В детстве, пожалуй, у всех возникают фантазии на тему будущей профессии: кто-то представляет себя космонавтом, покоряющим таинства Вселенной, кто-то хочет стать доктором и спасать жизни людей. Татьяна Викторовна Рябова до сих пор вспоминает, как, будучи ещё маленькой девочкой, она усаживала кукол на кровать, проводила для них музыкальные занятия и даже ставила оценки. Прошли годы, и сегодня мы знаем Татьяну Викторовну как замечательную органистку, концертирующего музыканта и талантливого педагога.
Татьяна Викторовна родилась в городе Кирове в самой обычной семье. Её родные не были профессиональными музыкантами: мама любила петь, дедушка немного играл на гармошке. Досуг детей в этой семье был разнообразен, всем нашлось занятие по интересам: сестра ходила в балет, брат в кружок юного техника, а Таню «пристроили» в Первую музыкальную школу. Будучи любопытным и активным ребёнком, девочка много читала, с увлечением занималась спортом: художественной гимнастикой, лёгкой атлетикой, шахматами. В музыкальной школе Таня занималась в классе Татьяны Михайловны Сырчиной, которая разглядела в ученице яркие музыкальные способности и настояла на продолжении обучения. «Часто у подростков бывает так, что они не понимают, чего хотят. Я вспоминаю время, когда оканчивала музыкальную школу и поступала в училище. В этот период ты не совсем понимаешь, чего хочешь от жизни, не знаешь, что будет дальше, поэтому вопрос выбора профессии встаёт очень остро. Хорошо, когда попадается человек, который помогает определиться. Я рада, что мой педагог настояла на этом и разглядела мои способности. Мы с Татьяной Михайловной до сих пор поддерживаем тёплые отношения», – делится сегодня Татьяна Викторовна.
После окончания музыкальной школы юная пианистка прошла серьёзный конкурс на фортепианное отделение в Кировское училище искусств и поступила в класс Ларисы Михайловны Лихачёвой. Любая тема или вопрос студентки находили понимание опытного педагога, выбор учебного репертуара всегда принимался путём совместного обсуждения с преподавателем: ноктюрны Шопена, Третий концерт Прокофьева, сонаты Бетховена…
Ежедневные занятия, трудолюбие и творческая инициатива давали отличные результаты и, наверное, совсем не случайно в это время состоялось знакомство Татьяны с органом. В Кирове тогда отреставрировали архитектурный памятник нашего города Александровский костёл, где вечерами на концертах пропадали студенты. Однако, осознание, что Татьяна хочет серьёзно заниматься органом, пришло чуть позже.
Нижегородская Государственная консерватория им. М. И. Глинки стала следующим этапом профессионального становления: не так далеко от дома, да и преподаватель настояла на своей Alma mater. Профессор консерватории, известная пианистка Ольга Анатольевна Лебедева, всячески поддерживала творческие устремления своей студентки, которая, занимаясь в классе специального фортепиано, параллельно осваивала ещё одно исполнительское направление – орган.
Более всего Татьяну привлекала концертно-исполнительская деятельность: «В концертной деятельности есть возможность путешествовать по разным городам и даже странам. Смена обстановки – это всегда здорово. К тому же мне интересно посмотреть и попробовать разные инструменты, это для органиста очень важно».
Месяц после окончания консерватории Татьяна провела в родном Кирове, вела концерты в органном зале, ассистировала приезжим артистам, набиралась концертного опыта. Когда представилась возможность побывать на мастер-классе в Германии, поехала, не раздумывая. Чтобы накопить деньги на учёбу, целый год работала няней в семье кантора, церковного органиста в Гёттингене. Практиковаться в немецком языке было не бесполезно, ведь приходилось рассказывать детям сказки на ночь, занимать их играми.
Учёба в Высшей школе музыки в Гейдельберге на двух отделениях – церковная музыка и орган – не только профессионально оснастила её, но одарила новыми впечатлениями, эмоциями. В обучение входили орган, импровизация, дирижирование хором, вокал, клавесин (basso continuo). Молодая органистка с удовольствием пела в хоре, часто играла в церкви. Музыканты исполняли весьма серьёзные сочинения: «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию», «Реквием», кантаты Баха. «Перед выходом на сцену естественно присутствует волнение, но это больше не от страха, а от чувства ответственности. Ты должен выйти и подарить людям радость от общения с музыкой».
Прошли прекрасные шесть лет творческого познания, совершенствования. В 2010 году Татьяна Викторовна вернулась в родной колледж в качестве преподавателя. Когда колледж приобрёл орган, понадобились педагогические ориентиры для новой музыкальной дисциплины: «Программа, которую я написала, строится по стилистике разных временных эпох. За три семестра мы проходим музыку эпохи Барокко, Романтизма и современную музыку. На мой взгляд, это логично для ознакомления с инструментом».
Сегодня органистка активно выступает в Зале органной и камерной музыки Александровского костёла, Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Латвии, Израиле. В ближайшем будущем она планирует концертные поездки в Европу. Творческое совершенствование продолжается…
Материал подготовила Кожевникова Виктория студентка IV курса отделения «Теория музыки». Класс музыкальной критики Г. Я. Тарасовой