Отделение «Теория музыки»
Специальность 53.02.07
Квалификация, получаемая выпускниками отделения
«Теория музыки»: Преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности
Отделение «Теория музыки» было открыто в 1964 году по инициативе директора училища В.В. Зеферова.
Первыми преподавателями и основателями традиций новой специальности становятся выпускники Горьковской консерватории: М.С. Треймут – преподаватель элементарной теории музыки, анализа музыкальных произведений и гармонии; В.С. Гребенкин – преподаватель сольфеджио; О.Е. Гребенкина – преподаватель музыкальной литературы и первая заведующая отделением. На отделении также работали М.С. Юрпалова, В.Н. Григоренко, Л.И. Головина.
С самого начала работы была поставлена задача тщательной и разносторонней профессиональной подготовки будущих музыковедов и воспитания каждого из них как самостоятельной творческой личности. Строгость, требовательность, высокая эрудиция М.С. Треймут, многогранная творческая и педагогическая деятельность О.Е. и В.С. Гребенкиных являлись наглядным примером для учеников.
Первый выпуск теоретического отделения состоялся в 1968 году. Все выпускники этого года продолжили свое музыкальное образование в высших учебных заведениях и связали свои судьбы с музыкально-педагогической деятельностью. Еще на старших курсах начали преподавательскую работу Т.Г. Шатунова (Богданова) и Л.А. Фоминых, в дальнейшем – выпускницы Горьковской и Уральской консерваторий.
Блестящие образцы разносторонней профессиональной деятельности, творчески активного и строго принципиального отношения к любимому делу, обширной и плодотворной музыкально-общественной работы дали своим ученикам Р.А. Хайруллин и Н.А. Зимин – талантливые выпускники Горьковской консерватории, приступившие к работе в 1968 году. Ими были воспитаны многие десятки специалистов, среди которых немало нынешних преподавателей различных отделений колледжа.
Среди многих заслуг Р.А. Хайруллина — создание им теоретического кружка вначале для коллег по отделению, а затем — с участием студентов. На собраниях кружка шло прослушивание и обсуждение новейших произведений современной музыки, поиск критериев их профессионально-музыковедческой оценки. Деятельность кружка стала исходным моментом разработки и введения в учебную программу курса современной музыки.
В конце 60-х годов преподавателями теоретического отделения становятся выпускницы Горьковской консерватории Т.А. Груденкова и В.А. Левинская, а в 70-е годы – Г.Я. Тарасова (ныне заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России, заведующая кабинетом музыкальной литературы), Л.В. Дворцова (заслуженный работник культуры РФ), Л.В. Бирюкова, Т.Ф. Славянинова, В.Г. Мильчакова, Н.К. Гольдшмидт, а также выпускница Казанской консерватории С.С. Сайдашева.
В 80-е – 90-е годы теоретический отдел постепенно пополняется педагогами нового поколения, воспитанного в стенах училища, а затем в различных консерваториях страны: Н.И. Поспелова, Т.А. Скурихина, Е.В. Иванова, Г.А. Карпикова (факультет композиции, Горьковская консерватория, ныне член союза композиторов России), А.Р. Семизорова (Казанская консерватория), С.Г. Кудрявцева (Казанская консерватория, в настоящее время является заместителем директора по учебно-методической и воспитательной работе), М.А. Валовая (заведующая кабинетом народного творчества) и Е.А. Михеева (Ленинградская консерватория), А.Б. Карпиков (факультет композиции, Московская консерватория, ныне член союза композиторов России), Е.В. Колыванова и Н.Г. Окунева (Петрозаводская консерватория). В начале 2000-х годов членами преподавательского состава отделения становятся Н.В. Россохина и С.Г. Хусаинов (член Союза композиторов России) – выпускники Горьковской и Саратовской консерваторий.
В разные годы заведующими отделения, руководившими учебно-воспитательной и методической работой, были О.Е. Гребенкина, Т.Г. Богданова, Л.В. Дворцова, Л.А. Фоминых, С.А. Сайдашева, С.Г. Кудрявцева, Т.А. Скурихина, С.Г. Хусаинов. В настоящее время председателем предметно-цикловой комиссией является Н.В. Россохина.
На теоретическом отделении идет постоянная и разносторонняя учебно-методическая работа, обеспечивающая современный уровень преподавания музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Изменение статуса образовательного учреждения, произошедшее в 2004 году (училище – колледж), внедрение новых образовательных стандартов существенным образом преобразовало структуру подготовки теоретиков, открыв перед ними новые горизонты и перспективы. Теперь выпускники-теоретики получили возможность реализовать себя в самых разных профессиях, связанных с организационной, музыкально-просветительской и репетиционно-концертной деятельностью в творческом коллективе, корреспондентской деятельностью в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры. Традиционное содержание образовательной программы, направленное на приобретение навыков преподавательской деятельности в области музыкально-теоретических дисциплин, было расширено введением новых дисциплин, формирующих навыки организации музыкально-просветительской деятельности. Преподавателями отделения тогда были созданы новые учебные программы дисциплин, междисциплинарные комплексы, методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплинам, методические указания для выполнения курсовых, дипломных работ, учебно-методические пособия, другие методические материалы, которые ежегодно корректируются и совершенствуются.
Одной из важных форм учебно-методической работы на отделении являются занятия теоретического кружка «Обертон», где выступают и студенты, и преподаватели. Ежегодной традицией стало проведение различных конкурсов: теоретическая олимпиада, конкурс педагогического мастерства, конкурс музыкального диктанта, конкурсы сочинений и музыкально-критических работ.
Преподаватели-теоретики ведут широкую и разнообразную музыкально — просветительскую работу. Через лекторскую практику и музыкальную критику в нее активно включаются и студенты-музыковеды. Под наставничеством своих учителей они выступают с лекциями, ведут концерты, пишут заметки и рецензии, пробуя себя в самых различных видах музыкально-общественной деятельности. Замечательной традицией колледжа стали теоретические конференции, в которых принимают участие преподаватели, студенты и выпускники.
За годы работы теоретического отделения подготовлено более 550 выпускников, успешно работающих в настоящее время в учебных заведениях г. Кирова и области, а также в других городах России. Выпускник отделения «Теория музыки» — многопрофильный специалист, обладающий разносторонними профессиональными навыками, и умеющий найти достойное место в сложной ситуации сегодняшнего дня. Среди них — музыковеды и искусствоведы, композиторы и педагоги, культурологи и философы, редакторы музыкальных программ на радио и телевидении, звукорежиссеры, менеджеры, музыкальные журналисты, ведущие филармонических концертов, лекторы-просветители, социологи, психологи, переводчики, работники различных учреждений культуры и искусства.
Молодое поколение выпускников отделения «Теория музыки», работающих в настоящее время в родном городе, стремится реализовать себя одновременно на разных уровнях современной системы музыкального образования — и в детских музыкальных школах и школах искусств, и на уровне среднего профессионального обучения. Это молодые преподаватели-музыковеды: выпускницы Петрозаводской консерватории Е.Е. Яговкина (2010), Т.Н. Прозорова (2011 г.) выпускницы Нижегородской консерватории М.Р. Микрюкова (факультет композиции, 2008 г.), К.Д. Запольская (2011 г.), а также Кокорина К.А. и Самойловских П.Н., выпускники Казанской консерватории. А молодой композитор, исполнитель-инструменталист (валторна) и талантливый начинающий преподаватель М.В. Бабинцев является выпускником аспирантуры Московской консерватории. Хочется видеть в них будущее отделения «Теория музыки» нашего колледжа.
Россохина Наталья Васильевна— председатель ПЦК.