На сцене ведущий: Добрый день, я рада приветствовать Вас в нашем концертном зале. Наш сегодняшний концерт будет посвящен Библейским сюжетам в музыке русских композиторов XIX-XXвеков.
Библия… Нет книги более распространенной, более читаемой, более занимающей умы людей. Библией пропитаны все сферы искусства. Грандиозные творения, необыкновенный подъем человеческого духа — на всем этом лежит ее печать, печать Библии. В наши дни уже не требуется доказательств тому, что духовность Священного писания, его сюжеты, ключевые слова и афоризмы повлияли и на музыкальную культуру. Сегодня мы с Вами обратимся к некоторым историям этой великой книги.
- Презентация: картина Караваджо «Юдифь и Олоферн».
Откроет концерт Увертюра к опере Юдифь А.Н. Серова.
Тема оперы заимствована из предания, основанного на Библейском сюжете. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветулию, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбежалась.
Образы главных героев, выписаны на ярком, живописном фоне. Они даны скульптурно, крупно. Музыка убеждает и покоряет мощью пропорций и яркостью темперамента.
- Презентация: картина Рембрандта «Саул и Давид»
Если мы обращаемся к русской музыкальной культуре, нельзя обойти стороной прекрасный жанр русского романса. И в романсах поднимается тема христианства и библейских образов. В «Еврейской мелодии» М. Балакирева на стихи М. Лермонтова сосредоточились переживания Давида в годы его преследования царем Саулом.
Дух Господень отступил от Саула. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.
Идет война между Израилем и Филистимлянами, и великан Голиаф бросает вызов израильтянам, предлагая поединок один на один. Давид заявляет, что он сможет победить Голиафа. Отказавшись от предложения надеть царские доспехи, он убивает Голиафа пращей.
Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Долго Давид не может найти себе убежище от мстительности царя Саула.
Вторая половина концерта будет посвящена музыке XX века. Может ли современный композитор раскрыть новые грани в давно изученной Библии?
Через библейские сюжеты и образы раскрывались вечные темы, волнующие человечество – жизнь и смерть, добро и зло, красота и любовь, вечное и земное. Годы атеизма наложили на музыкальную культуру первой половины ХХ века печать. Библейская тема была закрыта для композиторов.
Однако в начале 60-х годов в творчестве некоторых молодых композиторов стало зарождаться религиозное направление. Оно было во многом, реакцией на атаки, которым подвергалась в те годы творческая интеллигенция. Это была попытка найти в неприглядном мраке свет. Ярким примером такого обращения может служить творчество Софьи Губайдулиной, Георгия Свиридова, Альфреда Шнитке и многих других композиторов.
Ярчайшим представителем века ХХ в музыке является И. Стравинский. В отличие от советских композиторов он не был скован рамками политического режима. Перу композитора принадлежит множество произведений, связанных с библейскими сюжетами.
- Презентация: картина Рембрандта «Жертвоприношение Авраама».
Для вас прозвучит Священная баллада «Исаак и Авраам» для баритона и оркестра. Баллада рассказывает о ветхозаветной истории про Авраама, по велению свыше, должен принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу. Авраам уже занес над своим сыном, связанным как агнец, нож, но вдруг ангел Господень взывает к Аврааму, и велит ему остановиться. Авраам прошел испытание на верность Богу.
Написана баллада не просто на библейский текст, на музыку здесь положен библейский иврит.
- Презентация: картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды»
А теперь обратимся к одной из роковых тем – теме предательства. Обратимся к сцене предательства Иисуса Христа его учеником и другом Иудой. Эту тему раскрывает в своем Втором скрипичном концерте А. Шнитке. Здесь вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились в яркой контрастной драматургии.
Композитор сумел передать в нетеатральном концертном жанре театрализованную наглядность. Линию Христа, 12 апостолов и учеников образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию Иуды и толпы — отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные и фортепиано.
На этом, уважаемые слушатели, наша беседа подошла к концу. Спасибо за внимание!
Подготовила студентка 4 курса отделения «Теория музыки» Севрюгина О.А.
Класс Лекторского дела Г.Я.Тарасовой