Мы воспринимаем окружающий нас мир через определенные каналы т.н. органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние…
Если человек лишится этих органов, то полностью будет отрезан от внешнего мира. (Превратится в недвижимое полено).
Все органы чувств мы можем сосчитать на пальцах одной руки.
Но вот не так давно ученые, исследовавшие древние рукописи, сделали потрясающее открытие: в древнем Египте органов чувств насчитывалось 360.
Есть о чем задуматься?..
Давайте рассмотрим виды искусства: живопись, музыка, поэзия…
И обратим внимание — каждый из этих (да, я хочу выбросить такое понятие как чистые виды искусства) работает непосредственно с определенным органом чувств: музыка со слухом, живопись со зрением и т.д.
Ответим на вопрос: какова же цель каждого конкретного вида искусства?
Оттачивать канал восприятия, совершенствовать инструментарий, расширять набор средств, методов для более глубокого проникновения в художественный образ.
(Для каллиграфии нужен хорошо отточенный карандаш,
для телескопа – хорошо отшлифованная линза).
Возвращаясь к художественному образу, заметим, что именно выход на художественный образ объединяет все виды искусства, поднимая искусство до формы общественного сознания.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод: конкретный вид искусства, воздействуя только на один из каналов восприятия мира, показывая мизерную часть, элемент, фрагмент, осколок целого, приводит человека к вос-приятию первообраза во всей его полноте.
Поясню на примере. Представьте себе: ребенок сидит в классе, одним ухом слушая учителя. За дверью фоновый шум. Вдруг ребенок встрепенулся, поднимает руку, говорит: «Мама пришла». По голосу ли, по стуку каблуков ребенок услышал что-то родное. Но в его сознании возник образ мамы во всей его полноте.
Пушкин как-то высказал такую мысль: «Покажите мне женскую туфельку, остальное я тут же дорисую».
Подытоживая сказанное, мы можем сделать вывод, что каждый вид искусства занимается развитием творческого начала в человеке, т.е. от фрагмента приводя человека к восприятию образа во всей его полноте.
Наверное, каждый сталкивался с таким случаем: прочитали вы книгу, а потом узнали, что есть экранизация этого произведения. Вы сходили на фильм, выходите из кинотеатра и говорите: «Нет, книга интереснее!». Но при чтении книги перед вашими глазами были только серые буквы!
Что это означает? Что ваши представления, фантазии, ваш внутренний мир гораздо богаче, чем у сценариста, режиссера или актеров.
Первый свой урок Адам получил, когда Бог показал ему весь мир и сказал: «Именуй».
И этот экзамен Адам прошел без единой ошибки. Дать имя – это значит войти в образ, вскрыть сущность явления, его промыслительность.
Слушатель, зритель становится сотворцом, переживая тоже самое, что и автор.
И в этом и заключается великая про-светительская миссия искусства.
Слово (язык, а в каждом виде искусства свой язык) — это код, ключ, дающий возможность подсоединиться к первообразу.
Образ рождается только через слово. Без слова человек не может ничего помыслить.
Библия от Иоанна начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
(Представьте такую картинку: человек в темном подъезде фонариком освещает то место,
куда потом ступает его нога).
Итак, хочу еще раз подчеркнуть, что мы говорили о чистых видах искусства и о просветительских формах. Запомните это.
Если мы обратим внимание на то, что сегодня нас окружает, то увидим синтезированные виды искусства (синтез искусств), которые пытаются воздействовать сразу на все органы чувств. Притом в таких объемах, пропорциях и формах, что притупляют или полностью атрофируют органы восприятия.
Давайте разберем такие слова как: принятие и воспринятие, а также питание и воспитание.
Говорят, что йоги, например, могут выпить яд и сделать так, чтобы он не дотрагивался до стенок желудка и кишечника. Они приняли яд, но их организм его не воспринял: яд не всосался в кровь.
Или такой пример, вы слушаете соседку, сочувственно кивая головой. Вы слушаете, но не воспринимаете её точку зрения, отторгаете её позицию: она вам не по вкусу.
Еще в 80-х, 90-х годах крылатой была фраза: «о вкусах не спорят». И тем не менее очень много спорили в то время о вкусах.
Сейчас это слово мы нигде не слышим.
И вообще, задумывается ли, что мы едим? Мы едим слова: ход-док, гамбургер, чипсы.. Потому что они модные, они не сходят с рекламы. А где же вкусы? Они остались у кошек, у собак, которые брезгливо обнюхивают наше питание и отходят прочь.
Недавно по телевидению был показан такой эксперимент: китайские повара испекли торт. Гости-эксперты очень хвалили так называемый «торт». Потом выяснилось, что данное кулинарное изделие было сделано из рыбы.
Современные вкусовые добавки, применяемые в пищевой промышленности, могут сбить с толку самых опытных экспертов.
Мы сегодня принимаем в пищу не то, что нам полезно, нужно, а то, что «впаривают» нам ушлые производители.
И это еще не все. Во Франции, например, деликатесом является гусиная печень. Чтобы вырастить такую печень, гуся выкармливают по определенной технологии: вставляют в горло трубку и специальным агрегатом дозировано засыпают комбикорм (прямо непосредственно в желудок).
Меня данная процедура ввергла в шок.
Я поймал себя на мысли, что разговоры о вкусах уже «канули в лету».
Вы понимаете, о чем я хочу сказать?
Буквально недавно нам, работникам культуры, «сверху» строго приказали: «Вы должны учитывать потребности слушателя!»
Увы! Профессиональный долг работника культуры и учителя, в том числе, формировать духовные потребности и воспитывать художественные вкусы! Но никак не учитывать. И тем более не идти на поводу.
Почему мы так долго говорим о питании? И так бесцеремонно перепрыгиваем с питания на вос-питание?
Дело в том, что природа законов питания (принятия материальной пищи) и вос-питания (вос-принятия духовной пищи, высшее питание) одна и та же. И то, что происходит вверху, в духовной (внутренней) сфере, проецируется и на материальную (внешнюю) жизнь.
Проще говоря: что сеем (там) – то и жнем (здесь).
Чтобы понять, что есть что, зададим этот очень простой вопрос: какова цель?
Если просветительские формы искусства через активизацию творческих процессов приводят человека к первообразу, то синтезированные формы искусства, притупляя духовную составляющую человека, преследуют цель удовлетворения потребностей. И, как мы наблюдаем, потребностей самых примитивных, опускающихся до низких животных инстинктов.
Правильно назвать такие формы искусства — работающие на потребу — потребительскими.
И я выбрасываю этот термин: потребительские формы искусства.
Расхожие поговорка в сфере потребительского искусства: «кто платит, тот и музыку заказывает», (и далее — «кто девушку ужинает, тот её и танцует»).
Эта поговорка пришла из ресторанной среды. Выйдя из питейных притонов, как Джин из бутылки, «ресторанная попса» в настоящее время заполнила все социо-пространство. На улицах и площадях, в магазинах и в авто, по всем каналам СМИ, в программах концертных мероприятий – везде и повсюду на всей территории России она создает культурную среду, имитирующую видимость всеобщего большого кабака и провоцирует народ на «беспробудное возлияние». Из всего, что звучит вокруг нас сейчас, — 95% составляет ресторанная песня.
Это, нужно признать, – полная монополия.
Вероятно, многие из вас слышали по телеканалу НТВ такой рекламный ролик: «Все звезды российской эстрады у вас в гостях! Пододвигай стол поближе к телевизору и встречайся с любимыми артистами. Наливай и подпевай вместе с нами! Наливай! И подпевай!»
А президент недоумевает: почему страна спивается. Наверное, акцизы неправильные…
Известно такое высказывание: «Человек есть то, что ест». И главное – привыкает к определенной пище.
В Чебоксары недавно по редкой случайности заехал Мариинский театр оперы и балета из Санкт-Петербурга. После концерта к приме, солистке, объездившей весь мир, подошла женщина и задала такой вопрос: «А вы попсу-то петь умеете?»
Итак, еще один термин я хочу зафиксировать – это ресторанная попса.
Опять-таки, чтобы понять, что есть что, зададим простой вопрос: какую цель преследует ресторанная музыка? – Подогреть и обобрать!…
Также бизнес для приумножения прибылей стал активно использовать средства искусства в своих рекламах. Прибрал к рукам популярные формы массовой культуры, монополизировал СМИ. Особенно в этом преуспел грязный бизнес: наркобизнес финансирует рок-группы рекламирующие наркотики, проституцию, расизм. Широко используются различные формы массовой культуры для осуществления цветных революций, в политических играх, в подрыве национальных духовных ценностей у народов традиционной культурной ориентации.
Не будем много говорить об этом, т.к. самой разной информации — исследовательских статей, публикаций по этому поводу достаточно.
Но опять чтобы понять, что есть что, зададим вопрос: с какой целью нужно заменять высокопрофессиональное искусство на низкопробное, развлекательное, оболванивающее и одурманивающее шоу? Зачем создается и поддерживается такая культурная среда?
Отвечу вопросом на вопрос: «Зачем хозяин помещает огурцы в бочку с рассолом?».
А теперь поговорим о «черных дырах» в культуре.
Астрономы дали определение «черным дырам».
Но как «черные дыры» проявляются в культуре?
Вы, вероятно, слышали о таких громких телевизионных шоу-проектах: «Фабрика звезд», «Битва хоров», «Голос»… Проекты эти втягивают в себя огромные денежные и человеческие ресурсы. Под них выделяются гранты.
Но, как признаются сами устроители проектов, там нет ни одного профессионала. И, тем не менее, высокий «звездный» результат обещают обеспечить в недельный или, по крайней мере, в месячный срок.
Мы же хорошо знаем, что вершины профессионализма достигаются после обучения в муз. школе, училище, консерватории – минимум через 15 лет! Профессионализм обеспечивается не только приобретением знаний, но и наработкой навыков. Более того, чтобы стать светильником в культуре, необходимо правильное (правило) воспитание в традициях высоких духовно-нравственных устоев, которые зиждутся на заповедях (культурном достоянии человечества). Для работников искусства все это – АЗовая истина.
Но что поразительно, сами новоиспеченные «звезды» не стремятся подняться до высокого искусства, пройти профессиональную школу. Постижение новых человеческих возможностей в спорте, в искусстве, в науке они подменили развлекательными игрищами: преодоление навозной лужи, «шоу-капустники», КВНы, корпоративные вечеринки и тусовки с пошлыми приколами, любовные интриги с интимными подробностями и т.д.
“Звезды шоу-бизнеса” вышли за рамки истинного искусства. И переориентировали внимание людей с высот искусства, ведущих к человеческому ОЛИМПУ, на интриги из личной гламурной жизни «звездной» элиты.
Для того, чтобы поддерживать имидж «звезды», создаются и запускаются легенды, над которыми работают команды продюсеров, управленцев, менеджеров. «Звезда» вынуждена жить жизнью «легендарного героя», но не в искусстве, а около искусства, в реальной жизни.
Таким образом “звезды шоу-бизнеса”, опустившиеся до суррогатного искусства, вышли за рамки истинного искусства, навязывая уже суррогатный образ жизни и более того — суррогатное потомство – и в переносном, и в прямом смысле этого слова.
Сейчас повсеместно в культуре мы видим подмену понятий. Многие запутались и не понимают, что происходит в культуре и в жизни. Даже учителя говорят: «Жизнь вокруг нас и дети так быстро меняются, что нам остается только разводить руками».
Не удивительно, что и государственные чиновники, управленцы, не имеющие специального образования и эрудированности в сфере культуры (как правило, они экономисты), находятся в полной растерянности. Стремятся вводить ограничения, элементы цензуры в культуре. Так, например, вместо того, чтобы бороться с «пуси райт» — как с опасным социально-политическим явлением, они гадают: не новое ли это слово в искусстве.
Это один пример.
Другой пример, пытаются бороться, и даже запретить категории искусства, такие как низменное и безобразное, проявленные в художественном образе волка с сигаретой во рту в мультфильме «Ну, погоди!»
Объясню. Искусство оперирует категориями: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное. Цель искусства поставить человека перед выбором. И помочь человеку сделать правильный выбор. Чем безобразнее образ, тем большее отторжение испытывает человек к нему, конечно, когда находится во власти искусства.
Другое дело — «звезда эстрады» насаждает тип поведения своего «легендарного героя» в реальной жизни.
Некоторые телефильмы и сериалы т.с. низкого пошиба приближаются к документальным съемкам, к реалистичности, т.с. «приближаются к жизни». Это поделки. Они не ставят перед собой высоких целей истинного искусства и могут выбрасывать в реальную жизнь «легендарных героев» сомнительного сорта, которым тут же находятся толпы подражателей.
Этим начинают грешить и некоторые театры. Зритель, побывавший в театре (не буду называть город), подал в суд Иск на режиссера. Зритель сетовал на то, что вместо погружения в седую атмосферу английской классической трагедии «Гамлет», был вынужден созерцать осовремененную извращенную пародию с пошлыми сценами и половым актом на рояле.
Суд в Иске отказал, потому что – цитирую – «факт полового акта не подтвердился, т.к. между половыми органами артистов было полотенце». (Из сообщений теленовостей).
Как мы видим, вопросы нравственного, этического, морально-духовного порядка в правовом поле у нас не рассматривают, и поэтому, увы! — дошли до полного абсурда.
Можно найти множество причин, но хотелось бы остановиться на самой важной, на мой взгляд, и выбросить еще два понятия.
Мы все живем и работаем в определенных программах.
Есть программы, работающие по законам функционирования механизма. Это банки, вся финансовая система, это промышленность, а также машины, компьютеры, пылесосы..
И есть программы, работающие по законам развития организма. Это все, что связано с социумом: культура, образование и т.д.
В Управление культуры я предложил готовый рабочий творческий коллектив: «Берите, содержите, пестуйте!»
«Мы не будем его содержать. Нам выгоднее его нанимать». — Ответили в Управлении.
В Библии устами Иисуса Христа говорится: «Наемник нерадит об овцах».
Что к этому можно добавить?..
Разве что рассказать еще одну маленькую байку.
Приехал я в свой сад, и говорю яблоньке: «Не смогу я тебя содержать. Я тебя найму, когда мне понадобятся яблоки».
Приехал в следующий раз, а яблоня засохла. На ней не только не было яблок, но и зеленые листочки все пожухли и опали.
В культуру, в образование в наши дни, на наших глазах запущены программы из среды финансовой (работающие по законам функционирования механизма).
Эти программы в корне подорвали традиции отечественного образования и культуры. Процесс уничтожения работает. Последний и яркий тому пример — Трафарет, который разработан в министерстве образования по определению рентабельности ВУЗов – своеобразное «прокрустово ложе» в XXI веке.
В средневековье это было орудием жесточайшего убийства.
Сейчас это прикрывают иностранным словом «инновация».
Учителя размахивают «инновационными» технологиями, как красной тряпкой, чтобы привлечь к себе внимание, выслужиться, урвать гранты.
Этот размах принял глобальные масштабы.
Но… хоть кто-нибудь в этих инновациях что-то понимал!
Точное определение инновации дал Г.П.Щедровицкий. Он объяснил так: «Сколько бы керосиновую лампу не совершенствуй, она в электрическую не превратится».
Образование своими корнями уходит в глубинные недра национальной культуры, языка, этноса. Как дерево крепко своими корнями, так и образование сильно своими традициями: оно взращивается на традициях и восходит на их ценностях. (Человеческие ценности из поколения в поколение передаются только через традиции!).
Инновация же по сути своей и в принципе своем отрицает традицию, ибо зиждется на ином основании. Поэтому «два медведя в одной берлоге не уживаются».
Это значит, что если мы говорим об образовании, то можем пользоваться «новшествами», «новаторством», «усовершенствованием».
Если же вводим инновацию — полностью аннулируем прошлое: хороним традиции и сносим до основания фундамент, т.к. он является по отношению к инновации инородным.
(В промышленности такое возможно: разложить самолет на запчасти и собрать иной трансформер. Но социум развивается по законам живого организма: разберите птичку на части, затем соберите и пусть она полетает.)
Стыдно и больно! Только наша страна разрушает и разрушает «до основанья, а затем…»
Когда же умнеть начнем?
На одном из своих выступлений по телевидению президент России В.В.Путин сказал следующее: «Представьте: сидит министр, у него три заместителя.
И все три — из ЦРУ!..»
В 90-е годы в Америке эксперты заложили в компьютер все образовательные системы, которые знала история. И компьютер выдал лучший образец – это Царскосельский (Пушкинский) лицей.
Что ж наши чиновники от образования родное золото променяли на чужой медяк?
И кому служат?..
Есть хорошая песня: Эвкалипты на севере не растут, не растут.
Эвкалипты на севере не цветут, не цветут.
И не то, чтобы струсили, испугались дорог,
Просто север не нравится, просто климат не тот.
Доклад преподавателя
Кировского областного
колледжа музыкального
искусства им.И.В.Казенина,
Заслуженного работника культуры РФ
Семишкура Владимира Ивановича