«Скрипка и немножко…»

Рецензия на паблик-толк
«О субъективном реализме музыки и жизни»

Выполнил студент IV курса отделения «Теория музыки» Александр Шлопов

Класс музыкальной критики Г.Я. Тарасовой.


30 марта 2022 года в «Точке кипения» ВятГУ – расположенное на территории вуза пространство коллективной работы представителей сфер образования, науки и власти – в рамках просветительского проекта «Лекции в Политехническом» перед аудиторией с произведениями для скрипки-соло и увлекательным разговором о музыке, исполнительстве и о себе выступила выдающаяся скрипачка, лауреат международных конкурсов, президент музыкального фестиваля «Wörtersee Classics» Елена Денисова.

Перед непосредственной встречей с гостьей нашего города, ведущая самого мероприятия Наталья Поспелова – кандидат искусствоведения, заместитель руководителя центра развития местных сообществ, городской и региональной среды университета – рассказала присутствующим, с кем мы будем иметь честь проводить такой деловой, интересный и занимательный вечер в стенах университета. Наталья Ивановна набросала несколько слов к творческому портрету скрипачки. Было интересно узнать, что Елена Борисовна – выпускница центральной музыкальной школы при Московской Государственной консерватории, а также Московской консерватории по классу Климова. Она участница нескольких международных конкурсов и фестивалей, имеет обширные гастроли по Европе, и в течение уже 20 лет является президентом музыкального фестиваля «Wörtersee Classics» («Классика на Вёртер-Зе», Клагенфурт). Выход Елены Борисовны к слушателям сопровождался аплодисментами; она поблагодарила за гостеприимность и интерес к тому, что она делает, и предложила начать вечер с музыки – прозвучали две части из сонаты для скрипки-соло соль-минор Иоганна Себастьяна Баха. Это было замечательное начало! Скрипка звучала проникновенно, чисто, взывала к нашей душе. Восхитила удивительная акустика помещения, и даже подумалось, что она могла бы соперничать с филармоническим залом.

Спустя небольшой перерыв, начался блок вопрос-ответов с Еленой Борисовной. Было задано немалое количество интересных вопросов на разные темы: перцепция музыки и собственных ощущений, интерпретация музыкальных произведений исполнителями, история профессионального становления нашей гостьи. И при этом звучали не менее интересные ответы на них.

Вот один из них:

Я была обречена заниматься на скрипке благодаря моему дедушке, который очень любил этот инструмент. Сначала я занималась у частного педагога – О.Г. Дуловой, потом взрослые посчитали, что я создана для сцены, отдали меня в 6 лет в ЦМШ при Московской консерватории, обучаясь в которой я выиграла конкурс Концертино-Прага и, окрылившись этим событием, решила продолжить путь профессионального музыканта и поступила в Московскую консерваторию в класс В. Климова. Если бы я не была скрипачкой, я точно была бы актрисой. Сцена – моя жизнь! Выбора у меня не было – я должна была стать скрипачкой. Я долгое время играла на очень хорошем инструменте, который приобрел дедушка ещё за 10 лет до моего рождения. Если скрипка – продолжение твоих рук, она должна соответствовать твоим рукам и твоему внутреннему посылу – как ты слышишь звук. Мне было совершенно все равно, кто её мастер, как она называется до того момента, как я познакомилась с выдающимися музыкантами Олегом Каганом и Наталией Гутман. Олег Каган, к моему счастью, согласился со мной бесплатно заниматься. Но самое интересное здесь то, что Олег влюбился в мою скрипку – старинный французский вильём. А я влюбилась в его скрипку! Что было дальше? Вы можете себе представить? – мы просто поменялись инструментами. С этой скрипкой Олега я абсолютно сливаюсь воедино, я её обожаю.

Среди насыщенной информации публику заинтересовал ее ответ на вопрос Натальи Ивановны о ее Австрийском гражданстве:

Однажды мой муж, Алексей Корниенко (лауреат международного Рахманиновского конкурса) мне сказал: «У нас здесь нет перспектив». Это стало сигналом к отъезду! 4 февраля 1990 года (число 14 я выбрала не случайно – это день моего рождения, для начала) я улетела в Гамбург и сразу там получила работу в оркестре. Она меня ничуть не порадовала. Просто муж сказал: «Поезжай и найди работу». Уже позднее я выиграла конкурс на место концертмейстера в оркестр театра Клагенфурта. Так мы оказались в Австрии, где я получила бессрочный контракт.

В это же время, когда мы устроились на работу в Австрии, распался Советский Союз. Как только мы получили австрийское гражданство, мы сразу же переехали в Вену, которая мною воспринималась как некоторое подобие потерянной Москвы.

Совершенно естественным продолжением разговора звучали откровения Елены Борисовны об австрийских слушателях:

Слушатели в Европе и России отличаются друг от друга очень. Это разные планеты. Но у каждой страны – свои традиции. Для меня российская публика – самая любимая, потому что она самая требовательная. Публика в Австрии считает себя образованной. Она знает, как зовут Шуберта, когда умер Моцарт и на каком кладбище похоронен Бетховен. Но, в моём понимании, это абсолютно нулевые знания, которые ничего не дают для того, чтобы чувствовать и воспринимать музыку подкожно. Вот характерный пример. В отличие от русских слушателей, австрийская публика не покупает программки – экономит на всём. Организуя фестивали, мы как раз стараемся дать максимально подробную информацию о предстоящих концертах и произведениях. Это о чём говорит? О том, что публика в Австрии ужасно поверхностная, иногда просто бестактная.

На вопрос «Как вы относитесь к музыкальным конкурсам» Елена Борисовна ответила:

«Вопрос этот очень существенный и болезненный, что является еще одним доказательством, как мы субъективны в нашем музыкальном реализме. Я сама принимала участие в восьми конкурсах. У меня не было ни разу, ни одной первой премии. В то время те, кто ее не имел, были никто. В Госконцерте я постоянно слышала: «Девочка, куда вы? У нас первые премии в очереди стоят…» Этот момент очень горький. Я не имела ни одной зацепочки, чтобы получить турне за границу, потому что была лауреатом только второй и дважды третьей премий. Что плохо в этом важном для исполнителя деле? Истинные таланты, самородки, личности не вписываются в рамки конкурсных оценок. Поэтому бывает так, что человек играет очень хорошо, но в целом по установленным критериям он не проходит. Балльная система, на мой взгляд – это ошибка природы. Но без конкурсов нет человека на сцене, это правда. Это важная ступень в карьере музыканта.»

Действительно, проблема исполнительских конкурсов устоялась еще с времен их первого появления в начале XX века, тогда большинство конкурсов были именные и создавались под именами известных композиторов: Изаи, Шопен и так далее. Множество людей критикуют конкурсы по разным предметам обсуждений. К примеру, критика преобладания стабильности и выносливости исполнения над художественными ценностями в критериях оценивания. Также критика аспекта конъюнктурности – зависимости социального успеха от знакомств и связей, социальной поддержки в лице авторитетных педагогов, родственников и так далее. И несмотря на данные проблемы, конкурсы являются важной частью активного исполнителя. Они помогают сформировать общественный образ инструменталиста, показать свои навыки миру.

Комментируя тему субъективизма музыки и жизни, Елена Денисова подчеркнула:

Я убежденно и охотно называю себя рабом композитора. Я никогда не пыталась импровизировать, дирижировать, я вижу перед собой ноты и сразу же попадаю в ту самую реальность, от которой мы, исполнители, никуда уйти не можем. Я не придумываю текст и следую за ним. Но дальше наступает субъективная оценка этой реальности. У меня она своя. Недаром существуют такие разнообразные трактовки произведений. Считаю, что исполнитель не просто интерпретирует произведение композитора, но в определенном смысле вступает с ним в сотворчество. Без интерпретатора нет музыки, она мертва.

Завершая творческую встречу, Елена Денисова исполнила сарабанду из сонаты для скрипки-соло ре-минор Иоганна Себастьяна Баха.

…Мой первый поход в Инженериум ВятГу стал для меня двойным открытием: удивительная публика, казалось бы, далекая от музыкального искусства с глубоко профессиональной точки зрения, но чувствительная слухом к звукам музыки, внимательная, заинтересованная, и еще главное – я познал радость встречи с восхитительной Еленой Денисовой!

Комментарии запрещены.