Мой сын учится по классу гармони в Детской школе искусств с. Бобино у преподавателя Вячеслава Леонидовича Дёмина. По приглашению самого преподавателя я часто бываю на их уроках. В нашем неформальном общении читался не просто музыкант, увлечённый своей профессией, но человек, готовый отдать любимому делу всю свою душу и сердце. Мне показалось интересным поговорить с ним, узнать о секретах воспитания юных музыкантов- гармонистов.
Вячеслав Леонидович, с чего началось ваше обучение музыкой, когда вы были в возрасте своих учеников?
Мне всегда нравился баян, и я мечтал играть именно на нём, но так как средств на покупку баяна не было, я стал учиться игре на балалайке в детской музыкальной школе поселка Ленинское Шабалинского района.
После окончания музыкальной школы я играл на гитаре в ВИА на танцах. Музыка прочно вошла в мою жизнь. Это, впрочем, побудило продолжить обучение в Кировском училище искусств (сейчас — Кировский колледж музыкального искусства им. И. В. Казенина) по классу баяна. Моим педагогом и учителем по жизни стал Анатолий Георгиевич Мильчаков. Он научил ценить инструмент – наиболее близкий своим неповторимым тембром русскому человеку. Одним из самых ярких впечатлений был полет на самолете АН-2 в Афанасьево в составе агитбригады. Это было в далеком 1987 году. Мы исполняли народную музыку и частушки.
Как дальше складывался Ваш профессиональный путь?
Дальше мое образование продолжилось в Горьковской консерватории по классу баяна Георгия Степановича Кондратьева (сейчас – Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки). После окончания консерватории я 7 лет работал в музыкальной школе посёлка Ленинское Шабалинского района, в которой когда-то учился сам. А потом мне предложили должность директора в музыкальной школе с. Бобино. Все это время я учил ребят игре на баяне. Один из моих учеников – Женя Паскаль. Сейчас он работает в Московском театре оперетты. Мы до сих пор поддерживаем общение и встречаемся, когда он приезжает домой.
А когда гармошка вошла в круг Ваших интересов?
Лет 10 назад я взял в руки гармонь, она была в нашей школе. Игру на ней я освоил на «Бобинской прохожей с плясовой» в обработке Юрия Гагаринова, которую исполняю до сих пор. На сегодняшний день у меня пять учеников и два выпускника по классу гармони – два брата Данил и Захар Небогатиковы. Захар продолжил свое обучение в «Нижегородском музыкальном училище им. Балакирева» у педагога Алексея Алексеевича Бондарева и уже победитель многих престижных фестивалей и конкурсов.
У многих гармонь ассоциируется с «Частушками» и простыми плясовыми. Как удалось гармонь сделать концертным инструментом?
Конечно, гармонь несовершенный инструмент, более простой, по сравнению с баяном. Помню, когда на экранах телевизорах зазвучала телевизионная программа «Играй, гармонь любимая», посвященная русскому народному песенному творчеству с ведущим Геннадием Заволокиным, гармонь стала вновь интересна! Ведь гармонь – уникальный народный инструмент. Мы учим ребят, чтобы они воспринимали национальные инструменты как достояние музыкальной культуры России. Гармонь достойна лучших сцен. На гармони можно исполнить столько разноплановой и разножанровой музыка: от наигрышей и инструментальных обработок народных песен и танцев до авторской и даже классической музыки. Например, мой ученик-гармонист, уже упоминавшийся, Захар Небогатиков на Российском конкурсе «Самоцветы Севера» с блеском сыграл «Вариации на тему Генделя» Е. Дербенко, за что получил диплом 1 степени. А другой ученик Савелий Сысин показал гармонь именно как национальный инструмент, исполнив «Над рекой Кубанью» В. Волченко на Дельфийских 22 играх в Саратове, заслужив серебряную медаль.
На сегодняшний день гармонь включена в реестр инструментов, достойных преподавания в музыкальных школах и в училищах. Хочу назвать дорогое для меня имя Евгения Петровича Дербенко – заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. А в Российской академии музыки имени Гнесиных открылась новая кафедра «Национальные инструменты народов России». Преподавание ведется на двух инструментах – гармони и гуслях.
С интересом слежу за успехами Ваших учеников: Захара Небогатикова, Савелия Сысина, Николая Суворова. Как Вы думаете, что помогает достичь высокого уровня игры?
Этот вопрос очень сложный. Наверное, это совместная работа преподавателя, ученика и родителей, идущих к одной цели. Нельзя ребёнка заставить полюбить инструмент. Когда его «зацепит» музыка и он сам станет заниматься — это первый шаг в становлении музыканта. А в основе лежит, конечно, труд. Тот, кто готов принуждать себя к труду — а порой приходится именно принуждать — в конце концов становится профессионалом. Ведь так во всём, не только в игре на гармони, а в любом деле.
Интервью подготовила
студентка IV курса отделения «Теория музыки»
Наталья Суворова
Класс Музыкальной критики Г. Я. Тарасовой