О, будь же нашим хранителем, музыка! Не оставляй нас! буди чаще наши меркантильные души! ударяй резче спасителем своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодноужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром.”
Н. Гоголь. Из статьи «Скульптура, живопись и музыка»
Нет такого человека, который не знал бы композитора, пианиста, педагога и просто замечательного человека Родиона Константиновича Щедрина. Его творчество — это настоящий бриллиант искусства. Сочетанием высокодуховного подхода к музыке и фольклорных наработок, в частности, находок в жанре частушки, Щедрин выделился из числа современников. Он стал теоретиком и экспериментатором-практиком в одном лице. И в этом состоит его неоспоримое значение для музыки XX века.
Щедрин родился в 1932 году в Москве. Отец, Константин Михайлович, был известным лектором-музыковедом. В доме Щедриных постоянно звучала музыка. Именно живое музицирование было той питательной средой, которая формировала пристрастия и вкусы будущего композитора. Семейной гордостью было фортепианное трио, в котором участвовали Константин Михайлович и его родные братья. Годы отрочества совпали с великим испытанием, обрушившимся на плечи всего советского народа. Дважды мальчик бежал на фронт и дважды был возвращен в родительский дом. Позже Щедрин не раз вспомнит о войне, не раз боль пережитого отзовется в его музыке — во Второй симфонии (1965), хорах на стихи А. Твардовского — памяти брата, не пришедшего с войны (1968), в «Поэтории» (на ст. А. Вознесенского, 1968) — оригинальном концерте для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра…
В 1945 г. двенадцатилетнего подростка определили в недавно открывшееся Хоровое училище — ныне им. А. В. Свешникова. Помимо изучения теоретических дисциплин, пение было едва ли не главным занятием воспитанников учебного заведения. Спустя десятилетия Щедрин скажет: «Первые в жизни минуты вдохновения я испытал именно во время пения в хоре. И, конечно, первые мои сочинения тоже были для хора…». Следующей ступенью стала Московская консерватория, где Щедрин занимался одновременно на двух факультетах у замечательных музыкантов— Ю. Шапорина (композиция) и Я. Флиера (специальное фортепиано). За год до окончания он написал свой Первый фортепианный концерт (1954). Этот ранний опус привлек внимание своей оригинальностью и живым эмоциональным током.
В начале своего пути Щедрин опробовал разные жанры: балет «Конек-Горбунок» по одноименной сказке П.Ершова (1955), Первая симфония (1958), Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и 2 контрабасов (1961), опера «Не только любовь» (1961), сатирическая курортная кантата «Бюрократиада» (1963) , Концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963), музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Веселый марш из фильма «Высота» мгновенно стал музыкальным бестселлером. Выделяется в этом ряду опера по рассказу С. Антонова «Тетя Луша», судьба которой сложилась непросто. Обратившись к истории, опаленной бедой, к образам простых крестьянок, обреченных на одиночество, композитор, по его признанию, намеренно ориентировался на создание «тихой» оперы, в противовес ставившимся тогда, в начале 60-х гг., «монументальным спектаклям с грандиозными массовками, знаменами и т. д.» Сегодня нельзя не пожалеть о том, что в свое время опера не была оценена по достоинству даже профессионалами. Критика отметила лишь одну грань — юмор, иронию. А по существу опера «Не только любовь» — ярчайший и едва ли не первый в советской музыке пример того явления, которое позже получило метафорическое определение «деревенская проза».
У зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипами русской традиции; среди них — концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещения Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к Иоганну Себастьяну Баху («Музыкальное приношение» для органа и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипки соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984).
Родион Константинович живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х годов снискал репутацию модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов (Эдисона Васильевича Денисова, Андрея Михайловича Волконского, Софии Асгатовны Губайдулиной, Альфреда Гарриевича Шнитке), Родион Константинович пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался критическим атакам в советской печати. Это позволило ему смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафония, сонористика, алеаторика; использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» западных влияний на советскую музыку.
Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, во Втором концерте для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе Арнольда Шенберга и его школы перемежалась с алеаторикой в духе Витольда Лютославского и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдий и фуг (1964-1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдал дань не только Баху и Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, но и додекафонии, а также своей склонности к пародии.
При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театра Щедрин стремится по возможности сохранить все богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита. За исключением раннего «Конька-Горбунка», все балеты Щедрина написаны для его жены Майи Михайловны Плисецкой; это «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Жоржа Бизе «Кармен» для струнных и ударных, 1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Помимо опер «Не только любовь» и «Мертвые души», Щедрин написал еще одну «полноценную» оперу — «Лолита» (по Владимиру Владимировичу Набокову, была поставлена в 1994 году в Стокгольме). Перу Щедрина принадлежит также мюзикл «Нина и 12 месяцев» (по мотивам сказки Самуила Яковлевича Маршака), написанный по заказу из Японии (1988).
Опыт Родиона Константиновича Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической подражательности нашел свое яркое выражение и в его лучших чисто инструментальных партитурах; помимо «Озорных частушек» и «Звонов», стоит упомянуть Симфонию №2 («25 прелюдий», 1965) Концерт для фортепиано №3 («Вариации и тема», 1975), «Автопортрет» для оркестра (1984), концерты для оркестра «Старинная музыка российских цирков» и «Хороводы» (оба 1989). В некоторых его поздних сочинениях заметна тенденция к более глубокой и интенсивной выразительности (Концерт для виолончели и оркестра, 1994).
В 1972 году Р. К. Щедрин был удостоен Государственной премии СССР за ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 стал Первым секретарем Союза композиторов РСФСР (вместо Георгия Васильевича Свиридова), а в 1984 получил Ленинскую премию за оперу «Мертвые души», кантату «Казнь Пугачева» и «Торжественную увертюру». В 1992 стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Сегодня Родион Щедрин – один из самых известных и уважаемых современных композиторов. Его произведения исполняются в самых престижных концертных залах, он полон творческой энергии, новых идей и замыслов. Об этом свидетельствуют премьеры его новых сочинений, в частности, оперы «Левша», которая была исполнена 27 июня 2013 года. Музыка Р.Щедрина — это целый мир образов, отражающий все многообразие современной художественной жизни.
Екатерина Кузьминых,
IV курс отделения теория музыки.