Мне давно хотелось побеседовать с моим папой — Перминовым Юрием Вениаминовичем, преподавателем по классу баяна и аккордеона в Мурыгинской детской школе искусств. В нашей беседе мы затронули вопросы его музыкального пути, творчества, а также просто поговорили о жизни.
Папа, мне всегда было интересно: как ты пришел в музыку? Это был твой сознательный выбор или на тебя повлияло окружение?
В музыку я попал, можно сказать, случайно. Просто, лет в десять, я пошел за компанию с другом в Дом культуры, где был организован кружок любителей баяна. Там я впервые познакомился с музыкой, и начал заниматься. Инструмент мне очень нравился, я начал делать первые шаги. И, спустя какое-то время, моим родителям позвонила учительница из детской музыкальной школы и предложила пойти учиться к ним. Я сразу же согласился.
Как дальше складывалось твоё музыкальное путешествие?
Еще в пятом классе музыкальной школы моя учительница предложила попробовать поступить в Кировское училище искусств (сейчас — Кировский колледж музыкального искусства им. И. В. Казенина — прим. ред.). Родители поддержали эту идею, и я решил попробовать. После девятого класса я сдал вступительные экзамены и поступил на отделение народных инструментов. Так я стал студентом первого курса по классу баяна у Бориса Федоровича Ширяева.
Годы учебы пролетели очень быстро. Мне нравилось играть в оркестре и ансамбле русских народных инструментов. Особенно запомнились концертные поездки с оркестром — в Кирово-Чепецк, Слободской, Нижний Новгород. Занятия в классе А. Н. Чубарова, В. М. Пунгера, С. Ф. Голушкова дали мне очень многое. Так получилось, что на третьем курсе я оказался в классе Бориса Леонидовича Новикова. Он — замечательный педагог, которому я очень благодарен.
И вот ты уже выпускник училища. Что тебя ждало впереди?
Ещё когда я учился на четвертом курсе, в училище поступила заявка из села Чудиново Орловской области, что им нужен музыкальный специалист для работы в доме культуры. Как оказалось, у них там ещё и ставка директора свободная была. Так я поехал поднимать культуру на селе. Опыта работы у меня не было, поэтому во всех тонкостях и нюансах сельской культуры пришлось разбираться «по ходу пьесы». Так прошли полгода моей жизни. Надеюсь, что для местных жителей я оставил только положительные воспоминания о себе, но, честно тебе скажу, что мне не очень нравилось заниматься административными вопросами. В глубине души я надеялся, что смогу найти место в музыкальной школе и буду заниматься только преподавательской деятельностью. Когда поступило предложение из родной музыкальной школы, я с радостью его принял.
Папа, я помню, что ты какое-то время в летний период был музыкальным руководителем в оздоровительном лагере «Живая вода». Что входило в твои обязанности?
Работа в лагере была очень богатым опытом работы с детьми разного возраста. В мои обязанности входило музыкальное сопровождение ежедневных лагерных мероприятий и организация дискотек для детей и вечернего досуга для коллектива. Скажу тебе, это очень хорошая и творческая, и жизненная школа, которая послужила импульсом для профессионального развития. Так, например, у меня вышли на новый уровень такие навыки, как подбор по слуху, аккомпанирование.
Сейчас ты работаешь в музыкальной школе, и, кроме баяна и аккордеона, ведёшь ещё и музыкальную литературу. Как так получилось, ведь этот предмет является приоритетом преподавателей-теоретиков?
Еще двадцать лет назад, уже имея опыт преподавательской деятельности, я решил расширить свой кругозор и поступил в Вятский Государственный Гуманитарный Университет на факультет культурологии. Там я приобрёл дополнительные знания в разных сферах культуры и искусства. Потом были пройдены курсы повышения квалификации по теории музыки, что позволило мне в дальнейшем преподавать музыкальную литературу в школе.
Со временем поменялось ли твое отношение к этому предмету? Если раньше ты был его слушателем, то сейчас у тебя есть возможность взглянуть на этот предмет как бы «изнутри». Что нового для себя ты открыл?
По правде говоря, в училище я очень прохладно относился к этому предмету. Казалось, что в жизни он мне не пригодится. Только когда я уже ознакомился с учебной программой музыкальной литературы и начал готовиться к урокам в качестве преподавателя, понял, что это очень интересный предмет! Знакомая мне музыка заиграла новыми красками. Одно только трио «Не томи, родимый» чего стоит! Я по-другому взглянул на произведения великих композиторов, которых не до конца изучил в студенческие годы. Сейчас я с огромным удовольствием на уроках вместе с детьми «доучиваю» недоученное. Учиться ведь никогда не поздно!
Интервью подготовила
студентка IV курса отделения «Теория музыки»
Екатерина Перминова
Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой