«Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою», — так говорил Б. Авербах. Для музыки не существует никаких преград, поэтому состоявшееся вечером 1 ноября открытие фестиваля «Россия – Австрия: музыка без границ» прошло в атмосфере радости, понимания и творчества.
Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром и город Линц не стал исключением. Он является столицей Верхней Австрии и третьим по величине после Вены и Граца. А в 2009 году Линц был объявлен культурной столицей Европы. В разные эпохи в Линце жили и работали многие знаменитые деятели науки и искусства. В городе есть Дом Моцарта, с 1855 по 1868 гг. Линц был домом для знаменитого композитора Антона Брукнера. Писатель и художник Адальберт Штифтер провёл в городе последние двадцать лет жизни. И становится понятным, что город с таким богатым культурным наследием не мог не дать великолепных музыкантов, какими являются наши гости: «Нордвальдкаммероркестр» и «Нордвальдкаммерхор».
Ещё до начала концерта на лицах зрителей появились восторженные и загадочные улыбки: исполняемая программа была неизвестна и все ждали с интересом, какой же сюрприз приготовили наши гости.
И вот прозвенел третий звонок, наступила тишина, все взоры обратились на сцену, где уже появлялся приветствуемый всеми «Нордвальдкаммероркестр» и хоровая капелла «Вятские соловушки». В самом звучании оркестра при настройке, которая происходила прямо у нас на глазах, чувствовались богатство и красота тембров, чистота интонации.
Очень удачным стало открытие музыкального вечера одним из самых известных классических произведений, ставшим неофициальным гимном Австрии вальсом «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса-сына. Из тишины под руководством молодого дирижёра Томаса Экерсторфера возникло прозрачное невесомое тремоло скрипок, сразу же приковавшее к себе внимание слушателей. А затем и красочное мягкое вступление хора ещё больше обогатило и украсило всеми любимое произведение. Единственное, что немного смущало — это тусклое нелетящее звучание голосов хористов. Возможно, виновата акустика или техника, или ещё что-то. Для нас это останется тайной, нисколько не нарушившей общего впечатления от номера. Сразу все оживились, появилось чувство приподнятости, стало легко и воздушно. Да к тому же и дирижёр сам был очень изящен, артистичен, находился в полном контакте и с коллективом, и с залом. Открытие вечера удалось! Австрия предстала пред нами во всей своей красе! Настала очередь и России. Ответом на австрийский вальс послужил русский вальс «Берёзка» Б. Шиллера. На секунду возник вопрос: «А смогут ли гости проникнуться нашей культурой и природой?». Сомнение оказалось напрасным. Оркестр блестяще справился с задачей.
Очень приятной неожиданностью стало выступление «Нордвальдкаммерхора», который появился в ярких национальных костюмах, ещё больше заставив окунуться в культуру другой страны. Как только раздались чарующие звуки хора и струнного квартета, им аккомпанировавшего, ощущение того, что мы находимся в филармонии, сразу улетучилось. Стоило только закрыть глаза, и мы уже не на концерте, а в австрийской деревне, где все друг друга знают и любят. А вокруг благоухают цветы, ярко светит солнце, и зеленеют альпийские луга. Ощущение единства, слитности, целостности чувствовалось настолько, что самой хотелось оказаться рядом с ними, просто даже не петь, а быть в этом ореоле. Таким настроением были проникнуты и сочинение К.В.Глюка «И звуком наполнится», где струнный квартет находился в идеальном балансе с хором, своим мягким ласкающим тембром ещё больше оттеняя колорит голосов, и «Лендлер» Ф.Шуберта. Лендлер – сам по себе являясь народным танцем, в исполнении струнного квартета вызвал в воображении картину народного гуляния. А одно из последних сочинений В.А.Моцарта «Ave Verum» и австрийская народная песня «Любить – это здорово», оба светлого и возвышенного характера, вызвали чувство умиротворённости и спокойствия. Казалось бы, как такие разные люди соединились в целый организм? Было просто единение всех и вся.
На такой чудесной ноте, оставившей частичку Австрии в каждом, закончилось первое отделение, чтобы во втором окунуться в патриотический русский дух в номере из оратории С.А.Дегтярёва «Минин и Пожарский» «Пойдём Отечество спасать» в исполнении «Нордвальдкаммероркестра» под управлением Норберта Хубера и хора КОКМИ имени И. В. Казенина. Ни на секунду не возникло ощущения, что исполняет это иностранный коллектив, наоборот, и хор, и оркестр органично дополняли друг друга. Заложенные в дирижёре воля, энергия, внутренний стержень распространялись на всех. Мощь, сила русского духа ощущались всюду.
Абсолютным контрастом прозвучала классическая «Концертная симфония» И.Плейеля ученика Й.Гайдна, где солировали Вероника Тракслер (скрипка) и Коррадо Чикутин (виола). Тембры инструментов были великолепны. Тонко были сделаны переходы между группами оркестра и соло. Матовое приглушённое звучание виолы по-особенному приковывало внимание и вместе с пропетыми звуками скрипки, с дослушанными, проинтонированными верхними нотами, создавало замечательный ансамбль. Оркестр звучал легко и изящно благодаря использованию группы струнных и деревянных духовых инструментов. Медные (валторны) присоединялись только на tutti, не утяжеляя общего звучания.
Логичным и ожидаемым завершением музыкального праздника стало исполнение музыки Антона Брукнера, именем которого назван фестиваль, проводимый ежегодно осенью в Линце в память о творившем в городе композиторе. «Te Deum», что означает «Хвала тебе, Боже», отличался сквозным симфоническим развитием, театральной яркостью образов: от нежных возвышенных звучаний у квартета солистов (Таня Хофер – сопрано, Юдит Пеер – меццо-сопрано, Иоганн Фалькингер – тенор, Даниэль Паннермайр — бас) до яркого драматичного tutti на фоне полиритмии и остинатного движения длительностей. Публика приняла это произведение с восторгом и не хотела отпускать гостей со сцены. Тогда оркестр исполнил сочинение Иоганна Штрауса-отца, знаменитый «Марш Радецкого». Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притоптыванием ногами. Все в зале были настолько одухотворены, что, даже не зная традиции, руки и ноги слушателей сами стали двигаться в такт. Подобно тому, как «Марш Радецкого» заканчивает новогодний концерт Венского филармонического оркестра, так и в нашем головокружительном вечере он стал красивым и эффектным завершением. От всех лиц исходили радость и удовольствие.
Направляясь, вдохновлённая, домой в автобусе, в котором по радио играли какие-то песенки, я была неимоверно счастлива, что мне удалось услышать удивительный концерт, музыка которого до сих пор звучит во мне.
Чукавина Анна