Каждый год в наш колледж приходят учиться всё новые и новые люди. И мало кто знает, что среди них есть те, которые обладают недюжинным талантом и немалым творческим опытом. Рассказать о своём музыкальном увлечении я попросила первокурсника теоретического отделения Павла Самойловских.
— Павел, расскажи, пожалуйста, с какого возраста ты занимаешься музыкой, как ты учился в музыкальной школе и в каком возрасте ты начал сочинять?
— Музыкой я начал заниматься с шестилетнего возраста. Я помню, что в детском саду, который я посещал, был хороший музыкальный руководитель. И я, смотря на то, как наш аккомпаниатор играет на рояле, очень захотел этому научиться. Тогда я сказал маме: «Я хочу играть на фортепьяно». Мои родители были приятно удивлены тому, что у меня появилась такая тяга к музыке. Мама решила записать меня в музыкальную школу. Сначала я ходил в подготовительный класс, а затем поступил в первый класс музыкальной и в первый класс общеобразовательной школы. На протяжении обучения я не блистал игрой на фортепьяно по той простой причине, что занимался я мало, любовь к исполнительству быстро пропала. Поэтому, когда я закончил обучение в седьмом классе, я очень обрадовался. Но, буквально через 1-2 месяца я понял, что мне стало чего-то не хватать.
Первое моё сочинение появилась в 14 лет. Моя знакомая Оксана Калмыкова попросила меня сочинить музыку на её слова. Она пишет стихи и у неё неплохо это получается. Оксана часто принимает участие в бардовских встречах, фестивалях. И как раз для такого случая ей нужна была песня. Я был в недоумении: «Как — я, и сочинить!». Но я начал пробовать и в результате написал первый свой романс «Я люблю».
— А как продолжалось твоё увлечение?
— Мне очень понравилось заниматься композицией, и я просил Оксану писать стихи для меня. Так постепенно разрасталось количество песен. Затем я решил расширить круг своих соавторов, я стал «втягивать» в творческий союз одноклассников, друзей, знакомых. У меня появилось много приятелей-поэтов, на стихи которых я продолжал сочинять.
— Сколько песен ты уже сочинил?
Я не считал, но я думаю, около 60-70 на слова разных поэтов.
— Исполнялись ли твои песни в твоём родном городе?
— Да, исполнялись. После того, как у меня появилось достаточно большое количество песен, я решил создать свой небольшой инструментальный ансамбль, состоящий из ритм-гитары, бас-гитары, синтезатора и ударных. Мы с ребятами участвовали в различных фестивалях, городских концертах, а затем я стал устраивать свои авторские вечера. Два года назад проходил один из таких вечеров и на нём исполнялись 14 моих песен. Весь зал был забит, люди пришли с цветами, подарками; я не ожидал такого успеха. Я был рад, что люди оценили мою работу и работу нашего ансамбля, ведь этот концерт мы готовили три месяца.
— Пользовались ли твои песни популярностью?
— Да, и мои песни нравились не только моим друзьям и знакомым, но и совершенно посторонним для меня людям. Поэтому, у меня уже даже сложилась своя публика. После концертов меня стали узнавать на улице как композитора. Однажды мы с ансамблем исполнили мою песню под названием «Роза», у неё довольно простой, но запоминающийся мотив. И на следующий день на улице мне какие-то девочки кричали «Розы, розы, розы белые…». Мне было очень приятно! (улыбается). Ещё у меня была сочинена песня «Пионер», и с этой песней меня все ассоциировали и, проходя, говорили: «О! Пионер идёт!».
— Сочинял ли ты инструментальные пьесы?
— У меня был период, когда не было рядом поэтов, которые могли сочинять стихи для музыки. Поэтому я стал писать небольшие пьесы для фортепьяно, но это очень простые, лёгкие произведения. Но у меня есть ещё одно произведение. У нас в городе раньше был любительский самодеятельный театр. Два года назад в нём ставилась пьеса Чехова «Три сестры». Руководитель театра Сергей Буров попросил меня написать марш для последней сцены, где солдаты уходят на войну. У меня долго ничего не получалось, и в итоге получился то ли полонез, то ли мазурка в стиле марша. Назвал я это произведение «Марш-вальс» (смеётся). Исполнялось оно кларнетом и фортепьяно, поэтому его можно назвать моим первым ансамблевым сочинением.
— Как происходит у тебя сам процесс сочинения?
— Все произведения я записываю, чтобы не забыть, потому что каждый день в голову приходит всё новые и новые мелодии. Потом из этого я сочиняю уже произведение. Но большинство моих сочинений – это импровизация.
— В классе композиции в колледже тебе придётся сочинять в определенных жанрах. Готов ли ты попробовать себя в чём-то кардинально другом и в чём бы ты хотел совершенствоваться?
— Конечно, для дальнейшего развития в плане композиции на одних пьесках и песнях я далеко не уеду. Всё равно нужно идти дальше и пробовать себя в чём-то новом, более серьёзном. Но я думаю, что жанр песни всегда останется у меня в приоритете, потому что песня как жанр мне очень нравится. В классе композиции в колледже мне бы хотелось совершенствовать своё композиторское мастерство со стороны формы, разнообразия фактуры, добавления более сложных гармоний.
— Расскажи о твоём творческом союзе со студентами-поэтами в нашем колледже.
— Здесь меня свела судьба с замечательным человеком Денисом Шутовым, и когда я с ним познакомился, я уже знал, что он сочиняет стихи — моя землячка Таня Первакова, студентка III курса, уже давно мне о нём рассказывала. Я попросил Дениса написать стихи на мои уже сочинённые мелодии. Так появилась наша первая песня «Просто так», ана сегодняшний день у нас Денисом 11 совместных песен, в числе которых «Девчонка-сатана», «Цыганка у костра». Денис – молодец, ведь слова на музыку сочинять непросто, но он справляется.
Мне нравится работать пусть и с поэтами-любителями, но со своими друзьями-современниками, а не писать на стихи великих поэтов, но неизвестных мне людей. Денис может рассказать мне о своих мыслях, о том, что он хотел сказать в своём стихотворении. Для меня важно писать песни о нас, о моих друзьях и моём окружении. Слушая эти песни, мы будем вспоминать друг друга и после окончания колледжа.
— Записываешь ли ты песни в студии звукозаписи?
— Да, мы записали уже несколько песен. Исполняли их студенты нашего колледж: Лена Таранова, Полина Малышева и я.
— Каково твоё творческое кредо?
— Один из моих авторских концертов назывался «Твори добро вокруг себя». Я сочиняю всегда для людей и для меня важно, чтобы мои песни нравились окружающим. Я люблю, благодаря своему творчеству, создавать атмосферу тепла, добра, чтобы ни одному мне было хорошо, но и близким.
Интервью подготовила Дарья Редкина