Александр Островский — один из создателей и непременный участник YouTube канала «Stradivaly», существующего почти три года. За это время ребята успели подобрать больше восьми разных форматов, в большинстве своём юмористических, объединённых одной тематикой — все их видео о классической музыке. Канал действительно популярен среди молодых музыкантов, в том числе и студентов нашего колледжа.
Альбина: На вашем канале есть видео, предназначенные как для музыкантов, так и для людей без музыкального образования, что, помимо прочего, помогает продвижению классической музыки «в массы». Считаешь ли ты, что классическая музыка действительно должна становиться более массовой?
Александр: Классическая музыка никогда не была и, думаю, не будет массовой. Но ничего в этом плохого нет. Я рад, что я могу слушать те или иные произведения и получать такие эмоции, какие от современной электронной музыки никогда не получить.
Классическая музыка требует много времени, а время сегодня летит очень быстро и его у всех очень мало. Это касается не только искусства. Взять сёрфинг, ну офигенно же, наверное, когда летишь под гребнем волны, там дельфины, тут акулы, все в шортах, волосы назад. Но чтобы испытать такой кайф, нужно много лет тренироваться.
Но если у нас получается продвигать классическую музыку в массы, я очень рад. Музыки хватит на всех.
Альбина: Я замечала, что иногда, когда классическая музыка попадает «в массы», она воспринимается искажённо из-за привычек, привитых именно массовой культурой. Под удар попадают даже биографии композиторов.
Александр: Я думаю, композиторам уже не важно, что о них говорят. А хейтеры, скандалисты были всегда. Это нормально и даже хорошо. Эти люди не плохие, это только определенный типаж людей, которым важно выделиться.
Альбина: Ваша аудитория довольно стремительно растёт, на канале 122 тыс. подписчиков, и среди них, как я уже говорила, есть как музыканты, так и люди без музыкального образования. Получится ли у вас усидеть сразу на двух стульях, создавая контент и для тех, и для других?
Александр: Конечно, это сложно, но выбора у нас нет. Снимая только суперлокальные шутки со сложным музыкальным юмором, у нас будет очень крепкая, какая и есть сейчас, аудитория. Но наш продакшн растёт, команда растёт и всё это требует определенных денежных затрат. Поэтому и нужно расширять аудиторию, чтобы мы могли монетизировать то, что делаем. Для этого мы выбираем более доступные для понимания форматы, которые позволяют охватить интеллигентную аудиторию ютуба.
Альбина: Чувствует ли команда возрастающую ответственность за контент с таким приростом аудитории и меняется ли как-то твоё отношение к тому, что вы делаете?
Александр: Мы не чувствуем сильную разницу, когда снимали для 5000 подписчиков и когда снимаем для 100 000. Не буду говорить, что мы всегда стараемся, мы такие молодцы и всё такое. В некоторые видео мы вкладываемся сильнее, некоторые — в кризисные для команды времена — снимаем на «отвали». Но дело в том, что со временем значимость цифр теряется. И если вначале 1000 человек для нас была настоящим праздником, то 100 000 мы приняли гораздо спокойнее.
Альбина: Возможно ли продолжать учиться, самореализовываться и не забрасывать деятельность на ютубе, не мешает ли это качеству работы как над собой, так и над каналом?
Александр: У нас очень разношёрстная команда. Кто-то ещё учится, кто-то уже работает, в том числе и не в музыкальной сфере. Количество задач на канале у всех разное, при этом он не является ни для кого основным источником дохода. Я лично частенько выгораю, и месяц, а то и больше, на канале ничего не выходит. Но я стараюсь над этим работать.
В идеале, канал должен быть основной работой, 7 дней в неделю, но наша узкая тематика нам этого не позволяет. Всё равно нужно работать где-то ещё.
Альбина: Значит ли это, что канал для вас, как и для зрителей, это возможность весело провести время?
Александр: Нет, это в чистом виде работа. Тяжелая, рутинная и очень выматывающая. За пятиминутным видео стоит 50 часов работы. Но потом да — кайф.
Альбина: Вы приглашаете в «Сыграй, если сможешь» известных профессиональных классических музыкантов. Тебе не казалось, что подобные задания могут поставить гостей, тем более, людей такого уровня, в неловкую ситуацию?
Александр: За всё время существования этого шоу только двое музыкантов отказались из-за нехватки времени. Остальные с удовольствием соглашались и никаких ограничений на задания или особых условий нам не ставили. Поэтому мы мучаем их с чистой совестью. А если где-то мы перегнём палку, аудитория сразу скажет нам об этом.
А. Мамаева, студентка IV курса отделения «Теория музыки»
Класс музыкальной критики Г.Я.Тарасовой