25 марта в Кировском колледже музыкального искусства им. И.В.Казенина состоялся «Диалог роялей» в исполнении гостей нашего города – студентов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Доцент кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. Глинки, искусствовед, исполнитель, педагог Майя Львовна Лукачевская регулярно дает концерты своего класса в своем городе, а теперь и нам представилась возможность познакомиться с ее исполнительской и педагогической деятельностью.
Программа клавирабенда была внушительной, и, по словам самих подопечных Майи Львовны, – интересной, но малоисполняемой: в тот день сочетались, например, сочинения Ф. Шуберта и Н. Метнера, К. Дебюсси и Л. Десятникова. Некоторые имена современных композиторов стали для слушателей личным музыкальным открытием. Произведения в основном звучали в переложении для двух роялей, отсюда и название — «Диалог» (на сцене были выставлены два рояля – старый и новый).
Открыла концерт пьеса малоизвестного российской публике аргентинского композитора Карлоса Гуастовино в исполнении дуэта Анны Целоусовой и китаянки Чжу Тин. Инструменты звучали наполнено, мягко и нежно, отвечая лирическому духу содержания пьесы.
«Шесть этюдов в форме канона» Шумана в переложении Дебюсси для двух роялей вызвали живой интерес зала. Пьесы по жанровым признакам весьма разнохарактерные — лирика, импровизация, духовный хорал… Исполнение оставило прекрасное впечатление слаженного равноправного дуэта – диалога.
Продолжила знакомство с классом Лукачевской музыка в интерпретации Артема Аретова. Обаятельно исполненный «Экспромт As – dur» Шуберта покрыл эмоциональные издержки пианиста. А вот две прелюдии Рахманинова соч. 32 h-moll и gis-moll обнажили глубокую содержательность понимания музыки композитора.
Композиторы эпохи романтизма часто обращались к такому жанру, как песни и пляски смерти – в средние века их использовали для устрашения грешников, с целью показать им адские муки. К этому жанру обращались Ф. Лист, М. Мусоргский, К. Сен-Санс… Знаменитая «Пляска смерти» Сен — Санса прозвучала в исполнении фортепианного дуэта Юлии Серовой и Анны Царёвой. Разнузданность танца солирующей на скрипке смерти, скерцозное фугато хоровода мертвецов, разгул дьявольских сил просто нельзя было не услышать – так точно исполнительницы передали всю нюансировку произведения.
Атмосфера таинственного дворца Южной Гранады пьесы – зарисовки К.Дебюсси «Линдахара» перенесла слушателей в иное, волшебное состояние.
Две пьесы из цикла «Альбом для Айлики» Леонида Десятникова «Ария с колоколом» и «Детское диско». Произведения прекрасно ложились на слух и звучали свежо. Поблагодарим за это Веру Ткач и Дарью Жаринову. Они отлично изобразили «минимализм с человеческим лицом» (как определяет свой стиль сам автор).
Евгений Скурихин, он же ведущий концерта, исполнил три прелюдии из цикла 24 прелюдии для фортепиано Д. Шостаковича C-dur, c-moll h-moll, создав три контрастных образа, три далеких непересекающихся мира.
Ярким завершением концертной программы стали произведения одного из последних русских композиторов-романтиков Николая Метнера в исполнении Анны Целоусовой и Майи Лукачевской. Музыкальные картины Метнера «Странствующий рыцарь» и «Русский хоровод» поставили блистательную точку музыкальному событию.
Олюнина Надежда, IV курс отделения «Теория музыки».
Класс музыкальной критики Г.Я.Тарасовой.