Ночь – это такое волшебное время суток, когда человек отдыхает, набирается сил после трудного рабочего дня. Но ночь с 24 на 25 апреля стала действительно бессонной для жителей Кирова – в библиотеке им. А.И. Герцена прошла, ставшая традиционной, «Библионочь». В рамках этого мероприятия было открыто множество творческих площадок: квесты по мотивам сказок, лавки рукоделия, художественные выставки, комната страха (в подвале библиотеки), концерты, комната швецов-краеведов (которые создавали макет Кировской области по районам из лоскутков ткани), пара театральных постановок от детской студии Театра Кукол и от двух студентов-инициаторов из КОКМИ им. И.В. Казенина. Этот список можно продолжать ещё очень долго, но я хочу остановить ваше внимание на особенном явлении, которое удивило публику — концерт современной музыки. Должна сказать, это не первое подобное событие для Кирова. Весной 2014 года к нам уже приезжал молодой композитор и исполнитель Николай Воронов, в народе более известный, как автор песни «Белая стрекоза любви». Но если вы считаете, что этот молодой человек подался в направление попсы, то вы глубоко ошибаетесь. Представьте, какой был шок у обманутых своим представлением зрителей, когда вместо ожидаемой тонико-субдоминантово-доминантовой музыки на них обрушился авангардный Шнитке!!! Зато радости почитателей современной музыки не было предела.
Приятно отметить, что Вятку посетили новые исполнители. Помимо Николая Воронова к нам впервые приехали скрипач Биньямин Эрнстман и пианистка Екатерина Батракова. И всё это благодаря усилиям молодого композитора, выпускника КОКМИ им. И.В. Казенина, а ныне студента московской консерватории им. П.И. Чайковского, Максима Бабинцева. Были исполнены произведения известных композиторов прошлого столетия (соната №2 для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке, соната для скрипки и фортепиано №3 Чарльза Айвза) и новейшие произведения XXI века («Музыкальные картинки» Сергея Мальченкова, три романса Александра Толбина, шесть «Историй любви» Максима Бабинцева, прелюдия для фортепиано Романа Кочина, сюита «Модерн» Николая Воронова).
С уверенностью можно сказать, что усилия московских гостей не прошли даром, публика в целом осталась довольной. И это несмотря на то, что в ходе концерта были некоторые погрешности: неподготовленная публика покинула зал при первых же признаках атональности (благо, таких было меньшинство), некоторые произведения не были исполнены в связи недостаточного количества репетиций («Манифест» для трёх пенопластов Георгия Дорохова, «фуга для струнного трио» Марии Пешниной), концерт затянулся, но это, к счастью, заметил только охранник библиотеки, пытавшийся уговорить музыкантов «покинуть» здание.
Исполнение было на профессиональном уровне. Николай Воронов поразил не только своей фееричной игрой на рояле (казалось, будто одной рукой он спокойно может сыграть дуодециму, а пальцы развивали такую скорость, что порой исчезали из виду), но и своей сюитой «Модерн» в семи частях, написанной в 14 лет. От начала до конца исполнения в зале висела необычайная тишина. Сложно поверить, что произведение такого богатого внутреннего содержания и зрелости было написано в столь юным возрасте. Но что же тут можно ещё сказать, если Николай, начавший сочинять в восемь лет, уже известен по всей России.
Дебютом на большой концертной эстраде стало выступление студента кировского музыкального колледжа Романа Кочина. Его романтическая и трогательная прелюдия не оставила равнодушными ни одного слушателя. В творчестве начинающего композитора ещё видны следы влияния таких великих мастеров, как Рахманинов и Чайковский, но в это же время уже заметны ростки нового таланта, ещё мало знакомого миру.
Приятно видеть, что работа современников не стоит на месте. Например, опус «Истории любви» Максима Бабинцева пополнился ещё несколькими пьесами – по последним данным, их в цикле теперь 17, шесть из них прозвучали на вечере (несмотря на желание автора познакомить зрителей с циклом целиком и временные рамки концерта). Сейчас Максим работает над Камерной симфонией «Преодоление жизни» и пьесой для валторны-соло «Размышления охотника».
Что касается мнения авторов концерта, то вот одно из высказываний Максима Бабинцева, данное после творческого вечера: «Реакция у публики была уникальной при исполнении Сонаты для скрипки и фортепиано №2 А. Шнитке. Публика была откровенно в шоке! Но знакомить с течениями 20 века — это наша задача и, мне кажется, мы стоим на правильном пути!»
Нам остаётся лишь поблагодарить наших гостей за столь необычное и столь редкое для Кирова мероприятие и с нетерпение ждать следующих визитов и открытий на Вятке.
Секерина Наталья IV курс отделения «Теория музыки»