Музыка обладает поистине магическими возможностями, она лечит боль, заставляет вспомнить о забытом, вдохновляет, ведет за собой и многое другое. Самый удивительный дар музыки – это способность перемещать слушателя в пространстве и времени. Музыкальная прогулка по различным странам и эпохам вместе с камерным оркестром и контрабасистом, лауреатом международных конкурсов, Григорием Кротенко состоялась 11 апреля в Малом зале Вятской филармонии.
Началось музыкальное путешествие с Вены, где среди старинных домов, неизвестных улиц мы вдруг услышали знакомую мелодию, которую, по словам контрабасиста Г. Кротенко «все отгадали бы даже с трех нот». Маленькая ночная серенада. Это необыкновенно живое произведение напомнило перемены в весенней погоде, когда знаешь, что за пасмурным часом непременно последует солнечный и светлый.
Во время путешествия всегда открывается что-то новое, так и слушатели вятской филармонии познакомились с интересным инструментом, который бытовал в эпоху классицизма в Вене, но, к сожалению, на некоторое время забыт – венский бас. Его главное отличие от контрабаса – строй, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Прозвучал концерт для венского баса с оркестром Ванхаля, талантливого музыканта, плодовитого композитора XVIII века.
Момент неожиданности привнесли в концерт «Вариации слона» Гезы Фрида на тему Сен-Санса из цикла «Карнавала животных». Этюдной зарисовке Сен-Санса Фрид придал реальный масштаб, он словно оживил набросок. Знакомый нам слон предстает совсем по-другому: акцент сделан не на внешнем облике и природе поведения слона, а на его внутреннем мире. Возникает драматичный момент: такой большой зверь с очень нежной и чувствительной душой. Это произведение напомнило мне первую главу поэмы Маяковского «Облако в штанах», где лирический герой чувствует себя «жилистой громадиной» с сердцем «холодной железкою», которой, однако тоже хочется заботы, любви и человеческого тепла, ведь независимо от размеров и внешнего мира каждое существо во вселенной мечтает об этом.
Совершенно другая образная картина предстала в Вальсе A-dur Дворжака. Вдруг открылась романтическая и загадочная Чехия с её горами, лесами и старинными замками. Музыкальным контрастом к нежному и лиричному Вальсу прозвучал эффектный Венгерский танец №2 Брамса.
Ярким красочным завершением музыкального вечера стал концерт итальянского мастера Боттезини для скрипки и контрабаса с оркестром. Невероятно эмоциональный дуэт контрабасиста Григория Кротенко и скрипача Кирилла Запольского остался в памяти каждого слушателя.
Буракова Стефания (I ТО)