные часы, во время которых проходят не только воспитательные беседы, но и тематические мероприятия, праздники, встречи со специалистами, семинары, тренинги.
Совещания МО классных руководителей проводятся ежемесячно по утвержденному на год плану. Организуются семинары классных руководителей, где изучаются нормативно-правовые документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, осуществляется знакомство с современными педагогическими технологиями.
На совещаниях проходили семинары: «Педагогические мастерские ценностных ориентаций» (доктор педагогических наук, профессор ВятГГУ Галицких Е.О.), «Проблемы духовно-нравственного развития личности» (кандидат исторических наук, о. Сергий Гомаюнов), «Роль педагога в формировании мировоззрения студента» (Заслуженный учитель РФ Орешкович О.Б.)
Одной из форм работы МО классных руководителей является выступление с сообщениями по наиболее актуальным вопросам воспитательного процесса. Опыт наиболее успешных классных руководителей представляется на межрегиональных конференциях. В 2010 году опубликованы в сборниках статья Т.В. Николаевой «Социализация личности в творческом коллективе» и статья Т.В. Яковлевой «Социально-психологическая адаптация первокурсников».
В колледже и в общежитии имеются условия для организации внеучебной работы со студентами: концертный зал, спортивный и тренажерный залы, библиотека, читальный зал, комната отдыха в общежитии для кружковой работы.
Работают спортивные секции: футбол, теннис, легкая атлетика, аэробика. «Клуб интересных встреч» создан на отделении РНХ, теоретический кружок «Обертон» на ТО. В общежитии работают клубы по интересам — «Успех путем общения», «Клуб выходного дня».
В библиотеке колледжа комплектуется фонд методических и периодических изданий, способствующих организации воспитательной работы: «Народное образование», «Среднее профессиональное образование», «Вестник образования», «Классный руководитель»
Финансирование воспитательной деятельности осуществляется за счет внебюджетных средств, выделяемых на организацию оздоровительной и культурно-массовой работы, и средств отраслевого профсоюза. Ежегодно 1-2 студента становятся обладателями стипендий Министерства культуры и Министерства образования РФ, премий «Молодые дарования России» и «Молодые дарования Вятки», Кировского областного Детского фонда, а также обладателями именных стипендий управления культуры администрации г. Кирова. В 2008 – 2010 гг. премиями Министерства образования отмечены: Карпов С., Кузнецов Г., Иванов И.. Князев В. и Зеленеев А. – премиями «Молодые дарования России», Плотников А., Лушакова А., Лубнина М. — премиями «Молодые дарования Вятки».
Возможности учебного процесса активно используются в колледже в целях воспитания. В содержании учебных планов и программ отражены нравственные и психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов. Для этого реализуются возможности не только федерального, но и национально-регионального компонента. Студенты колледжа изучают такие курсы как «Мировое литературное наследие», «Основы православной культуры», что, безусловно, способствует формированию нравственной культуры личности.
В аспекте ВР представлена в колледже и структура подготовки специалистов. В ней определены воспитательные задачи для каждого курса, продуманы факультативные курсы на классных часах: «Художественная культура Вятского края», «Культура семейных отношений», внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами педагогического труда, мастер-классы известных музыкантов. Мониторинг уровня воспитанности студентов осуществляется с помощью системы анкетирования. Проведение коллоквиумов для студентов каждого курса, итоговые собеседования позволяют судить о результативности всей воспитательной работы в колледже по уровню кругозора и сформированности мировоззрения студента в целом.
Оценка состояния ВР проводится в колледже на всех уровнях и осуществляется в разных формах. Это тематические педсоветы, где заслушиваются выступления зам. директора по УВР, председателей ПЦК о состоянии ВР на отделениях, отчеты классных руководителей с анализом уровня воспитанности студентов в группах. Регулярно проходят малые педсоветы в общежитии. Ежегодно предоставляются отчеты воспитателя общежития, председателя профкома студентов, преподавателя физкультуры. Это позволяет вести мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса, своевременно выявлять и более эффективно разрешать проблемы. Анализ, обобщения, выводы и предложения представляются в ежегодном отчете заместителя директора по УВР.
Важную роль играет работа с родителями: родительские собрания, индивидуальная работа (беседы по телефону, встречи, письма, посещение семей студентов). Эффективно ведут индивидуальную работу с родителями воспитатели общежития, которые неоднократно представляли свой опыт работы на областных семинарах и в рамках КПК.
Студенческое самоуправление
Все большее значение в учебно-воспитательном процессе приобретает работа органов студенческого самоуправления, которые действуют на основе разработанного Положения, где определены основные задачи, права и структура этих органов. Пресс-центром колледжа всесторонне освещается вся жизнь коллектива, творческие достижения студентов и преподавателей в ежемесячной студенческой газете «Доминанта». Студенты входят в состав стипендиальной комиссии, участвуют в решении актуальных учебных, социально-бытовых, и культурно-досуговых вопросов. Профком студентов ежегодно проводит конкурс на лучшую профгруппу, а студсовет общежития на лучшую комнату. Победители этих конкурсов награждаются администрацией колледжа. За достижение в учебе, творческой и общественной деятельности студенты поощряются грамотами, Благодарственными письмами и премиями.
Студсовет КОКМИ активно сотрудничает со всеми структурами города и области, курирующими работу с молодежью. Студенты участвуют в работе Совета ССУЗов города, который организует встречи активов, эстафеты, тематические дискотеки и конкурсы. Студенческие эстрадные коллективы, участвующие в фестивале «Колледж 21 века», отмечаются специальными дипломами за профессионализм. Наряду с общероссийскими, областными и городскими мероприятиями в колледже традиционно проводятся: Посвящение в студенты, День учителя, Парад первокурсников, Татьянин день, Дни здоровья, Последний звонок, Выпускной вечер. Новое направление в организации досуга студентов, инициированное КОКМИ, – проведение ежегодного Студенческого бала лучших студентов творческих ССУЗов.
Профилактическая работа — одно из самых важных направлений ВР в колледже – это предупреждение правонарушений, распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения. В рамках этой работы организуются встречи с работниками милиции, врачами-наркологами и другими специалистами. Большое значение придается индивидуальной работе со студентами и в колледже, и в общежитии по этому направлению. Результатом этой работы является отсутствие правонарушений среди студентов.
В целях профилактики распространения вредных привычек и пристрастий ведется работа по формированию установки на здоровый образ жизни. Студенты участвуют в спортивных эстафетах, соревнованиях городского и областного уровней. Проводятся в колледже традиционные Дни здоровья.
Профилактическая работа КОКМИ по всему спектру направлений высоко оценена городской комиссией по делам несовершеннолетних, которая работала в колледже в феврале 2011 года. Опыт этой работы рекомендован для изучения и распространения в других ОУ. (Справка комиссии.)
Большое значение придается в колледже гражданскому и патриотическому воспитанию студентов. Главная опора в этом – традиции колледжа, которые немыслимы без преемственности поколений. Не случайно более 80% преподавателей – наши выпускники. Для поддержания традиций колледжа, воспитания патриотических чувств к родному коллективу ведется серьёзная целенаправленная работа. В 2007 году колледжу, благодаря инициативе коллектива, присвоено имя его основателя И.В. Казенина, а в 2009 году в холле установлен его бюст и состоялся впервые конкурс пианистов его имени. В 2010 году отремонтировано помещение музея истории колледжа, и началась подготовка новой экспозиции. С января 2011 года колледж имеет свою эмблему и текст гимна.
Новый шаг в привлечении бывших выпускников в родной город – проведение в 2010 году первого большого музыкального студенческого фестиваля «Альма- матер», а в 2011 малого фестиваля, в которых участвовали студенты консерваторий – бывшие выпускники колледжа, а также творческие коллективы и солисты из числа нынешнего поколения студентов.
За почти 75-летнюю историю колледжа сложилось немало добрых традиций патриотического воспитания. Целый ряд масштабных проектов разработан и осуществляется коллективом. Колледж стал инициатором проведения двух межрегиональных конференций «С чего начинается Родина?» в 2008 и2010 г.г., в которых приняли участие ССУЗы, ВУЗы, школы, молодежные и ветеранские общественные организации. Изданы два сборника с материалами этих конференций. Уникален проект «Россия – священная наша держава», посвященный изучению истории музыкальных государственных символов России. Он рассчитан на молодежь, представлен во многих районах Кировской области, интересен, востребован и продолжает жить уже несколько лет.
Проекты «Победа в поколениях живёт» и «Часовые памяти нашей» посвящены ВОВ. Они представлены не только ветеранам в рамках 65-летия Победы, но и самой широкой аудитории города Кирова и области.
В традициях колледжа и участие в возложении цветов к Вечному огню в дни праздников, участие в митингах, шествиях, субботники в сквере «Борцам революции». К 65-летнему юбилею Победы в ВОВ в колледже были оформлены стенды, организован конкурс стенгазет. Во всех многочисленных праздничных юбилейных концертах г. Кирова участвовали наши преподаватели и студенты. Новый проект 2011 года «С маршем по жизни», посвященный 300-летию военно-духовой музыки России, был представлен на городской конкурс «Молодёжь против экстремизма».
Практически все студенты старших курсов совмещают учебу с работой в оркестрах областной филармонии (симфоническом, камерном и народных инструментов), хорах Вятской епархии, ДМШ и ДШИ. Это свидетельство ранней профессиональной самореализации и востребованности выпускников колледжа.
Значительное количество студентов вовлечено в научно-творческую работу. Результаты этой работы — высокие звания лауреатов и дипломантов на международных, всероссийских, региональных и областных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. (Приложение) Эти высокие достижения результат работы студентов и свидетельство профессионального мастерства педагогов колледжа. Встречи и мастер-классы с выдающимися музыкантами-исполнителями, композиторами, музыковедами помогают осуществлять эту работу на высоком уровне, способствует творческому росту всего коллектива.
Социальная защита студентов колледжа
В целях осуществления государственной поддержки студентов в колледже действует Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки, которое разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области», Закона Кировской области «Об организации деятельности по опеке и попечительству в Кировской области», Постановления Правительства Кировской области от 18.09.2008 № 146/380 «Об утверждении положения о порядке предоставления меры социальной поддержки в виде стипендий обучающимся областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования».
На основании данного Положения студентам, обучающимся на «хорошо и «отлично»» выплачиваются академическая стипендия, установлена доплата отличникам 50%, оказывается материальная поддержка при наличии справки органов социальной защиты по согласованию с профкомом студентов. Согласно Законодательству РФ, обеспечиваются студенты-сироты. Все выплаты производятся своевременно и в полном объёме.
Осуществляется целевая поддержка творческой деятельности: ежегодно 1-2 студента становятся обладателями стипендий Министерства культуры и Министерства образования РФ, премий «Молодые дарования России» и «Молодые дарования Вятки», Кировского областного Детского фонда, а также обладателями именных стипендий управления культуры администрации г. Кирова. В 2008 – 2010 гг. премиями Министерства образования отмечены: Карпов С., Кузнецов Г., Иванов И.. Князев В. и Зеленеев А. – премиями «Молодые дарования России», Плотников А., Лушакова А., Лубнина М. — премиями «Молодые дарования Вятки». С 2007 года для студентов колледжа учреждена стипендия имени И.В. Казенина, выплачиваемая из средств семьи Казениных по результатам каждого семестра.
Обеспеченность студентов питанием:
В колледже функционирует столовая, основная площадь которой составляет 376 кв.м. Количество посадочных мест- 45. Время работы столовой с 9.00 до 15.00. Организована работа буфета с 14.00 до19.00.
Обеспеченность студентов медицинским обслуживанием:
В помещении колледжа работает медицинский кабинет, основная площадь которого 33,8 кв.м. Медицинский кабинет оснащен медицинским оборудованием. Ежегодно медицинский работник организует диспансеризацию студентов узкими специалистами.