«Творчество – это бунт, вызов, риск!»

Рецензия на концерт современной музыки
Концертный зал ККМИ им. И. В. Казенина
20 апреля (четверг) 18:00.
ОТКРОЙТЕ ВАШИ УШИ 4.0
«Творчество – это бунт, вызов, риск!»

Само слово «концерт» воспринимается как что-то приятное… Можно отдохнуть, испытать удовольствие от музыки, встретить друзей и поделиться свежими впечатлениями. Но что делать, если ты участвуешь в организации концерта и времени на наслаждение искусством не хватает? Создание афиш, написание пресс-релизов, составление презентации, поиск фотографов… Казалось, к самому концерту энергии не останется, но на самом деле это не так. Чтобы найти в себе резервный запас активности, нужно всего лишь вызваться исполнить что-либо на этом музыкальном вечере.

В этом году атака рекламой прошла особо удачно и на концерт собралось куда больше людей, чем раньше. Программа тоже была весьма непростой. Произведения, где музыкальный язык был более традиционным, чередовались с авангардными сочинениями, что позволяло неподготовленным слушателям немного отойти от знакомого слуху Моцарта и Шопена.

Привычного объявления концертных номеров не было, как и периодически появляющейся на сцене ведущей. Каждое выступление сопровождалось информацией о творчестве композитора, произнесённой «за кадром», а во время исполнения на слайде презентации было обозначено название произведения и имя исполнителя.

После краткого вступительного слова Н. В. Россохиной о музыке XX века, концерт открылся сочинением «Dikhthas» (Дихтхас – непереводимое, самоназвание) Я. Ксенакиса для скрипки и фортепиано в исполнении                           П. Осколкова и Т. Рябовой. Сам композитор пояснял название произведения следующим образом: «Эта пьеса как бы состоит из двух натур, она подобна двойной сущности (Дихтхас)». Музыка очень интересная – эти «две натуры» противоречат друг другу, хотя иногда они соединяются в ритме и гармонии. Это противостояние реализуется в переменной динамике, используемое благодаря специфическим чертам двух инструментов. Такой непривычный музыкальному слуху номер был для слушателей неожиданным, но вызвал огромный интерес.

Программу продолжило сочинение С. Прокофьева – Соната №1 op.1. I часть прозвучала в исполнении И. Межуева. Прекрасно сыгранная музыка ненадолго перенесла слушателей в самое начало XX столетия. В Первой сонате ещё не откристаллизовался индивидуально-неповторимый музыкальный язык Прокофьева, Соната всецело следует традициям романтиков. Музыка чудесная.

Продолжил «романтическую» линию концерта М. Райхельсон сочинением Э. Вилла-Лобоса «Ноктюрн памяти Ф. Шопена». Романтические интонации вопроса и яркие пассажи в стиле Шопена очень свежо прозвучали в гармониях XX века.

Магически прозвучала пьеса П. Эбена, вторая пьеса из цикла «Мутации» для органа в исполнении Н. Прилуковой, выпускницы нашего колледжа, ныне – студентки I курса композиторско-музыковедческого факультета ННГК им. М. И. Глинки. Необычайное звучание органа заворожило зал.

Ритмический этюд №2 О. Мессиана разрушил умиротворённое состояние слушателей. П. Осколков представил публике весьма непростую музыку. В Ритмическом этюде №2 под названием «Лад длительностей и интенсивностей» композитор демонстрирует союз длительностей, звуков, атак, динамики.  Для каждого музыкального элемента есть определённый перечень параметров, например: 7 видов динамики, 12 видов атак и так далее. Несмотря на сложность восприятия такой композиции неподготовленному слушателю, зал оставался полон, и это безусловно радовало.

Музыкальный вечер продолжило яркое и весьма популярное сочинение Р. Щедрина «В подражание Альбенису». Это произведение для скрипки и фортепиано требует особого единства музыкальной мысли между солистом и концертмейстером, с чем В. Клипачёва совместно с концертмейстером Л. А. Мориловой справились особо хорошо. Яркий испанский колорит взбодрил публику.

После атаки музыкальной экспрессией настал момент успокоения, и на сцене зазвучала «Осень» В. Гаврилина в исполнении Д. Сыкчина. Публика охотно приняла тонкую лирику, но лично мне проникнуться произведением не удалось – следующее выступление было моим.

Сложно что-то писать про своё исполнение «Контрастов» А. Казеллы. Могу отметить только то, что моё эмоциональное напряжение настигло критической точки, тряска рук и ног с трудом сдерживались во время исполнения контраста «Grazioso». В контрасте «Antigrazioso» не обошлось без промахов, но во мне открылось второе дыхание, поэтому «Контрасты» пронеслись как ветер. Несмотря на склонность видеть в своих выступлениях только минусы, аплодисменты поддержали мою самооценку.

Завершило концерт танго А. Пьяццоллы под названием «Oblivion» («Забвение»). Это сочинение раскрыло жанр танго с другой стороны, нестандартным было его лиричное и даже ностальгическое звучание. На особое эмоциональное состояние вдохновил слушателей и исполнительский состав – кларнет и фортепиано. С. Козлова и Ю. Юшина поставили убедительную точку в конце насыщенного музыкального вечера.

Публика пребывала в прекрасном настроении, слушатели благодарили исполнителей за музыку, которую не так часто можно услышать на наших сценах. По сравнению с прошлыми концертами количество заинтересованных в сочинениях XX и XXI века стало больше. Не каждый понял эту музыку, но можно с уверенностью сказать, что многие стали её принимать. Продолжу цитировать А. Шилклопера, известного мультиинструменталиста и композитора: «Творчество – это аромат индивидуальной свободы. Творчество – это бунт, вызов, риск!». Слушателям не нужно бунтовать против новой музыки, ведь после Дебюсси и Рахманинова творчество продолжает жить, обновляться. Публика постепенно привыкает к интересным для восприятия сочинениям, а, значит, уши постепенно открываются чему-то новому и неизвестному.

Рецензию подготовила
студентка IV курса отделения «Теория музыки» Кислицына Тамара
Класс музыкальной критики Г.Я. Тарасовой

Комментарии запрещены.