Есть множество профессий, которые не сверкают наградами, не купаются в лучах славы. Работа таких профессионалов остаётся за полем зрения большинства людей, им не придаётся должного значения. Представьте себя в каком-нибудь крупном зрительном зале, да хотя бы в нашей Вятской филармонии. В программе заявлены самые известные фортепианные опусы, допустим, эпохи романтизма. Но только музыка зазвучала, так вы не узнаёте ни одно из произведений: на их месте — фальшивые пародии. Такая ситуация может произойти, если исчезнет профессия настройщика клавишных инструментов. С одним из мастеров этого дела вы можете познакомиться прямо сейчас. Вашему вниманию я хочу представить интервью с Владимиром Сергеевичем Резвухиным.
— Владимир Сергеевич, расскажите, как Вы пришли в свою профессию, где до этого обучались?
— Путь в профессию всегда длинный. Начинал я, как все: музыкальная школа, училище, консерватория. А в профессию пришёл благодаря занятиям общим фортепиано в музыкальном училище. Получалось так, что когда садишься за инструмент, что-то не сходится. Заглядываешь внутрь, начинаешь разбираться. В итоге идёшь, ищешь настройщика, спрашиваешь, а далее всё делаешь сам. С этого всё и началось.
-А заканчивали колледж вы по классу…
-По классу баяна. Потом Петрозаводская консерватория, где совершенствовался мой опыт настройки фортепиано. После консерватории стажировался на заводе «Becker», который уже 7 лет как не существует. Это была последняя рояльная фабрика в России, а в Советском Союзе их было 47. Во времена перестройки всё это было порушено, всех мастеров разогнали, но вовремя опомнились и одна фабрика была восстановлена под Москвой в с. Правдино. К сожалению, инструменты там не очень хорошего качества, и мы вынуждены закупать фортепиано иностранного производства, такие как «Ямаха». Сейчас это большой контент: производят от мотоциклов до клавишных.
-А кем вы сейчас работаете, помимо настройщика: есть ли у вас ученики?
-Да. В КОКМИ я преподаю курсы аккордеона и читаю лекции истории фортепианного строения и истории фортепианной настройки у студентов отделения «фортепианное исполнительство». Так же работаю с отделением «инструменты народного оркестра». Ещё в колледже я веду секцию настольного тенниса. Мы даже завоевываем первые места, вот, пожалуйста, кубки наших студентов.
-То есть каждый пианист, закончивший КОКМИ, знает, как настраивать фортепиано?
-Не все. Этот предмет ввели лишь в этом году. Ранее пианистам это казалось скучным и неактуальным. Сейчас же они всё-таки пришли к необходимости предмета. А то бывают такие казусные случаи, когда инструмент гудит, заниматься нельзя и они начинают метаться: где, что, как? А смотришь – там всего лишь повернулся демпфер. Я поворачиваю его двумя пальцами и фортепиано вылечено. Для этого не требуется особого образования. Только знания. Поэтому ввели этот предмет.
Скажу пару слов о мастерской. Несмотря на её небрежный вид, мастерская одна из немногих в России, которая имеет такое оснащение: большое помещение, инструменты для набивки струн, для сверления, для обработки и деревянных деталей. Инструментов – полный шкаф. Я был в колледже им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, так там у настройщика в шкафчике из оборудования всего один портфель. А здесь я могу ставить на ремонт даже рояль. Иногда происходят такие вещи, что приходиться делать чуть ли не капитальный ремонт– каждую деталь. Вот, к примеру, я накручиваю струны. Они под большим натяжением. У пианино это порядком 15-16 тонн и вся эта нагрузка на рамы. У концертных роялей до 25 тонн. Когда струна лопается, то производит много шума. Был такой казус. Приходит преподаватель и с порога говорит: «Ах, у меня пианино в классе взорвалось и выключилось!» Пошли разбираться, что же там могла взорваться, хотя и нечему, к питанию не подключено. Одна струна лопнула и легла поверх остальных струн, заглушив их.
-Какие инструменты, помимо фортепиано, вы «приводите в чувства»?
-Пианино, рояли, баяны.
-Как не ошибиться при покупке фортепиано?
-Есть такие три главные вещи, как звукообразующие: струна, молоток и дека(доска на всю площадь, от 9 до 11 мм толщиной, которая как у гитары корпус – усиливает звук; своеобразный резонатор). Нужно смотреть на состояние этих составляющих. Дека должна быть цела, струны натянуты, молотки не должны быть стерты. Из-за маленькой детали, диаметром в 2-3 миллиметра, инструмент может не работать. Таких деталей в инструменте около 800 штук. А из-за того, что сукно (которое является одним из главнейших материалов в инструменте) из натуральной шерсти лучших в мире овец, моль – большой охотник до фортепиано. А стоимость полной переделки сукна — треть стоимости нового инструмента (260т.р. делите на три). Чтобы сэкономить купите антимоль. Это был первый враг инструмента. Второй – сухость. Рояли тоже пьют. Решить проблему просто – поставьте в пианино воду.
-В Кирове много музыкантов, у которых дома есть свой инструмент, но многие из них расстроены. Часто ли к вам обращаются по настройке пианино из города?
-Не так часто. У многих уже есть электронные пианино. Но они годны лишь для щоу на сцене: ни нюансов, ни тембров. Когда все кричат, орут, барабанщик колотит изо всех сил. А вот что касается уже профессионального исполнительства, вот вам история. В нашу Вятскую филармонию как-то раз приезжал Даниил Крамер с программой, требующей два рояля. Наши засуетились, ведь второго рояля в филармонии тогда не было. Даниилу Борисовичу было предложено электронное пианино. Он их послал и очень далеко. Хотел отказаться играть, но они нашли-таки два рояля и концерт состоялся.
-Каким образом происходит настройка рояля? Есть ли у вас тюнер?
-Тюнер нужен лишь для черновых работ. Профессионалы же пользуются камертоном. Он показывает высоту звучания ля – 440гц. А давным-давно это было 428гц. Сейчас инструменты более классные, выносливые. Некоторые инструменты настраиваются на 443- 445гц. На слух эту разницу сложно определить без камертона. Это как невозможно определить вес дыни, кружки, ложки.
-А как долго живёт инструмент?
-При должном обслуживании, уходе – достаточно долго. Что говорить, если скрипке Страдивари 300 лет, то клавишные столько не живут. Максимум, на моей памяти, инструмент 150 летнего возраста. Асамый интересных экземпляров можно увидеть в музее Салтыкова-Щедрина. Диапазон всего 5 октав. Внешне сохранился прекрасно, но внутри всё уже отжило. Он однопедальный и при нажатии педали движется весь механизм, тяжело скрипя (у фортепиано поднимается лишь демпфера).
-Востребована ли на ваш взгляд профессия настройщика?
-Безусловно. Искусство живёт. Жива классическая музыка, проходят концерты, значит, нужны и мастера, которые умеют работать.
Интервью подготовила Секерина Наталья,
IVкурс отделения «Теория музыки»