Пустой зал Московской филармонии и при этом около двух миллионов зрителей. Полторы тысячи пустых кресел и при этом аншлаг.
Мы все в плену опасного вируса…
«Домашний сезон» – так назван уникальный проект Московской филармонии, позволяющий нам в столь сложное время утешаться выступлениями ведущих исполнителей в формате прямой трансляции. Инициативу поддержали лучшие российские музыканты и творческие коллективы. 20 марта 2020 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся первый такой концерт: «Домашний сезон» открыл пианист Денис Мацуев.
Ведущий концерта, музыковед Ярослав Тимофеев напомнил о главной идее проекта: «Сегодня филармония – это концертная площадка, но изначально этим словом обозначалось сообщество людей, любящих музыку. Содружество, которое само организует музыкальную жизнь. В нём одинаково важны и те, кто создают музыку, и те, кто её слушают. Сегодня мы вернёмся к первоначальному смыслу слова «филармония», ведь наши артисты жаждут продолжать делиться с вами музыкой, а вы хотите, чтобы музыкальная жизнь не останавливалась».
Для открытия «Домашнего сезона» Денис Мацуев выбрал оптимальную программу – «Времена года» П. И. Чайковского – музыку, близкую и понятную каждому слушателю. Пьесы этого цикла рождают в воображении целую галерею ассоциаций и образов, отражают множество контрастных состояний: это сцены из бытовой жизни, впечатления от природы, от встреч с людьми…
П. И. Чайковский был композитором-романтиком, и, прежде всего, его волновали крайние состояния человека: отчаяние и восторг, любовь и смерть. Во «Временах года» крайних состояний нет. Пьесы цикла – это ткань жизни, красота повседневности. Художник видит красоту в том, что многие воспринимают, как серую обыденность. Но во времена, когда мир сходит с привычной колеи, когда течение будней нарушено, мы все начинаем замечать эту красоту. В такие моменты «Времена года» Чайковского это не только красивая музыка, но и терапия.
Мастерское владение инструментом, психологический настрой солиста позволили ощутить самые разные градации настроений цикла: светлая меланхолия в пьесах «Июнь. Баркарола» и «Октябрь. Осенняя песнь», удаль и весёлый задор февральских гуляний – «Масленица». «Сентябрь. Охота» возвестил бодрящими трубными кличами. Особенно тепло, по-домашнему прозвучала первая пьеса «Январь. У камелька»: пространство между экранами словно исчезло, почувствовалось живое дыхание музыки.
Предваряя исполнение «Времён года» вступительным словом, ведущий концерта чутко отметил: «В трудные времена Чайковский словно ласково напоминает нам о том, что жизнь продолжается, о том, что ход времён нельзя остановить, и о том, что у природы нет плохой погоды».
Во второй части концерта Денис Мацуев сменил амплуа и продемонстрировал другую сторону своих творческих возможностей, исполнив несколько джазовых композиций вместе с Андреем Ивановым (контрабас) и Александром Зингером (ударные). В исполнении музыкантов прозвучала Импровизация на знаменитую «Голубую рапсодию» Д. Гершвина. Парящие джазовые мелодии и сочный гармонический колорит композиции сменило поэтическое исполнение Баллады. Сочинённая самим Денисом Мацуевым, эта музыка прозвучала лирическим размышлением, приоткрыв ещё одну грань его таланта. Особый интерес вызвала джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, где главная тема предстала в самых контрастных сопоставлениях: то нежная и спокойная, то игривая и резвая, то суровая и угрожающая.
Прозвучал последний аккорд, зал погрузился в полную тишину…
И тогда пианист обратился к зрителям трансляции: «Сегодня в зале Чайковского нет никого, но я прекрасно знаю и чувствую, что вы сейчас смотрите этот концерт, сидя в уютной домашней обстановке».
Интересной задумкой виртуальных концертов стал флешмоб, предложенный организаторами проекта. Аплодисменты, как проявление открытой душевной щедрости и восхищения талантом, неизменно порождают чувство максимальной сопричастности, единства слушателя и музыканта. Многие зрители трансляций с энтузиазмом поддержали эту инициативу и отправили в редакцию многочисленные видео с выражением благодарности музыканту.
Сразу после концерта Денис Мацуев поделился своими ощущениями в своём блоге: «Когда я только начал играть «Времена года», чувствовал себя абсолютно не в своей тарелке, потому что отдача зала, «химия», энергетика, которая тебя вдохновляет и заставляет удерживать её в течение всего концерта, отсутствовала, словно меня окружила глухая стена. При этом ты понимаешь, что в этот момент тебя видят и слышат миллионы. Только к середине цикла я пришёл в себя от борьбы с отсутствующей энергетикой в зале. К таким концертам нужно готовиться совершенно по-другому и совершенно иначе настраиваться»
Сегодня мир словно потерял свое равновесие… Но жизнь продолжается, и нетленные шедевры музыкального искусства, как и подвижническая деятельность самих музыкантов послужат лучшей терапией от сегодняшних невзгод.
Материал подготовила Кожевникова Виктория студентка IV курса отделения «Теория музыки». Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой