…Вероника Прадед выходит на сцену… Поклон, изящный инструмент с надписью «PRADZED», первые звуки, тающие в пространстве гудящего зала… Я на концерте Вятского оркестра русских народных инструментов им. Ф.И. Шаляпина под управлением заслуженного артиста Александра Чубарова.
– Дорогие друзья! – к публике обратился дирижёр. – С учётом того, что наша программа составлена из произведений современных композиторов, нужно уточнить: то, что вы слышали сейчас – настройка инструмента, а не начало произведения.
Из зала доносится добродушный смех.
«Музыка, которая написана для нашего инструмента, ни на каком другом инструменте не прозвучит так же, как на цимбалах» – делится Вероника Прадед, цимбалистка, солистка Минской филармонии, лауреат многочисленных международных и республиканских конкурсов. – «У цимбал своё акустическое сонорное «лицо», колоритный тембр, который ни с чем не перепутать. По протяжённости звук похож на колокола, в мягких лирических фрагментах – на гусли, по чёткости артикуляции – на ударные инструменты. Всё вместе складывается в уникальную звуковую ауру».
Удивительно преображение, происходившее с солисткой. На сцену выходит, смущённо улыбаясь, исполнительница. Но вот Вероника Прадед садится за свой инструмент – и перед публикой предстаёт собранный и сосредоточенный Музыкант. Непередаваемый, пленительный, пламенный темперамент захватывал собой весь оркестр, вёл и увлекал его за собой. А пластика! Кажется, если убрать звук, всё содержание музыки могут передать движения рук – гибких, стремительных, артистически выразительных. Здесь и парящие над струнами руки сказителя-гусляра, и поражающая своей точностью и скоростью мелкая пассажная техника, и мелькающие завихрения трели… Невольно на ум приходит ассоциация работы ювелира или средневекового алхимика. Струнам подвластно всё: проникновенная, задушевная лирика, искристое веселье, мистический космос экзистенциализма.
Программу составили, пожалуй, все крупные Концерты для цимбал и оркестра русских инструментов. Солистка придерживается своей принципиальной позиции: «На цимбалах можно играть вообще всё, но моя личная голубая мечта – чтобы мы не паразитировали на чужом репертуаре, а играли своё, родное. Пытаться кому-либо доказать, что мы можем справиться с произведениями Моцарта, Баха, Рахманинова, Шопена не хуже других – дело неблагородное. А вот завоевать своё пространство, музыкальное и репертуарное, найти поле самостийности – цель, к которой действительно стоит стремиться».
Первый номер программы – и сразу премьера: композитор С. Янкович специально для выступления Вероники Прадед на фестивале «Вятская весна» сделал красочное переложение своего концерта для цимбал и камерного оркестра для народного оркестра.
Концерт В. Курьяна с первых нот вовлек слушателей в стремительный вихрь токкаты, гипнотизирующей резкой диссонантностью ритмов и интервалов. Тревожное напряжение сменяется кантиленой, медитативная истома «гавайского» звучания цимбал во второй части – для игры вибрато используется специальный металлический ключ… финал. Сжатое в пружину тремоло цимбал – и оркестр откликается волной басовитого гула, словно дремлющий гигант размыкает сонные очи. Цимбалы соло диктуют свою императивную тему, окутывают мерцающим облаком звуков, требуют, вызывают, отчаянно и решительно «вытягивают» из оркестра ответную реплику. Окончание произведения неоднозначное: длительная, «космическая» сольная каденция и как итог – смешанный вихрь глиссандо и бессильно упавшие на струны молоточки-мизрабы…
Музыкальный вечер продолжил Концерт для цимбал и народного оркестра М. Броннера. «Это сейчас звучит, а месяц назад это был просто набор нот» — смеялись на репетиции оркестранты. Концерт поражает сложностью ритмических переплетений, полноводная, в полный голос лирика берёт за живое, вызывает ассоциации с фантастическими пейзажами. Их сменяют подавляющие урбанистические мотивы, жёсткие ритмы, упрямые, гнущие свою линию басы, сухие щелчки ударных, далёкие завывания сирены. Но всё на круги своя возвращает звонкий гусельный перебор цимбал.
Свежую атмосферу ослепительного света, красочного и многолюдного праздника внесло «Солнячне коло» И. Гайденко. Здесь блестящая россыпь цимбал – не смятённый полёт мысли в глубинах космоса, а огненное забытье танца и пронзительный, острый миг внезапного озарения, постижения простой жизненной мудрости. В этом сплаве глубинной, генетической песенности и магнетического ритма, пылающего солнца и многоликой общности танца есть что-то древнее, языческое – «Свет и сила, бог Ярило, красное солнце наше…».
Ярким заключением концерта стал темпераментный молдавский танец «Жок» в обработке М. Горобцова для цимбал и оркестра русских инструментов.
Сцена опустела. Как обидно, что на такие концерты собирается ничтожно мало слушателей. Казалось бы: незнакомый, диковинный инструмент, прославленный исполнитель, замечательный оркестр, музыка современных композиторов должны привлечь как искушённых профессионалов, так и постоянную публику Вятской филармонии. Что это – мимолётное сновидение провинциальной музыкальной жизни? Или закономерность, согласно которой прогрессивные концерты прославленных музыкантов (если они, конечно, не привозят эстрадную программу) обречены на полупустые залы?
И всё-таки. Остаётся надежда, что Вероника Прадед станет ожидаемой гостьей в нашем городе.
Автор рецензии: студентка IV курс отделения «Теория музыки» Н. Прилукова
Класс музыкальной критики: Г.Я. Тарасова