Стены нашего колледжа объединяют музыкантов различных специальностей. На отделении «Инструменты эстрадного оркестра» студентов обучают искусству музыканта-исполнителя на таких инструментах как саксофон, труба, тромбон, ксилофон, виброфон, ударная установка, эстрадное фортепиано. Преподавателем по классу электро- и бас-гитары является замечательный человек Андрей Николаевич Попов. Именно он поделится интересными фактами из собственной биографии, но немного об истории джазовой музыки и инструменте.
Preludio. Приоткрыв дверь, в пустом кабинете я увидела молодого человека, который ловко перебирал струны электрогитары. Заметив меня, он сразу же отложил инструмент в сторону. Я, в свою очередь, поспешили объяснить, что целью моего визита является интервью, которое мне бы хотелось взять у Андрея Николаевича. Такого поворота событий будущий собеседник явно не ожидал, и даже несколько смутился. Тем не менее, он был не против и я предложила начать беседу.
Fuga. Allegretto con anima. Андрей Николаевич, в какой момент Вы осознали, что музыка станет частью Вашей жизни? Как это произошло и с чего всё начиналось?
— Когда я учился в школе и параллельно в музыкальном училище, то большую часть времени уделял занятиям на гитаре. Сильное впечатление на меня произвела и небольшая рок-группа в Советске, которая отличалась мощным звучанием. Все исполнители группы были гораздо старше меня. И теперь, когда я играю в 17 кабинете вместе с робкими, ещё только начинающими студентами, глаза которых горят, сразу вспоминаю себя.
Почему среди множества инструментов Ваш выбор пал именно на электрогитару?
— Друзья родителей очень часто играли на гитаре, когда собирались все вместе, возможно, именно поэтому мне ближе гитара, хотя было время, когда я играл и на бас-гитаре. Для меня электрогитара — это инструмент, на котором больше свободы, в отличие от классической гитары. На ней я могу импровизировать, пытаться передать какие-то свои мысли и чувства. К тому же инструмент с каждым годом совершенствуется, появляются различные электронные элементы, придающие ей новые тембровые свойства.
А когда появилась Ваша первая гитара?
— Свою первую гитару я купил с рук, когда ещё учился в музыкальной школе. Называлась она «Уника» и на тот момент представляла собой только деку, гриф, даже струн, а нижний порожек пришлось выпиливать из его какого-то бревна. Зато у неё был удобный гриф. Звучала она, конечно, специфически, но сами ощущения от инструмента были хорошие. Я их до сих пор помню. Вообще, главное — не гитара, главное, чтобы человек был играющий и чувствовал музыку.
Тем не менее, музыканты привыкают к своему инструменту и заботятся о нём, предпочитая его любому другому.
— Ну да…(улыбаясь). Действительно, кто-то очень трепетно относится к своему инструменту. Например, известный гитарист Дмитрий Малолетов рассказал такую историю: чтобы занять свободное время, он направился в магазин музыкальных инструментов не ради покупки, а так просто, поиграть. Выбрал одну из новых гитар, поиграл на ней чуть-чуть и ушёл обратно домой. Ночью лежит и думает: «Вот она сейчас там висит в холодном помещении, придёт сейчас какой-нибудь вахлак и будет на ней играть своими грязными руками…» На следующий день он вернулся в магазин и купил её. Другие иначе относятся к своему инструменту. Такой известный бас-гитарист как Антон Лебедянцев, говорил, что это не имеет значения, так как гитара — это просто средство для выражения себя.
К какой категории людей Вы сами себя относите себя?
— Честно говоря, сам я ещё не определился. Надо всё попробовать, но на данный момент у меня есть два собственных инструмента — электро и бас-гитара – и, конечно, я за ними слежу и ухаживаю.
В разговоре Вы не раз упомянули о музыкальной школе, в которой учились. Может быть, Вы расскажете о ней подробнее?
— Четыре года я учился музыкальной школе по классу гитары г. Советска, в которой было очень теплое и доброе отношение преподавателей к ученикам.
А кто был вашим преподавателем во время учебы училище?
— Валерий Николаевич Шаромов.
Как давно Вы получили высшее образование?
— Не так давно закончил Университет культуры и искусства в Петербурге. В свободное после сессии время по традиции посещаю в Эрмитаж.
Значит, Вы бывали в Эрмитаже не раз?
— Стараюсь туда попасть (да и не только туда) при первой же возможности, каждый раз открывая для себя что-то новое. Чем чаще ты бываешь в Эрмитаже, тем чаще ты туда стремишься. Первое впечатление, которое я испытал, — это огромное красивое здание, в котором много всего, что просто теряешься. Глаза разбегаются, и не знаешь куда смотреть. Помимо большой коллекции картин, обращаешь внимание и на интерьер. Всё это история.
У Вас есть любимый художник?
— Мне кажется, Рембрандт, в работах которого большое внимание уделяется светотени, создавая особый характер картины.
Может быть, у Вас есть любимая музыкальная группа или исполнитель в музыкальном искусстве?
— Мне вообще нравится, как играют джазовые исполнители. Больше всего привлекает индивидуальность музыканта и собственная манера исполнения, отличающая его от других, а не виртуозная техника игры. Например, такие гитаристы как Джон Маклафлин или Джек Беккем более ранние — Уэс Монтгомери уже в то время шагнули настолько далеко, что их достижения актуальны до сих пор.
Какое из направлений джазовой музыки Вам ближе?
— Больше всего мне нравится традиционно джазовое направление Main Street, где играют в небольших трио составах или квартетах. В них меньше красок и внешних эффектов, зато больше самой музыки и мысли.
Насколько мне известно, Вы сами играете в джазовой группе?
— На данный момент приходится играть на бас-гитаре, так как в любом музыкальном коллективе необходим бас. Если бы у нас появился органист, то тогда бы я перешёл на электрогитару.
Вам больше нравится играть авторские сочинения или же собственные импровизации?
— Даже не знаю, как ответить на этот вопрос… Джазовая музыка, как правило, построена на чьей-то музыке. Допустим, американский композитор Джордж Гершвин написал достаточно классическую музыку, а джазовой её сделали исполнители. Заслуга этого композитора в том, что он грамотно и со вкусом смог ввести некоторые блюзовые или джазовые элементы, а на основе понравившейся темы музыканты играли собственные импровизации и выражали себя.
Значит, Вам больше нравится импровизировать?
— Ну, возможно так…(улыбаясь) Но всё равно я исполняю чужую музыку, просто для разговора беру авторскую тему.
Как Вы проводите свободное от работы время: посвящаете себя любимому хобби или полностью отдаетесь беззаботному времяпрепровождению?
— Люблю играть в настольный теннис, а так же занимаюсь фотографией. Это увлечение прошло не сразу: сначала я купил себе хороший фотоаппарат, затем уже возникали различные вопросы технической стороны — как это правильно делать, и лишь позднее, я подошел к художественной стороне работы. Этому я научился на курсах у замечательного и творческого человека Валерия Гагаринова.
А в каком жанре Вам больше нравится работать: портрет, натюрморт или пейзаж?
— Я не так давно начал фотографировать. Наверно, больше всего мне нравится фотографировать людей, запечатлевать их настроение и эмоции.
Помимо исполнительской деятельности Вы также являетесь и преподавателем по классу электро-и бас-гитары. Скажите, пожалуйста, нравится ли Вам обучать студентов?
— В этой деятельности есть много хорошего. Во-первых, ты занимаешься тем, что тебе нравится. Во-вторых, даёшь знания ученику наблюдаешь за тем, как он развивается. Это серьёзный процесс. Нужно воспитать не просто профессионального музыканта-потребителя, а художника, и это очень не просто. Они все разные, у них разные вкусы и предпочтения, разная психология.
Абитуриенты, поступающие в колледж на отделение эстрадных инструментов, проходят вступительные экзамены, и Вы непосредственно входите в состав приёмной комиссии. На Ваш взгляд, каков уровень поступающих с профессиональной точки зрения?
— Если сравнить с теми студентами, которые учились в колледже раньше, то общий уровень стал несколько ниже. В то время, когда я учился, ещё не было такого распространения компьютерной техники. Для нас учитель – это был такой человек, который знал на один аккорд больше нас. От учителя мы брали всё что возможно, да и сами были активнее. Сейчас вся информация есть в интернете, и люди приходят сюда в надежде на то, что им всё объяснят и заставят их заниматься. Это неправильно. Человек должен сам проявлять интерес и вести самообучение.
Чтобы Вы хотели пожелать будущим студентам, и уже более опытным музыкантам?
— Удачи при поступлении и больше трудолюбия, от которого много зависит в профессии музыканта-исполнителя. Иногда получается так, что в колледже ты проводишь целый день, и, придя домой часов в девять вечера, всё равно садишься и играешь часик-два под метроном. Это совсем не значит, что нужно стремиться к звездам, достаточно просто держать себя постоянно в тонусе.
Каким-то удивительным образом, наша беседа подошла к концу. Взглянув на часы, я была удивлена: с начала разговора прошло около часа. Но меня это ничуть не смутило, а, скорее наоборот, порадовало. Ведь значит, что наша встреча прошла очень интересно и увлекательно.
Интервью подготовила Анна Первакова,
студентка IV курса отделения «Теория музыки»