Наш областной центр относительно недавно посетил В.В. Путин. Ряд бесплатных газет противоречиво комментировали его отношение к «переименованию Кирова в Вятку». Руководство области очень настороженно подходило и подходит к этому вопросу. Путин тоже. Не хотят социальной напряжённости. Перед выборами бывали у нас также В.Жириновский и С.Миронов. Первый из них со свойственной ему правдой-маткой заявил, что сейчас многие населённые пункты и улицы названы именами покойников, что неправильно – поэтому им надо возвращать исторические названия. Миронов же из-за явной неосведомлённости даже назвал С.М Кирова революционным романтиком и незамешанным во всяких неприглядных делах (?). Тем не менее, не взирая на всеобщий «раздрай» мнений, хотелось бы осмелиться высказать своё мнение по этому вопросу, который будет висеть ещё очень долго. Вернее так долго пока Киров не станет снова Вяткой. Но всё же, почему так много противников возвращения Кирову его прежнего родного названия «Вятка» и причины данного явления?
1. Первая и наиболее мощная причина – её Величество ПРИВЫЧКА.
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она» – поют мать Ларина и няня из «Евгения Онегина» Чайковского. Вот «Киров» – привычка, поэтому хоть какое-то, но есть счастье, а «Вятка» – «непривычка», поэтому есть полное несчастье. Так, вероятно, думает бóльшая часть жителей областного центра. Какие типы привычек существуют применительно к этому животрепещущему вопросу. Привычки бывают нескольких происхождений:
а) одна из них чаще всего встречается у большой прослойки старшего поколения. Многие пожилые люди не могут расстаться со старыми вещами и долго думают выбросить их в контейнер или оставить как память, связанную с умершими родственниками, несмотря на то, что практической пользы от них никакой – только занимают место и навевают воспоминания, которые канут в лету.
б) но удивительно то, что многие представители молодёжи (среди молодёжи тоже попадаются барахольщики) являются приверженцами этой привычки «Мы родились в Кирове и хотим продолжать жить в городе такого названия». Вот и всё, хоть кол на голове теши. А что кроется за этой привычкой молодых, мало кто из них сам анализирует. Просто нравится и всё;
в) привычка сторонников «Кирова» порождает глупые домыслы многих обывателей. Например, слышал от женщины в общественном транспорте: «Не хочу снова быть “вятским лаптем”». Видимо дамочка усматривает в «вятском лапте» какой-то негатив. Возможно, он у неё ассоциируется с недалёкостью, ограниченностью, грубостью матерящихся на каждом шагу жителей города и даже кировчанок-школьниц (будем говорить правду)? А может быть что-то другое?
Тогда как, «Вятский лапоть» скорее всего, может отождествляться с нашими многочисленными промыслами и умельцами-самородками, их поделками, которыми гордится наша земля. Да и лапти носили не только на Вятке, но в других русских регионах. Более того лапоть за последнее время стал символом фестивалей и ярмарок. Предполагается, что народный праздник «Вятский лапоть», зародившийся в посёлке Кильмезь, может стать региональным. «Этим праздником заинтересовались не только кировчане, но и жители других областей и республик. Мы ждём много гостей. “Вятский лапоть” – не просто народный праздник, это своего рода новый культурный бренд Кировской области», – констатировал глава департамента культуры Владимир Микрюков.
Так где же тут негатив? Дамочка в автобусе просто показала свою неосведомлённость, исходящую из представления её примитивной фантазии, а вернее, об отсутствии её как таковой.
Слышал и другие глупости. «Не хочу “Вятку”: Вятка – край ссыльных. Зачем снова делать Киров ссылкой?».
Во-первых, не только Вятка была ссылкой. Ей были многочисленные регионы Российской империи и СССР (при вожде народов) тоже слыли таковыми. А на заре развала советской империи академик А. Сахаров отбывал ссылку, как известно, в городе Горьком. Во-вторых, те личности, которые были у нас в ссылке составляют гордость российской истории. А.И.Герцен, А.Л. Витберг, М.Е.Салтыков-Щедрин, Я. Райнис (в Слободском) – из них самые знаменитые;
г) привычка имеет также фонетическую подкладку. Одни говорят, что «Киров» звучит гордо, а «Вятка» отдаёт деревней. Другие: «Вятка» звучит ласково (кстати, женский род города действительно звучит нежнее) а «Киров» – грубовато, в командном стиле. Что можно сказать? Тут дело вкуса. О вкусах спорить бесполезно. Но что важнее? Сущность предмета или её буква, символ? В жизни всегда берёт верх свойство сущности предмета, а не его название. Как террориста не назови красиво – он останется террористом. Имя же города, или любого населённого пункта, данное при его основании, сопровождает всю его историческую жизнь. Это его сущность. Это своего рода визитная карточка, своего рода карма, обладающая, если хотите, магическим смыслом в отношении различных традиций, уклада жизни, языковых особенностей, отличительных свойств ремёсел, а также культуры и искусства. Так что нравится или не нравится: сущность нашего города не изменить. Желание не возвращать лишь из-за фонетических пристрастий – всего лишь эмоции, плюс непросвещённость;
д) привычка сидит в людях, на которых действует (на многих подсознательно) тень прошедшей эпохи недостроенного коммунизма. Тут имеет место ностальгия по брежневским временам (у некоторых даже по сталинским). Восхищают в связи с этим замечательные наблюдения в XVIII веке Вольтера из его «Энциклопедии»: «Человек всегда жаловался на настоящее и восхвалял прошлое. Люди, обременённые трудами, видели счастье в безделье, не понимая, что самое худшее состояние – это состояние человека, которому нечего делать. Они нередко чувствовали себя несчастными и рисовали себе картину таких времён (то бишь социалистических, А.З.), когда были счастливы все». Не пример ли это повторения истории в наши времена? (Из разряда: ничто ни ново под луною);
е) отсюда близко: сидит привычка по-прежнему откровенно исповедовать, дискредитировавшую себя во многом коммунистическую идеологию. Скорее даже не привычка, а убеждённость чуть ли на генетическом уровне. «Не дадим переименовать город!», «Перекроем транссибирскую магистраль!» «Мы гордимся именем Кирова, трибуна революции!», Только зачем нам сейчас эта революция и её идеи? Ну что ж? Это их право. Спорить бесполезно. Надо оставить их в покое и не «дразнить гусей». Тем более между ними, что греха таить, есть порядочные и честные люди. Только почему эти честные люди стараются всячески отойти от открывшейся правды в ранее замороженных документах? Почему они стыдятся идей постановления XX съезда той же КПСС, осудившей культ личности Сталина. Тогда с подачи Хрущёва через годы упорного замалчивания открылась реальность настоящего геноцида народов СССР и не только (к примеру, расстрел польских офицеров в Катыни работниками НКВД). Это признаёт практически весь цивилизованный мир.
2. Небольшую группу противников составляют сторонники «Хлынова». Но они – полускрытые противники «Вятки», так как они сознают, что их мало, и поэтому, в конечном счёте, – за «Киров». Кто-то в полемике по интернету бездоказательно, то есть при отсутствии ссылки на документы, выискали дату 1181 год и назвали её основанием нашего города под названием «Хлынов». Да, такая предполагаемая дата попадается в некоторых источниках. Но наряду с этой называются и другие даты, следуя 1-му тому «Энциклопедии Земли Вятской»: 1194 и 1199 гг. на странице 14. Но нигде и никогда в летописях нет названия «Хлынов». Тогда как на странице 18 этого же источника пишется: «Название Хлынов впервые попадается в летописях под 1457 г.». Первое же упоминание о Вятке в той же книге цитируется по летописи так: «Того же лета (1374) идоша на низ Вяткою ушкници раизбоиници, совокупишеся 90 ушкуев, и Вятку пограбиша…» Так в том же томе ЭЗВ начинается глава «Возникновение и первоначальное развитие города».
3. Ещё одна значительная часть населения против «Вятки» благодаря своей непросвещённости, нежелания вникать в суть истории. К ним относятся, прежде всего, люди, которые не знают толком: чьим именем назван наш город; или знают данное имя понаслышке. Как-то, встретившись с одной известной вятской поэтессой и краеведом, автор данных строк спросил её:
— А Вам не кажется, что Геббельс и Киров – аналоги? Первый был министром пропаганды у Гитлера, второй – у Сталина. И пояснил: Сталин не был оратором, а Киров мог владеть большой аудиторией масс. Вот он и являлся чуть ли не самым талантливым рупором «вождя народов».
— Я пришла точно к такому же выводу – ответила поэтесса.
А если прибавить повинность «Мироныча» в многочисленных преступлениях перед собственным народом в деле гибели многих невинных людей (подробно смотреть в книге Н.А. Ефимова «С.М. Киров: от мифа к правде» 2009 г.), то существование названия «Киров» можно считать не только анорхронизмом, но и нонсенсом.
4. Близкие к последним представителям – пофигисты и пьющие, которым на многое наплевать, которые охаивают всё подряд. Люди же, критикующие и ругающие «всё, что движется», просто напросто защищаются от собственной несостоятельности.
5. Одной из частых доводов «кировцев» – надуманная дороговизна при перемене названия нашего любимого города. «Иным жрать нечего, а вы тут со своим переименованием!» – говорят некоторые. Дороговизна – также миф! Если взять самую максимальную «жертву», то она составит 20 миллионов рублей, как подсчитали в местных верхах. Это всего 14 рублей 50 копеек на душу населения. Так ведь с бабушек и эту сумму никто взимать не собирается.
6. Обмен паспортов – тоже блеф. Никто не сможет заставить всех горожан поголовно менять сей документ. Немало городов вернулись к исконным названиям, но никто от этого там не страдал: ни в Петербурге, ни в Нижнем Новгороде, ни Екатеринбурге, ни в Самаре или нашем Орлове (Халтурине). Помните: сколько раз меняли название Рыбинска, крупного районного центра Ярославской области? Рыбинск – Щербаков – Рыбинск – Андропов – Рыбинск. Так что уже они там все умерли с голода?
Вот молодцы немцы: сразу после воссоединения Германии возвратили городу, бывшему одно время «Карл-Маркс-Штадт», подлинное имя ХЕМНИЦ. А мы всё дискутируем, держимся за отжившие коммунистические фишки и по-прежнему ходим по улице К. Маркса, вместо того чтобы ходить по нашей русской вятской ВЛАДИМИРСКОЙ.
Свои последние мысли-тезисы хочется закончить словами одной из участниц дискуссий по интернету по имени Юля: «Скажу честно, Хлынов – более звучное название, чем Вятка, но что уж делать, если мы действительно вятские, и как красиво звучит “Вятская губерния». Это наша история, наши корни, “Киров” – самый натуральный “Ворик”, а, как известно, “как вы яхту назовете, так она и поплывет». Надо возвращать историческое название и развивать, акцентировать на самобытность нашей губернии. И заживем тогда, вятчане… Кстати, когда едешь в далекие города, при слове «Киров» мало кто понимает, откуда ты, а вот скажешь «Да, из Вятки» – все сразу «А-а-а, знаем, знаем», так что вот оно истинное лицо нашего края – «Вятка». Да, и еще: если Никита Юрьевич все-таки переименует город – войдет в историю прочно и запомнится всем!!! Все споры со временем улягутся, а ему еще спасибо скажем».
Преподаватель Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И.В. Казениназаслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения А.Н. Захваткин.